Классификация теории личности в отечественной психологии
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 16:31, контрольная работа
Краткое описание
Психология человека как личности возникла и стала развиваться сравнительно недавно. Время существования психологии личности – около ста лет, в то время как другие науки существуют тысячу и более лет. Так же психология личности как явление оказалась чрезвычайно сложной как для глубокого научного понимания, так и для ее описания. Кроме того психология личности оказалась зависима от развития других наук, которые связаны с психологией человека. Это философия, педагогика, социология, право.
Содержание
Введение…………………………………………………..……3 Теории личности…………………………………………...5 Теории личности в отечественной психологии………….6 Теория развития личности Л. И. Божович……………6 Деятельностная теория личности……………………..8 Теория личности С.Л. Рубинштейна…………………11 Теория установки Д.Н. Узнадзе………………………13 Заключение…………………………………………………….15 Библиография………………………………………………….16
Положив в основу понимания
личности категорию предметной деятельности,
анализ ее внутреннего строения, ее опосредствований,
и порождаемых ею форм психического отражения,
А.Н. Леонтьев выдвинул тезис , что «… реальным
базисом личности человека является
совокупность его общественных по своей
природе отношений к миру, отношений, которые
реализуются его деятельностью, точнее
совокупностью его многообразных деятельностей»[2].
А.Н. Леонтьев предложил исследовать
«межмотивационные» отношения, которые,
складываясь, характеризуют собой строение
личности.
Вслед за работой А.Н. Леонтьева
«Деятельность. Сознание. Личность.» и
как бы в ее продолжение вышла монография
А.В. Петровского «Личность. Деятельность.
Коллектив.».
Распространив понятие «личность»
на область интериндивидных отношений.
А.В. Петровский предложил рассматривать
личность в системе устойчивых межличностных
связей, которые опосредствуются содержанием,
ценностями, смыслом совместной деятельности
для каждого из ее участников. Эти связи
образуют особое качество групповой деятельности,
которое опосредует эти личностные проявления
[2]. В этом случае личность как бы
приобрела собственное бытие, отличающееся
от бытия индивида. Однако данный способ
интерпритации личности имел свое ограничение
и побуждал к постановке новых проблем.
Ответ на возникшие вопросы
позволил открыть ещё один способ интерпритации
личности как системного качества – метаиндивидную
личностную атрибуцию.
Теория личности С.Л. Рубинштейна
Сергей Леонидович Рубинштейн
родился 18 июня 1889 г. в Одессе, в семье адвоката.
С.Л.Рубинштейн - выдающийся
психолог и философ - открыл принципиально
новые и весьма перспективные пути в развитии
психологической науки и философии. В
XX столетии именно он стал основоположником
наиболее глубоко разработанной философско-психологической
теории деятельности. Это субъектно-деятельностная
концепция, созданная им (начиная с 1910-20-ых
годов) и теперь развиваемая дальше некоторыми
из его учеников ипоследователей Он - автор
первой в СССР оригинальной онтологии
и философской антропологии, с позиций
которых он принципиально по-новому разработал
теории человека, свободы, субъекта и объекта,
субъективного, идеального и объективного,
психического и физиологического.
На основе своей целостной концепции
С.Л.Рубинштейн создал новаторские психологические
теории личности, мышления как деятельности
и как процесса, эмоций, памяти, речи и
т.д. И все это сделано в свете общефилософского
принципа детерминизма; внешние причины
действуют через внутренние условия, составляющие
основание развития.
В 1940 г. Рубинштейн издал книгу
"Основы общей психологии", работа
над которой длилась несколько лет. В ней
он, в частности, отразил свою теорию личности.
Он рассматривал личность как основание
связи всех психических процессов, ей
принадлежащих и ею управляемых. Кроме
того, личность понимается им в совокупности
своих отношений с окружающим миром, реализующихся
посредством деятельности, познания и
общения.
В рамках этой теории вполне
естественно возник гуманистический подход
Рубинштейна к личности учащегося в педагогике.
Однако наметившиеся в государстве тенденции
к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали
с пропагандируемой ученым заботой о развитии
индивидуальности субъекта. Несмотря
на это, Сергей Леонидович настаивал на
необходимости индивидуального подхода
в обучении и воспитании.
Принципы методологических
основ психологии С.Л. Рубинштейна очень
похожи на идеи К. Маркса.
Принцип единства сознания
призывал воспринимать и понимать психические
процессы, сознание как деятельность индивида
и некий процесс, а не просто как нечто
пассивное и рецептивное. Таким образом,
деятельность человека должна стать предметом
исследования психологии. Но Рубинштейн
подмечает, что личность не просто
поддается влиянию деятельности, но и
сама способна благодаря своему праву
выбора быть активной и инициативной.
Согласно представлениям
С.Л. Рубинштейна личность как целостная
единица раскрывается через триединство:
установки и потребности (то, чего хочет человек);
дарования и способности (то, что может человек);
закрепленные мотивы и потребности
характера (то, что есть человек).
Если рассматривать личность
в качестве субъекта жизни, то она имеет
следующие уровни организации:
Жизненный склад (мировоззрение,
жизненный опыт, ум, нравственность).
Личностный склад (особенности характера и особенности).
Психический склад (специфичность
психических процессов индивида).
Не последнее место в концепции
Рубинштейна занимает вопрос самосознания
и сознания. Его понимание самосознания
является оппозиционным по отношению
к пониманию идеалистическому, которое
является замкнутым на себе. Понимание
Рубинштейна содержит опосредованное
жизненными явлениями отношение к миру,
к себе. Самосознание вырастает из сознания,
а не наоборот. Последняя работа С.Л. Рубинштейна
была опубликована спустя сорок лет
после его ухода из жизни, благодаря ряду
авторов, продолжающих дело этого выдающегося
человека.
Теория установки Д.Н. Узнадзе
Узнадзе Дмитрий Николаевич
(1886-1950) - грузинский психолог и философ,
автор общепсихологической теории установки
и глава грузинской психологической школы,
директор Института психологии Ан Грузии.
Психологическая теория, согласно
которой установка – это целостное изменение
личности, возникающее в процессе взаимоотношений
организма со средой и определяющее собой
всю психическую деятельность. Отражение
действительности осуществляется через
посредство установки субъекта. Она рассматривается
как ключ для понимания единства и целесообразности
поведенческой деятельности живого существа.
Образование и функционирование установки
подчиняется физиологическим закономерностям.
Различаются основные особенности установки:
динамичность – инертность, пластичность
– "грубость", вариабельность – контактность,
стабильность – лабильность, легкость
или трудность возбудимости.
Особенности фиксированной
установки являются показателем типологических
черт личности человека. Учениками и сотрудниками
Д.Н. Узнадзе изучены характерные изменения
установки при неврозах, психических заболеваниях,
локальных органических поражениях головного
мозга (Бжалава И.Т., Бежанишвили Б.И., Цуладзе
С.В.).
Теория установки в отечественной
психологии привлекается для изучения
неосознаваемых форм психической деятельности
и своей материалистической детерминированностью
противопоставляется психоаналитической
концепции бессознательного.
Заключение
Изучая теории личности отечественных
психологов, можно заметить, что они не
обладают желательным уровнем ясности,
но их изучение делает возможным систематическое
продвижение в этом направлении. Главная
идея теорий личности состоит в том, что
основные положения о природе человека
образуют фундамент, на котором моделируются
и проверяются взгляды на личность.
В ходе проделанной работы мы
пришли к выводу, что теории личности имеют
и практическое применение как объяснительного
и прогностического инструмента, а так
же инструмента коррекции деформации
личности. Потребность в научно-психологических
знаниях о личности свойственна различным
сферам жизни и деятельности: экономике,
политике, образованию, медицине и др.
Важно, что теория личности пытается не
только объяснить, но и предсказать поведение
человека.
Психология личности – очень
молодая область исследований, особенно
это относится к отечественной психологии,
только в последние несколько десятилетий
в этой области возникли четкие и жизнеспособные
направления.
Можно с уверенностью сказать
что с каждым годом количество интересных
и критических исследований в данной области
психологии будет расти.
Библиография
Немов, Р.С. Общая психология: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400с.
Психология личности. Учебное пособие / под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской – М.: Эксмо, 2007. – 653[3]c. – (Образовательный стандарт).
Психология: Учебник для
гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н.
Дружинина. – СПб.: Питер, 2006. – 656 с.: ил. – (Серия
«Учебник нового века»).