Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение классификаций эмоциональных явлений
Задачи курсовой работы:
-Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных явлений;
-Дать общую характеристику эмоциональным явлениям.
Объект исследования: эмоциональная сфера
Динамику эмоциональных процессов рассмотрел и С.Шехтер. Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С.Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рис.1.1).
Рис.1.1. Факторы возникновения эмоций, согласно когнитивно-физиологической концепции С.Шехтера
Согласно этой теории на эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения актуальных для него интересов и потребностей.
Психофизиолог П.В.Симонов
предложил потребностно-
Эмоция = П (НИ – ИИ),
где П – уровень потребности; НИ – необходимая для удовлетворения этой потребности информация; ИИ – имеющаяся информация.5
Согласно П.В.Симонову, эмоции связаны с потребностями, но характер эмоций зависит от того, имеет ли человек достаточной информации о средствах удовлетворения этой потребности. если информации мало и человек не знает как удовлетворить потребность, - эмоция отрицательная.
Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить то, что теории помогают объяснить поступки человека, его действия в различных ситуациях. Эмоции во многом зависят от образа жизни человека. Человек (если он психически здоров) стремится получать как можно больше положительных эмоций и как можно меньше – отрицательных.
1.3 Классификация эмоциональных процессов и явлений
Важным нерешенным вопросом
общей психологии эмоций является вопрос
классификации эмоциональных
Универсальную классификацию эмоций создать вообще невозможно, так что классификация, пригодная для решения одного круга задач, должна быть заменена другой при решении задач иного сорта, принципиально отличных от первых. Додонов Б.И. предлагает свой особый подход к решению данного вопроса. Объектом внимания являются не все эмоции, а только те из них, в которых субъект чаще всего испытывает потребность и которые придают ценность процессу его деятельности. Классификации Б.И.Додонова подлежат эмоции, которые в сознании людей предстают в качестве «ценных» переживаний.
1. Альтруистические эмоции.
Эти переживания возникают на
основе потребности в
2. Коммуникативные эмоции.
Эти эмоции возникают на
3. Глорические эмоции. Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе.
4. Праксические эмоции
– это переживания, «
5. Пугнические эмоции. Эмоции, по нашему мнению, происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.
6. Романтические эмоции.
Мы под романтизмом имеем в
виду стремление ко всему
7. Гностические эмоции. Эти
эмоции мы связываем не просто
с потребностью в получении
любой новой информации, а с
потребностью в «когнитивной
гармонии». Суть ее в том,
чтобы в новом, неизвестном,
из ряда вон выходящем
8. Эстетические эмоции. Категория
эстетических чувств выделена
давно. Тем не менее в вопросе
о природе и составе
9. Гедонистические эмоции.
Это эмоции, связанные с удовлетворением
потребности в телесном и
10. Акизитивные эмоции. Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них.
Такова классификация эмоций по Б.И.Додонову.
В.К.Вилюнас выделяет две группы эмоциональных явлений: 1) ведущие эмоциональные явления; 2) производные эмоциональные явления. Ведущие эмоциональные явления (переживания, процессы) побуждают к деятельности и отвечают за общую ее направленность; они релевантны деятельности в целом. Они в значительной степени определяют и направленность эмоциональной жизни. Производные эмоциональные явления – это те явления, которые возникают уже при наличии ведущего побуждения, то есть в процессе деятельности, и выражают определенное отношение субъекта к отдельным условиям, благоприятствующим или затрудняющим ее осуществление (страх, гнев), к конкретным достижениям в ней (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям и т.п.7[
Наиболее известно деление эмоций по их субъективному переживанию. Здесь выделяют две категории: эмоции положительные, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие нас удовольствие, и эмоции отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и доставляющие неудовольствие.
С другой стороны, все эмоции можно классифицировать по их содержанию. При этом выделяют простые и сложные эмоции. К более простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным – моральное чувство, эстетическое чувство и т.д.
Наконец, выделяют следующие эмоциональные процессы: чувственный тон, настроение, аффект, собственно эмоции, стресс, фрустрация, страсть, высшие чувства. Эту классификацию предложил Е.И.Рогов.8
Наиболее распространенной является классификация эмоциональных процессов А.Н.Леонтьева. Он считает, что эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенно эмоций состоит в том, что они отражают отношения между потребностями и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску. Эмоциональные состояния, возникая в предметных ситуациях, как бы «метят» на своем языке эти ситуации и объекты.
Эмоциональные состояния имеют у человека свою историю, свое развитие. При этом происходит изменение их функций и их дифференциация, так что они образуют существенно разные уровни и классы. Это аффекты, возникающие внезапно и невольно; далее, это собственно эмоции – состояния преимущественно ситуационные, с ними связаны предметные чувства, то есть устойчивые, «кристаллизованные» в предмете эмоциональные переживания, наконец, это настроения – очень важные по своей «личностной» функции субъективные явления. Эти классы эмоциональных состояний вступают между собой в сложные отношения.9
Т.Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т.е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные.
Рид строил классификацию
на основании отношения к
И.Кант сводил все эмоции
к двум группам, в основе которых
лежала причина возникновения эмоций:
сенсуальные и
А.Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. Основоположник научной психологии В.Вундт считал, что число эмоций настолько велико (больше 50000), что язык не располагает достаточным количеством слов для их обозначения.
Как отмечает П.В.Симонов (1970), ни одна из предложенных классификаций не получила признания.
Л.В.Куликов (1997) делит эмоции («чувства») на активационные, к которым относит бодрость, радость, азарт; тензионные (эмоции напряжения) – гнев, страх, тревога; и самооценочные – печаль, вина, стыд, растерянность.
Итак, подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что попытки дать универсальные классификации эмоций предпринимали многие ученые, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Но ни одна из этих классификаций не получила широкого признания. Теории же эмоций помогают объяснить поступки человека в разных ситуациях. Эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков человека.
Глава 2. Эмоциональные процессы, их характеристика
Каждый человек рождается
с определенным набором эмоциональных
реакций, более того, эмоции есть и
у животных. Эти эмоции получили
название первичных. К ним относятся
страх и тревога как выражение
потребности в самосохранении, радость,
возникающая при удовлетворении
жизненно важных потребностей, и гнев
как следствие ограничения
В более позднем возрасте
в результате общения с людьми
и вследствие формирования собственного
«Я» возникают вторичные
2.1 Основные виды эмоциональных процессов и их характеристика. Аффект и стресс
Эмоциональные процессы (явления) делятся на аффекты, стрессовые состояния, настроения, собственно эмоции и чувства.
В начале ХХ века среди различных «чувств» в самостоятельную группу стали выделяться аффекты. Аффекты почти всегда возникают в виде реакции, при которой происходит отреагирование напряжения. По В.Витвицкому, аффект – это чувственное состояние, которое «приобретает весьма значительную силу и становится общим бурным нарушением психической жизни» (1946). К аффектам он относил такие эмоциональные реакции, как страх, ужас, гнев и т.п. К.Штумпф считал чувства разновидностью ощущений, выделял аффекты как особый вид психических явлений. Постепенно утвердилось представление о некоторой самостоятельности аффекта как вида эмоциональных явлений и при классификации этих явлений его стали выделять наряду с эмоциональным тоном, настроением и собственно эмоциями. А.Н.Леонтьев писал, что аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события. Аффект есть не что иное, как сильно выраженная эмоция. Любая эмоция может достигнуть уровня аффекта, если она вызывается сильным или особо значимым для человека стимулом.
Аффект как разновидность эмоций характеризуется:
1) быстрым возникновением;
2) очень большой интенсивностью переживания;
3) кратковременностью;
4) бурным выражением (экспрессией);
5) безотчетностью, т.е. снижением
сознательного контроля за
6) диффузностью; сильные
аффекты захватывают всю
Аффективные проявления положительных
эмоций – это восторг, воодушевление,
энтузиазм, приступ безудержного веселья,
смеха, а аффективные проявления
отрицательных эмоций – это ярость,
гнев, ужас, отчаяние, сопровождающиеся
нередко ступором (застыванием в
неподвижной позе). После аффекта
часто наступает упадок сил, равнодушие
ко всему окружающему или
Частое проявление аффекта
в нормальной обстановке свидетельствует
либо о невоспитанности человека
(человек позволяет себе прийти в
аффективное состояние), либо об имеющемся
у него нервно-психическом
Однако такое понимание аффекта не согласуется с использованием термина «аффект» для обозначения любых эмоциональных реакций, что характерно для западной психологии.10
Согласно С.Л.Рубинштейну,
аффект – это стремительно и бурно
протекающий эмоциональный
Аффект возникает как реакция на уже произошедшее событие и является как бы сдвинутым к его концу. Например, горе при потере близкого человека, гнев при измене, радость при успехе – все этого переживается как бы после того, что уже случилось.
Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Если эмоция может быть названа «душевным волнением», то аффект – это шквал, буря. Аффект говорит об очень большой силе переживания.