Классификация теории личности в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Психология человека как личности возникла и стала развиваться сравнительно недавно. Время существования психологии личности – около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. Так же психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной как для глубокого научного понимания, так и для ее описания. Кроме того психология личности оказалась зависима от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, педагогика, социология, право.

Содержание

Введение…………………………………………………..……3
Теории личности…………………………………………...5
Теории личности в отечественной психологии………….6
Теория развития личности Л. И. Божович……………6
Деятельностная теория личности……………………..8
Теория личности С.Л. Рубинштейна…………………11
Теория установки Д.Н. Узнадзе………………………13
Заключение…………………………………………………….15
Библиография………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация теории личности в отечественной психологии.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра   социально – педагогического образования

 

Контрольная работа по дисциплине:

Психология личности

Классификация теории личности в отечественной психологии

 

 

 Выполнила студентка

              Ф.И.О.  Фаизова Т.А.

                Факультет З О и Д О Т,

                группа ЗФ-209/080-4-1М

 

                 Научный руководитель:

                 Ф.И.О. Исакова Ю.Б.

                 Ученая степень и звание

                 ст. преподаватель каф. СПО

 

 

Челябинск

2015

 

Содержание

Введение…………………………………………………..……3

  1. Теории личности…………………………………………...5
  2. Теории личности в отечественной психологии………….6
    1. Теория развития личности Л. И. Божович……………6
    2. Деятельностная теория личности……………………..8
    3. Теория личности С.Л. Рубинштейна…………………11
    4. Теория установки Д.Н. Узнадзе………………………13

Заключение…………………………………………………….15

Библиография………………………………………………….16

 

Введение

Человеческая психика существует в некоей целостности. Это личностная,  субъективная, неразделимая системность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. Однако при всей разноголосице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обобщенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной литературе по психологии [псих.сосн].

Современное состояние вопроса о психологии личности в науке можно охарактеризовать следующим образом.  Несмотря на то, что психологией личности ученые интересуются с древнейших времен и что уже около ста лет эта область  знаний в психологической науке существует как самостоятельная, до сих пор нет единства в понимании многих вопросов психологии личности.  Это касается почти всех научных вопросов, возникающих в данной области знаний, начиная от определения личности и выбора методов ее изучения,  кончая теориями личности и способами практического воздействия на нее [1]. 

Психология человека как личности возникла и стала развиваться сравнительно недавно.  Время существования психологии личности – около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет.   Так же психология личности  как явление оказалась чрезвычайно сложной как для глубокого научного понимания, так и для ее описания. Кроме того психология личности оказалась зависима от развития других  наук, которые связаны  с психологией человека.  Это философия,  педагогика, социология, право.   Приоритет в изучении  личности принадлежит психологии, но, при изучении проблем личности, психологи  наталкиваются на моральные, этические, социальные, правовые и другие вопросы. 

В западной психологии становление психологии личности можно датировать концом 1930-х годов, когда вышли первые обобщающие книги по личности К.Левина,  Г.Олпорта и Г.Мюррея.   В нашей стране эта проблематика долгое время была фактически закрытой для реальных исследований по причине ее повышенной идеологической остроты, вместе с такими дисциплинами как психодиагностика, психотерапия, социальная психология и социология – их «размораживание» началось только с конца 1960-х гг., когда серьезный разговор о личности в гуманитарных науках стал вновь возможен.

До этого в учебниках для пединститутов разделы про личность ограничивались общими словами, личность, по сути, сводилась к характеру, а характер – к темпераменту и другим индивидуально-типологическим особенностям, такая характеристика личности как ее направленность фактически сводилась к идеологическому параметру индивидуализм – коллективизм.

Практически первой отечественной книгой, в которой проблемы личности раскрывались профессионально, а не через идеологию, стала книга И.С.Кона «Социология личности» (Кон, 1969), а на передний план вопросы психологии личности стали выдвигаться только в 1980-е годы.

Создано немало социально-психологических теорий личности, которые позволяют говорить о ней как о индивидуальности и вместе с тем социально-психологическом явлении.

 

Теории личности

В современной психологии изучают семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения. Вот  почему можно предложить лишь следующее  схематическое определение: личность – это многомерная и многоуровневая система психологических  характеристик, которые обеспечивают  индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека[3].

Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений  о природе и механизмах развития личности.  Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.  Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключается в следующем:

    1. Каков характер главных источников развития личности – врожденный или приобретенный?
    2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
    3. Какие процессы являются доминирующими в структуре личности – сознательные (рациональные) или бессознательные (иррациональные)?
    4. Обладает ли личность свободой воли, и в какой степени человек осуществляет контроль над своим поведением?
    5. Является ли личный (внутренний) мир человека субъективным, или внутренний мир объективен и может быть выявлен с помощью  объективных методов?

В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых комбинаций  таких ответов, или теорий личности. Выделяют психодинамическую,  аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозициональную теории личности [3].

 

Теории личности в отечественной психологии

В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Льва Семёновича Выготского.

Выготский Лев Семёнович (1896-1934) — советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций. Родился 17 ноября 1896 в Гомеле. Учился в Московском университете (филологический факультет) и на юридическом факультете Института Шанявского, профессионально занимался литературоведением и психологией искусства. В 1924 работал младшим научным сотрудником в Психологическом институте в Москве, где вскоре стал центральной фигурой в группе молодых ученых, среди которых были А.Н.Леонтьев и А.Р.Лурия.  Выготский внес большой вклад в развитие истории психологии, патопсихологии, нейропсихологии, дефектологии , психологии эмоции и др. Его учениками были такие крупные отечественные психологи как А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Н.Г.Морозова, Л.С.Славина, Р.Е.Левина, Д.Б.Эльконин. Ряд зарубежных исследователей и практиков также считают Л.С.Выготского своим учителем.

Значительный вклад в решение проблемы личности внесли, в частности, Алексей Николаевич Леонтьев, Лидия Ильинична Божович.

Теория развития личности Л. И. Божович

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908 г. в Курске.

Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского. Представления об активности, противопоставляемой реактивности, устойчивости и свободе личности составляли основу ее концепции личности.

Теорию, предложенную Л. И. Божович, по приведенной выше классификации можно отнести к разряду психодинамических, экспериментальных, структурно-динамических, охватывающих период развития личности с раннего дошкольного детства до юности и использующих для описания личности понятия, характеризующие внутренние свойства и особенности человека.

Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введенные Л. С. Выготским, Л. И. Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребенка в разные периоды его жизни формируется определенный взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к ее развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности.

 Теория Л. И. Божович опирается на понятия социальной ситуации развития и личностного новообразования. В социальной ситуации развития она выделяет внутренние процессы развития и внешние условия, их обеспечивающие. В личностных новообразованиях она выделяет центральное новообразование и потребности.

Вслед за Л. С. Выготским Л. И. Божович выстраивает линию возрастных кризисов: новорожденное, 1-го года, 3 лет, 7 лет и подросткового возраста. Деление развития на этапы выглядит у нее так:

    1. младенчество: начинается кризисом новорожденное; ребенок характеризуется беспомощностью, его деятельность опосредуется взрослым; центральным новообразованием являются аффективно заряженные представления;
    2. раннее детство: начинается кризисом 1-го года; ребенок характеризуется самостоятельностью; со стороны взрослых к нему уже предъявляются требования; центральным новообразованием является система "Я", появляется потребность в самоутверждении;
    3. дошкольное детство: начинается кризисом 3 лет; центральное новообразование - внутренняя позиция, потребность в которой (внутренняя позиция школьника) и появляется;
    4. младшее школьное детство: начинается кризисом 7 лет; начинает осознаваться свое социальное "Я"; со стороны взрослых предъявляется новая система требований.

Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке, что, само собой разумеется, никоим образом не соответствовало идеологизированному учению советских психологов.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в насквозь идеологизированной обстановке, тем не менее, ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты, запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Деятельностная теория личности

Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Наиболее значимый  вклад в развитие данной теории внесли, прежде всего Л. С. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,  К. А. Абульханова-Славянская и А. В. Брушлинский.  Деятельностная теория личности имеет ряд общих черт с поведенческой, гуманистической и когнитивной теориями.  Главным источником развития в этой теории является деятельность, понимаемая как сложная система взаимодействия субъекта с миром. Принципиальное отличие деятельностной теории от поведенческой заключается в том, что средством научения здесь выступает не рефлекс, а особый механизм интериоризации, благодаря  которому, происходит усвоение общественно-исторического опыта.

Алексей Николаевич Леонтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, там же) — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.)

А. Н. Леонтьев представил свою концепцию структуры и развития личности, в которой центральное место отведено понятию деятельности. Согласно приведенной классификации теорию А. Н. Леонтьева можно оценить как психодинамическую, неэксперимегтальную, структурно-динамическую, охватывающую всю жизнь человека и описывающую личность в психологических (мотивы) и поведенческих (деятельность) терминах.

Как и у Л. И. Божович, основной внутренней характеристикой личности у А. Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к её мотивам, к тому, что её побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены (иерархизированы), тем богаче сама личность.

Концепция деятельностного опосредования межличностных отношений. Формула "Личность = индивид". Личность как система устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из его участников. Личностный смысл. Одним из немногих оригинальных отечественных подходов, который правомерно рассматривать как сравнительно целостную самостоятельную психологическую теорию личности, является теория А.Н.Леонтьева. Все публикации Леонтьева А.Н., посвященные психологии личности, укладываются в очень небольшой отрезок времени - фактически в пять лет. А.Н.Леонтьев принципиально выводит понятие личности за пределы понятия психики в плоскость отношений с миром; как он сформулировал позднее, "проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов". Это положение, идущее от Выготского, коренным образом отличает подход А.Н.Леонтьева от взглядов А.Ф.Лазурского, С.Л.Рубинштейна, В.С.Мерлина и почти всех других отечественных и зарубежных авторов. Согласно представлениям А.Н.Леонтьева, личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, "личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство  - личность - не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни".

Информация о работе Классификация теории личности в отечественной психологии