Классификация умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 18:27, доклад

Краткое описание

Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 — 80%. Их уровень интеллектуального развития (iq) составляет 50 — 70 условных единиц.

Вложенные файлы: 1 файл

псих.docx

— 47.08 Кб (Скачать файл)

первоначально  имеет  недифференцированный  характер,  они  затрудняются   в

выделении  главных,  существенных  признаков  объекта.   Образы   предметов,

возникающие в сознании, нечеткие, неполные и  зачастую  искаженные,  в  речи

часто  отсутствуют  соответствующие  языковые  средства,   необходимые   для

верного отражения свойств  наблюдаемых объектов.

Учитывая все эти особенности  учащихся, наглядные пособия нужно  делать

дифференцированными,  содержащими  самые  основные  признаки  объекта  и  по

возможности  без  дополнительных  несущественных  деталей,  часто   уводящих

внимание учащихся в сторону  от основной цели,  которой  добиавается  учитель

при использовании этих пособий.

Учет особенностей умственно  отсталых школьников при реализаци принципа

наглядности заключается  также в том,  что  наряду  с  созданием  у  учащихся

четких и полных представлений  об  окружающем  мире,  необходимо  научить  их

правильно пользоваться соответствующими словами и  терминами,  обозначающими

свойства предметов, признаки явлений,  отношения  и  связи,  существующие  в

реальном мире.  Слово  учителя  в  этом  процессе  является  организующим  и

регулирующим фактором. Еще  более возрастает роль слова в  тех случаях,  когда

наглядность используется для  формирования у учащихся общих  представлений  и

понятий.

Таким образом,  реализация  принципа  наглядности  во  вспомогательной

школе осуществляется по этапам.

.  Обогащение  чувствнного  познавательного опыта,   предполагающего

обучение умениями наблюдать,  сравнивать  и  выделять  существенные

признаки предметов и  явлений и отражать их в речи;

. Обеспечение перехода  созданных  предметных  образов   в  абстрактные

понятия;

. Использование абстрактной  наглядности для  формирования  конкретных

образов предметов, явлений  и действий.

 

7. Сознательность и активность  учащихся в обучении

Сознательность  в  обучении  означает  понимание   учащимися   изучаемого

учебного  материала:  сущности  усваеваемых  понятий   ,   смысла   трудовых

действий,  приемов  и  операций.  Сознательное  усвоение  знаний  и  навыков

обеспечивает   успешное   применение   их   в   практической   деятельности,

предотвращает  формализм,  способствует  превращения  знаний  в   устойчивые

убеждения.

Во вспомогательной школе  этот принцип относится к  числу  важнейших,  так

как в процессе сознательного  усвоения учебного  материала  происходит  более

интенсивное психическое  развитие умственно отсталых школьников. Однако,  при

реализации  этого  принципа  учитель  встречается  с  большими  трудностями.

Нарушения аналитико-синтетической  деятельности,  характерные  для  умственно

отсталых школьников, препятствуют усвоению учебного материала на основе  его

полного понимания. Поэтому  во  вспомогательной  школе  вопрос  о  том,  как

достичь полного  понимания  учебного  материала  учащимися  был  и  остается

наиболее значимым. Решение  этого вопроса возможно в том  случае, если  каждый

учитель будет применять  коррекционные методические приемы,  направленные  на

развитие мыслительных операций, а также умений выражать свои мысли  словами.

Ведь судить о том, насколько  ученику понятен тот или иной  учебный  материал

можно прежде всего  по  его  высказываниям,  а  уже  потом  –  по  характеру

применения знаний при  выполнении упражнений.

Существует ряд методических приемов, помогающих учащимся более  осознанно

усваивать учебный  материал:  расчленение  сложного  учебного  материала  на

части, логически завершенные  и  связанные  между  собой,  выделение  главных

существенных сторон предмета или явления и  отличие  их  от  второстепенных,

несущественных, отражение  в  речи  выполняемых  практических  действий,  до

начала, во время и после  работы, связь новых действий с  ранее  усвоенными  ,

варьирование материала  при повторении и др.

С давних  пор  известно,  что  механическое  заучивание  того  или  иного

учебного материала, не способствует осознанному его усвоению. Это  означает,

что приобретенные таким  способом  знания  ученик  не  может  использовать  в

практической деятельности, что они представляют собой  пассивный  фонд.  Вот

почему  принципу  сознательности  в  обучении   во   вспомогательной   школе

придается такое большое  значение.

Сознательное усвоение учебного материала предполагает активность учащихся

в  обучении.  Познавательная  активность  умственно  отсталых  школьников  в

большинстве случаев сама по  себе  не  возникает  ,  поэтому  необходимо  ее

активизировать.   Под   активизацией   учения   понимается   соответствующая

организация действий школьников, направленная направленная на осознание ими

учебного материала.

В массовой школе ведущим  средством активизации учения школьников является

проблемный подход в обучении. Сущность его залючается  в том,  что учитель

ставит перед учениками  учебную проблему, учащиеся совместно  с  учителем  или

самостоятельно определяют пути поиска решения проблемы , самостоятельно  или

с помощью учителя находят  решение, делают выводы, обобщения, сравнения.

Если рассматривать проблемный подход в обучении как  создание  условий

для  самостоятельной  мыслительной  деятельности  школьников  при   изучении

нового учебного материала  или его обобщении, то при  использовании  условий,

соответствующих условиям умственно  отсталых школьников, его можно  применить

и во вспомогательной школе  как средство  организации  учебной  деятельности.

Если  учитель  будет  постепенно  подводить  школьников  к  новому  учебному

материалу, вовлекая их при  этом  в  рассуждения  и  поощряя  их  собственные

высказывания с анализом наблюдении  или  своего  опыта,  то  такое  обучение

будет способствовать активизации  умственно отсталых школьников и  в  случаях

неверных высказываний, боле  того,  следует  доброжелательно  и  внимательно

относиться к ним и  терпеливо объяснять, в чем их ошибка.


Информация о работе Классификация умственной отсталости