Классификация теории личности в отечественной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:31, контрольная работа

Краткое описание

Психология человека как личности возникла и стала развиваться сравнительно недавно. Время существования психологии личности – около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. Так же психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной как для глубокого научного понимания, так и для ее описания. Кроме того психология личности оказалась зависима от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, педагогика, социология, право.

Содержание

Введение…………………………………………………..……3
Теории личности…………………………………………...5
Теории личности в отечественной психологии………….6
Теория развития личности Л. И. Божович……………6
Деятельностная теория личности……………………..8
Теория личности С.Л. Рубинштейна…………………11
Теория установки Д.Н. Узнадзе………………………13
Заключение…………………………………………………….15
Библиография………………………………………………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация теории личности в отечественной психологии.docx

— 52.60 Кб (Скачать файл)

Положив в основу понимания личности категорию предметной деятельности, анализ ее внутреннего строения, ее опосредствований, и порождаемых ею форм психического отражения, А.Н. Леонтьев выдвинул тезис , что «… реальным базисом личности  человека является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей»[2].

А.Н. Леонтьев предложил исследовать «межмотивационные»  отношения, которые, складываясь, характеризуют собой строение личности.

Вслед за работой А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность.» и как бы в ее продолжение вышла монография А.В. Петровского «Личность.  Деятельность. Коллектив.». 

Распространив понятие «личность» на область интериндивидных  отношений. А.В. Петровский предложил рассматривать личность в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи образуют особое качество групповой деятельности, которое опосредует эти личностные проявления [2].  В этом случае  личность как бы приобрела собственное бытие, отличающееся от бытия индивида. Однако данный способ интерпритации личности имел свое ограничение и побуждал к постановке новых проблем.

Ответ на возникшие вопросы позволил открыть ещё один способ интерпритации личности как системного качества – метаиндивидную личностную атрибуцию.

Теория личности С.Л. Рубинштейна

Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката.

С.Л.Рубинштейн - выдающийся психолог и философ - открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии. В XX столетии именно он стал основоположником наиболее глубоко разработанной философско-психологической теории деятельности. Это субъектно-деятельностная концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми из его учеников ипоследователей Он - автор первой в СССР оригинальной онтологии и философской антропологии, с позиций которых он принципиально по-новому разработал теории человека, свободы, субъекта и объекта, субъективного, идеального и объективного, психического и физиологического.

На основе своей целостной концепции С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические теории личности, мышления как деятельности и как процесса, эмоций, памяти, речи и т.д. И все это сделано в свете общефилософского принципа детерминизма; внешние причины действуют через внутренние условия, составляющие основание развития.

В 1940 г. Рубинштейн издал книгу "Основы общей психологии", работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения.

В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Принципы методологических основ психологии С.Л. Рубинштейна очень похожи на идеи  К. Маркса.

Принцип единства сознания призывал воспринимать и понимать психические процессы, сознание как деятельность индивида и некий процесс, а не просто как нечто пассивное и рецептивное. Таким образом, деятельность человека должна стать предметом исследования психологии. Но Рубинштейн подмечает, что  личность не просто поддается влиянию деятельности, но и сама способна благодаря своему праву выбора быть активной и инициативной.

Согласно представлениям  С.Л. Рубинштейна личность как целостная единица раскрывается через триединство:

    1.  установки и потребности (то, чего хочет человек);
    2. дарования и способности (то, что может человек);
    3. закрепленные мотивы и потребности характера (то, что есть человек).

Если рассматривать личность  в качестве субъекта жизни, то она имеет следующие уровни организации:

    1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).
    2. Личностный склад (особенности характера и особенности).
    3. Психический склад (специфичность психических процессов индивида).

Не последнее место в концепции Рубинштейна занимает вопрос самосознания и сознания. Его понимание самосознания является оппозиционным по отношению к  пониманию идеалистическому, которое является замкнутым на себе. Понимание Рубинштейна содержит опосредованное жизненными явлениями отношение к миру, к себе. Самосознание вырастает из сознания, а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна была опубликована спустя сорок  лет после его ухода из жизни, благодаря ряду авторов, продолжающих дело этого выдающегося человека.

Теория установки Д.Н. Узнадзе

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) - грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки и глава грузинской психологической школы, директор Института психологии Ан Грузии.

Психологическая теория, согласно которой установка – это целостное изменение личности, возникающее в процессе взаимоотношений организма со средой и определяющее собой всю психическую деятельность. Отражение действительности осуществляется через посредство установки субъекта. Она рассматривается как ключ для понимания единства и целесообразности поведенческой деятельности живого существа. Образование и функционирование установки подчиняется физиологическим закономерностям. Различаются основные особенности установки: динамичность – инертность, пластичность – "грубость", вариабельность – контактность, стабильность – лабильность, легкость или трудность возбудимости.

Особенности фиксированной установки являются показателем типологических черт личности человека. Учениками и сотрудниками Д.Н. Узнадзе изучены характерные изменения установки при неврозах, психических заболеваниях, локальных органических поражениях головного мозга (Бжалава И.Т., Бежанишвили Б.И., Цуладзе С.В.).

Теория установки в отечественной психологии привлекается для изучения неосознаваемых форм психической деятельности и своей материалистической детерминированностью противопоставляется психоаналитической концепции бессознательного.

 

Заключение

Изучая теории личности отечественных психологов, можно заметить, что они не обладают желательным уровнем ясности, но их изучение делает возможным систематическое продвижение в этом направлении. Главная идея теорий личности состоит в том, что основные положения о природе человека образуют фундамент, на котором моделируются и проверяются взгляды на личность.

В ходе проделанной работы мы пришли к выводу, что теории личности имеют и практическое применение как объяснительного и прогностического инструмента, а так же инструмента коррекции деформации личности. Потребность в научно-психологических знаниях о личности свойственна различным сферам жизни и деятельности: экономике, политике, образованию, медицине и др. Важно, что теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Психология личности – очень молодая область исследований, особенно это относится к отечественной психологии, только в последние несколько десятилетий в этой области возникли четкие и жизнеспособные направления.

Можно с уверенностью сказать что с каждым годом количество интересных и критических исследований в данной области психологии будет расти.

 

Библиография

    1. Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
    2. Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской – М.: Эксмо, 2007. – 653[3]c. – (Образовательный стандарт).
    3. Психология:  Учебник для гуманитарных вузов  /  Под общей ред.    В.Н. Дружинина.  – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). 

 

 

 

 

 


Информация о работе Классификация теории личности в отечественной психологии