Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:27, доклад
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (iq) составляет 50 — 70 условных единиц.
двигательно расторможенными, неусидчивыми или вялыми. Отчетливо выражены
эмоциональная лабильность и явления вегетативно-сосудистой дистонии.
Школьная успеваемость заметно снижается.
У детей второй группы на первый план в клинической картине болезни
выступают расстройства поведения, которые проявляются в виде
гипердинамического и психопатического синдромов.
Гипердинамический синдром характеризуется выраженным длительным
беспокойством с обилием лишних движений, неусидчивостью, болтливостью,
нередко импульсивностью. В тяжелых случаях поведение ребенка не поддается
самоконтролю и внешней коррекции. Гипердинамический синдром трудно
поддается и медикаментозной коррекции.
Психопатный синдром наблюдается обычно у детей с умственой
отсталостью, обусловленой черепно-мозговыми травмами или нейроинфекциями. В
основе его лежат глубинные расстройства личности с расторможением, а иногда
и с извращением грубых примитивных влечений. Расстройства поведения у этих
детей настолько грубы, что занимают центральное место в клинической картине
болезни, а недоразвитие познавательной сферы как бы усугубляет их
проявления.
У детей третьей группы, кроме умственной отсталости наблюдаются
расстройства эмоционально-волевой сферы. Они могут проявляться в виде
повышенной эмоциональной возбудимости, немотивированных колебаний
настроения, снижения эмоционального тонуса и побуждений к деятельности, в
виде нарушений эмоционального контакта с окружающими.
Среди учащихся вспомогательных школ чаще можно встретить детей с
псевдоаутизмом, т.е. нарушением контакта, обусловленным реактивными
моментами: страхом новой обстановки, новых требований, страхом перед
учителем, боязнью агрессивности детей.
Кроме того, к осложненным формам относят также умственную отсталость с
локальными церебральными расстройствами: локальным недоразвитием или
расстройством речи, локальными пространственными или лобными нарушениями,
локальными двигательными расстройствами (ДЦП).
Помимо осложненных форм, существуют также атипичные формы умственной
отсталости.
1. Эпилептические припадки встречаются у умственно отсталых детей
значительно чаще, чем у интеллектуально полноценных и тем чаще, чем
глубже недоразвитие у ребенка.
2. Группа умственной отсталости с эндокринными расстройствами включает
значительное число разных дефектов развития познавательной сферы,
при которых, кроме интеллектуального дефекта , наблюдаются первично
эндокринные или вторичные – церебро-эндокринные нарушения.
3. Расстройства зрительного и слухового анализатора отрицательно
влияют на компенсаторные и адаптивные возможности умственно
отсталого ребенка и осложняют его обучение.
Таким образом, по клиническим проявлениям все случаи умственной отсталости
делят на неосложненные, осложненные и атипичные.
Психологические особенности умственно отсталых школьников
Вспомогательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные
задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным
предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества –
честность. Правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение
к труду, скоррегировать имеющиеся у них дефекты и таким образом
–подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная
категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3% от общей детской
популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя достаточно
разнорордную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга,
имеющего широко распространенный характер.
Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей – учеников
вспомогательной школы – составляют дети-олигофрены. При олигофрении
органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся
характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие дети
составляют основной контингент вспомогательной школы.
Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи
ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие
олигофрения.
Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в
мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически
здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это
осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична.
Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической
деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных
процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое
своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно
отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально
развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим
проявлениям.
Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от
слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя
развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими
отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс,
вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их
личностную сферу.
Дидактические принципы вспомогательной школы
Различают следующие принципы обучения:
- воспитывающая и развивающая направленность обучения;
- научность и доступность обучения;
- систематичность и
- связь обучения с жизнью;
- принцип коррекции в обучении;
- принцип наглядности;
- сознательность и активность учащихся;
- индивидуальный и
- прочность знаний, умений и навыков.
1. Воспитывающая и развивающая направленность обучения
Процесс обучения во вспомогательной школе прежде всего направлен на
формирование у учащихся разнообразных знаний, умений и навыков,но,
безусловно, при обучении происходит и воспитание, и развитие учащихся.
Воспитывающая направленность обучения во вспомогательной школе состоит
в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий,
адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется в содержании
учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся
в школе и вне ее.
В учебном плане можно выделить две группы учебных предметов, которые
особенно ярко способствуют воспитывающей направленности обучения. С одной
стороны, это учебные предметы, в содержание которых включается материал,
отражающий героизм нашего народа при защите Родины и в мирном
строительстве, рассказывающий о богатствах родного края и необходимости
беречь родную природу, о людях труда, некоторых профессиях и т.д. Эти
предметы (объяснительное чтение, история, география, естествознание) дают
материал для воспитания учащихся словом. Однако эту работу необходимо
увязывать с общественно-полезной деятельностью по охране природы и
памятников истории, культуры, краеведческой работы и др.
Другая группа учебных предметов (трудовое обучение в младших классах,
профессионально-трудовое обучение, социально-бытовая ориентировка)
способствуют воспитанию честности и добросовестности, желанию быть
полезным человеком общества.
Кроме того, есть учебные предметы, способствующие эстетическому и
физическому воспитанию (физкультура, рисование, пение и музыка, ритмика).
Для решения задач подготовки умственно отсталых школьников к
самостоятельной жизни и труду большое значение имеет продуманная и четкая
организация и высокий методический уровень проведения занятий по труду,
производственной практике, хорошая техническая оснащенность мастерских,
наличие базовых предприятий по профилю обучения, соответствующая
подготовка учителей.
Развивающий характер обучения во вспомогательной школе состоит в
содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. В
условиях постоянно
отсталых школьников к жизни, направленность обучения на их общее развитие
преобретает особое значение. Однако развитие умственно отсталых
школьников без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций
не может быть достаточно успешным. Поэтому обучение во вспомогательной
школе носит коррекционно развивающий характер. Однако развивающую
направленность обучения следует отличать от коррекционной направленности.
В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого
ребенка, но развитие может быть и не связано с коррекцией.
Для развития умственно отсталых школьников нужны особые условия,
важнейшим из которых является обучение их во вспомогательной школе или
других адекватных их возможностям условиях, учитывающих психофизические
особенности развития этой группы аномальных детей. Осуществление
развивающего обучения предполагает повышение качества уроков путем
включения учащихся в активную учебную деятельность и развития у них
познавательной активности и самостоятельности.
Воспитательная и
учебный процесс.
2. Научность и доступность обучения
Принцип научности в общей педагогике предполагает отражение
современных достижений науки. Перспектив ее развития в каждом учебном
предмете.
Содержание обучения во вспомогательной школе отличается
элементарностью и практической направленностью. Несмотря на элементарный
уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам,
они должны быть научными, не
противоречить объективным
Принцип научности реализуется, прежде всего, при разработке программ и
составлении учебников, а так же в деятельности учителей и воспитателей.
Известно, что у умственно отсталых школьников могут возникать
неправильные, а подчас и ложные представления об окружающей
действительности, так как они не в состоянии понимать сущность явлений в
отвлечении от внешних, случайных признаков и связей. Поэтому с самого
начала поступления учащихся
во вспомогательную школу
им познавать окружающий мир с научных позиций, в соответствии с реальной
действительностью.
Принцип научности тесно связан с принципом доступности, ведь в
конечном счете умственно отсталые учащиеся могут усваивать только тот
материал, который им доступен.
Принцип доступности предполагает построение обучения умственно отсалых
шольников на уровне их реалных учебных возможностей.
Многолетняя практика и научные исследования показывают, что учебные
возможности учащихся вспомогательных школ весьма различны. В основе этих
различий лежат объективные причины, заключающиеся в неоднородности,
степени и характере проявлений основного и сопутствующего дефектов
развития детей. В связи с этим осуществление принципа доступности во
вспомогательной школе отличается определенным своеобразием: с одной
стороны предполагается неодинаковая степень усвоения программного
материала учащимися, имеющими разные учебные возможности, с другой –
определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения
уровня усвоения программного материала.
Принцип доступности, так же как и принцип научности, реализуется,
прежде всего, при разработке учебных программ и учебников. Содержание
обучения умственно отсталых школьников определяется на основании проверки
его в многолетней практике работы вспомогательной школы. Содержание
обучения отдельным учебным предметам непрерывно совершенствуется,
уточняется объем знаний, умений и навыков по годам обучения на основе
результатов научных исследований и передовой практики.
Принцип доступности реализуется так же в постоянной деятельности
педагогов путем применения соответствующих методов и методических
приемов. Известно, что использование наиболее удачной методической
системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно
отсталых школьников учебный материал.
3. Систематичность и
Сущность принципа систематичности и последовательности состоит в том,