Классификация эмоциональных явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение классификаций эмоциональных явлений
Задачи курсовой работы:
-Теоретический анализ литературы, посвященной проблеме изучения эмоциональных явлений;
-Дать общую характеристику эмоциональным явлениям.
Объект исследования: эмоциональная сфера

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ1.docx

— 70.11 Кб (Скачать файл)

Чувства характеризуются  направленностью, которая определяет, насколько прочны связи наших  чувств с различными окружающими  нас объектами. Одинаковые чувства  могут иметь разную направленность.

Важным качеством чувств является их интегральность, то есть исключительная возможность к объединению и  подчинению себе других состояний и  реакций. Чувства охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний.

Важной особенностью чувств является их связь с жизнедеятельностью организма. Под влиянием чувств изменяется деятельность внутренних органов человека. Историческая и социальная обусловленность  чувств является еще одной их особенностью. Это означает, что они по-своему проявляются у разных народов, в разные исторические периоды. Так, выражение радости в австралийском племени и в коллективе английских ученых будет очень различаться.

2.3 Методы изучения эмоциональных явлений

Поскольку возникновение  эмоций связано с изменением физиологических  параметров, естественно стремление исследователей, диагностирующих наличие  того или иного эмоционального состояния, опираться на эти «объективные»  показатели.

Среди вегетативных показателей  наиболее часто используются частота  сердечных сокращений, артериальное давление и кожно-гальваническая реакция, реже – газообмен и энерготраты (Мясищев, 1929; Ермолаева-Томина, 1965; Валуева, 1967 и др.).

О.В.Овчинникова и Н.Н.Наенко (1968) для измерения эмоциональной  напряженности использовали показатели температуры кожи на пальцах руки. Температура пальцев, с их точки  зрения, позволяет дифференцировать эмоциональное напряжение от операционального: при первом температура понижена, при втором – повышена.

Ю.М.Забродиным и др. (1989) разработан метод оценки личностной и ситуативной  тревожности с помощью оценки временных интервалов. Высчитываются  два показателя: средняя относительная  ошибка вычисляется как отношение:

,

где О – объективная длительность временного интервала, а S – это субъективная оценка.

Стандартное отклонение (G), т.е. разброс величины ошибки в блоке  предъявляемых интервалов. Знак и  величина средней ошибки, разброс  которой лежит в области минимальных  изменений G, указывают на уровень  личностной тревожности: отрицательная  величина ошибки свидетельствует о  низком уровне, положительная – о высоком. При увеличении разброса относительной ошибки и выходе G за пределы данной области значение показателя средней ошибки дает возможность судить о ситуативной тревожности. Уменьшение ошибки с ростом G свидетельствует о снижении ситуативной тревожности, а одновременное возрастание ошибки и G – о ее подъеме.

Разработаны электромиографические  методы диагностики эмоций по выражению  лица (измерение лицевой экспрессии).

П.Экман и У.Фризен разработали  метод, получивший название «FACS - система  кодирования активности лицевых  мышц». Метод основан на детальном  изучении в течение более 10 лет  анатомии лицевых мышц. Была выделена 41 двигательная единица, из которых  составлено 24 паттерна реакций отдельных  мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу групп мышц, вовлеченных, например, в кусание губ.

Применение этой методики показало, что при отрицательных  эмоциях (гнев, страх, отвращение, печаль) активизируется около 41% всех мышц лица. При этом степень электрической  активности мышц находится в определенном соответствии с глубиной переживания  этой эмоции.

В ряде исследований показано, что лицевая экспрессия находится  под социальным контролем, определяемым принятыми нормами поведения.

В ряде ситуаций единственным каналом, по которому может поступать  информация об эмоциональном состоянии  человека, является речевой. В связи  с этим разработка аппаратурных методов  диагностики этих состояний по различным  параметрам речи имеет большое практическое значение. Ряд таких методов разработан в лаборатории В.И.Галунова при  участии В.Х.Манерова. Выделяются следующие  характеристики: частота основного  тона речи за каждый период, средняя  частота основного тона речи за любой  отрезок высказывания, интервал изменения  частоты основного тона, изрезанность кривой основного тона. Эти показатели позволяют определить степень эмоционального возбуждения говорящего.

Однако вопрос о том, можно  ли диагностировать качество эмоций по физиологическим показателям, до сих пор дискутируется учеными. Многие из них считают, что качество эмоциональных переживаний не всегда определяется интенсивностью и реактивностью  физиологических показателей.

В ряде работ показаны индивидуальные реакции разных людей на одно и  то же эмоциональное состояние.

В исследовании А.Е.Ольшанниковой  показано, что одни и те же эмоциональные  состояния могут у разных людей  сопровождаться как увеличением, так  и уменьшением исходных значений вегетативных реакций.

Ни поведение, ни различные  психологические и физиологические  показатели, взятые в отдельности, не могут достоверно дифференцировать одно состояние от другого, так как, например, увеличение пульса или укорочение времени реакции могут наблюдаться  при различных эмоциональных  состояниях.

Реальный путей для  диагностики состояний не дается. В.Л.Марищук приводит 49 групп показателей, с помощью которых могут оцениваться  состояния.

Выбор показателей должен быть целенаправленным, отражающим реакцию  важных блоков целостной функциональной системы. Прежде чем приступить к  диагностике эмоционального состояния, нужно знать его структурную  модель: что из-за чего возникает  и на что направлен фиксируемый  сдвиг.

Некоторые исследователи  стараются при диагностике какого-либо состояния использовать как можно  больше показателей, обеспечивая тем  самым полноту сведений. Однако вполне можно обойтись четырьмя-пятью показателями при условии, что они отражают все необходимые для данной реакции  блоки целостной функциональной системы.

Таким образом, системный  подход к диагностике эмоциональных  состояний позволяет выбрать  оптимальное число методик и  показателей, необходимых для диагностики.

Психологические методы изучения эмоциональной сферы человека в  основном базируются на опросниках и  выявляют эмоциональные особенности  человека (преобладающие в его  жизни эмоции, доминирующие средства их выражения и эмоциональную  устойчивость).

Трудность изучения эмоций обусловлена тем, что во многих случаях  их приходится искусственно вызывать в лабораторных условиях. В последнее  время наметился один из путей  изучения естественно возникающих  эмоций при компьютерных играх. Этот путь разрабатывается швейцарскими психологами.19

В данной главе были описаны  основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в  регуляции деятельности и общении  человека с окружающими его людьми. Но ведь каждый из описанных видов  эмоций внутри себя имеет еще и  подвиды, а они, в свою очередь, могут  оцениваться по разным параметрам –  например, по следующим: интенсивности, продолжительности, осознанности, глубине, происхождению, условиям возникновения, направленности, по способу их выражения  в поведении и по нейрофизиологической основе. Также существуют психологические  методы изучения эмоциональных процессов, состояний, но некоторые исследователи  выявляют особенности эмоциональной  сферы человека, опираясь и на физиологические  показатели.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог вышеизложенному  в данной работе следует отметить, что эмоции – это элементарные переживания, возникающие у человека под влиянием общего состояния организма  и хода процесса удовлетворения актуальных потребностей.

К эмоциональным процессам  относится широкий класс процессов  внутренней регуляции деятельности. Эту функцию они выполняют, отражая  тот смысл, который имеют объекты  и ситуации, воздействующие на субъекта, их значение для осуществления его  жизни.

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим  психологическим особенностям и  закономерностям своего протекания.

Эмоции подразделяются на собственно эмоции, чувства, настроение, аффект и стресс. Параметры, по которым  характеризуются эмоциональные  процессы и состояния: интенсивность, продолжительность, глубина, осознанность, условия возникновения и исчезновения, направленность и т.д.

Существуют две разные точки зрения на вопрос: развиваются  ли эмоции в течении жизни человека.

Исследователи по-разному  отвечают на данный вопрос. Одни утверждают, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием  организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное  мнение – о том, что эмоциональная  сфера человека развивается.

На самом деле эти позиции  вполне совместимы друг с другом и  неразрешимых противоречий между ними нет. Для того, чтобы убедиться  в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с  разными характеристиками эмоциональных  процессов. Элементарные эмоции, выступающие  как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение  неверно. Эти эмоции развиваются. Вот  поэтому знание эмоциональных процессов поможет научиться управлять эмоциями, а психологам правильно сделать психологический отбор лиц для деятельности в экстремальных условиях, создать благоприятный психологический климат в коллективе, что так необходимо в настоящее время.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты – М., 2009г., - 423с.

2. Вилюнас В.К. Психология  эмоциональных явлений – М., 2008г., -368с.

3. Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев, 2008г., - 272с.

4. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., - М., 2008г., - 464с.

5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., 2008г., - 752с.

6. Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 2007г., - 494с.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М., 2008г., - 424с.

8. Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 2008г., - 200с.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2008г., -720с.

10. Рогов Е.И. Эмоции и воля // Особенности чувственной сферы. М., 2009г., - 240с.

11. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М., 2010г., - 374с.

 

 

1 Анохин П.К. Эмоции. // Психология эмоций: Тексты. – М., 2009г - с.168.

2 Джемс У. Научные основы психологии // Психология эмоций: Тексты – М., 2010г. - с.58.

3 Дубровина И.В.,Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., 2008 г., с.197-201.

4 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Эмоции и деятельность. – СПб.: Питер, 2008г. - с.565.

5 Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. – М.,2010г. / Что такое эмоция. с.16-17.

6 Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 2008г., с.120.

7 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений // Функциональная классификация эмоций. 2008г., с.100-119.

 8 Рогов Е.И. Эмоции и воля // Виды чувств. 2009г., с.60-61.

9 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2008г., - 126с.

10Ильин Е.П. Эмоции и чувства // Характеристика различных видов эмоционального реагирования. Аффект, 2008г., с.52-54.

11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. Аффект. 2008г, с.579-580.

12 Чирков Ю.Г. Стресс без дистресса. 2008г.,129с.

13 Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 2007г.,175с.

14 Дубровина И.В., Данилова. Психология. // Эмоциональные состояния. Стресс. 2008, с.205-206.

15 Рубинштейн Л.С. Основы общей психологии // Виды эмоциональных переживаний. 2008г, с.581-583.

16 Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. 2008г, с.106-110.

17Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2008г.,249с.

18 Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М., 2010г, с.10.

19Ильин Е.П. Эмоции и чувства // Методы изучения эмоциональной сферы человека. 2009г.,с.437-446.


Информация о работе Классификация эмоциональных явлений