Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:27, доклад
Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (iq) составляет 50 — 70 условных единиц.
первоначально имеет недифференцированный характер, они затрудняются в
выделении главных, существенных признаков объекта. Образы предметов,
возникающие в сознании, нечеткие, неполные и зачастую искаженные, в речи
часто отсутствуют соответствующие языковые средства, необходимые для
верного отражения свойств наблюдаемых объектов.
Учитывая все эти особенности учащихся, наглядные пособия нужно делать
дифференцированными, содержащими самые основные признаки объекта и по
возможности без дополнительных несущественных деталей, часто уводящих
внимание учащихся в сторону от основной цели, которой добиавается учитель
при использовании этих пособий.
Учет особенностей умственно отсталых школьников при реализаци принципа
наглядности заключается также в том, что наряду с созданием у учащихся
четких и полных представлений об окружающем мире, необходимо научить их
правильно пользоваться соответствующими словами и терминами, обозначающими
свойства предметов, признаки явлений, отношения и связи, существующие в
реальном мире. Слово учителя в этом процессе является организующим и
регулирующим фактором. Еще более возрастает роль слова в тех случаях, когда
наглядность используется для формирования у учащихся общих представлений и
понятий.
Таким образом, реализация принципа наглядности во вспомогательной
школе осуществляется по этапам.
. Обогащение чувствнного познавательного опыта, предполагающего
обучение умениями наблюдать, сравнивать и выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи;
. Обеспечение перехода созданных предметных образов в абстрактные
понятия;
. Использование абстрактной наглядности для формирования конкретных
образов предметов, явлений и действий.
7. Сознательность и активность учащихся в обучении
Сознательность в обучении означает понимание учащимися изучаемого
учебного материала: сущности усваеваемых понятий , смысла трудовых
действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков
обеспечивает успешное применение их в практической деятельности,
предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые
убеждения.
Во вспомогательной школе этот принцип относится к числу важнейших, так
как в процессе сознательного усвоения учебного материала происходит более
интенсивное психическое развитие умственно отсталых школьников. Однако, при
реализации этого принципа учитель встречается с большими трудностями.
Нарушения аналитико-синтетической деятельности, характерные для умственно
отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе его
полного понимания. Поэтому во вспомогательной школе вопрос о том, как
достичь полного понимания учебного материала учащимися был и остается
наиболее значимым. Решение этого вопроса возможно в том случае, если каждый
учитель будет применять коррекционные методические приемы, направленные на
развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли словами.
Ведь судить о том, насколько ученику понятен тот или иной учебный материал
можно прежде всего по его высказываниям, а уже потом – по характеру
применения знаний при выполнении упражнений.
Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся более осознанно
усваивать учебный материал: расчленение сложного учебного материала на
части, логически завершенные и связанные между собой, выделение главных
существенных сторон предмета или явления и отличие их от второстепенных,
несущественных, отражение в речи выполняемых практических действий, до
начала, во время и после работы, связь новых действий с ранее усвоенными ,
варьирование материала при повторении и др.
С давних пор известно, что механическое заучивание того или иного
учебного материала, не способствует осознанному его усвоению. Это означает,
что приобретенные таким способом знания ученик не может использовать в
практической деятельности, что они представляют собой пассивный фонд. Вот
почему принципу сознательности в обучении во вспомогательной школе
придается такое большое значение.
Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся
в обучении. Познавательная активность умственно отсталых школьников в
большинстве случаев сама по себе не возникает , поэтому необходимо ее
активизировать. Под активизацией учения понимается соответствующая
организация действий школьников, направленная направленная на осознание ими
учебного материала.
В массовой школе ведущим средством активизации учения школьников является
проблемный подход в обучении. Сущность его залючается в том, что учитель
ставит перед учениками учебную проблему, учащиеся совместно с учителем или
самостоятельно определяют пути поиска решения проблемы , самостоятельно или
с помощью учителя находят решение, делают выводы, обобщения, сравнения.
Если рассматривать проблемный подход в обучении как создание условий
для самостоятельной мыслительной деятельности школьников при изучении
нового учебного материала или его обобщении, то при использовании условий,
соответствующих условиям умственно отсталых школьников, его можно применить
и во вспомогательной школе как средство организации учебной деятельности.
Если учитель будет постепенно подводить школьников к новому учебному
материалу, вовлекая их при этом в рассуждения и поощряя их собственные
высказывания с анализом наблюдении или своего опыта, то такое обучение
будет способствовать активизации умственно отсталых школьников и в случаях
неверных высказываний, боле того, следует доброжелательно и внимательно
относиться к ним и терпеливо объяснять, в чем их ошибка.