Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 19:20, доклад
Краткое описание
Когнитивная психология (от лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому.
Когнитивная психология (от
лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений
современной психологии. Исследования
представителей когнитивной психологии
связанные с анализом различных аспектов
мыслительной деятельности индивида.
К принципу когнитивной психологии принадлежит
трактовка человека как деятельной, активно
воспринимающей информацию личности,
которая руководствуется определенными
планами, правилами стратегиями. Для представителей
когнитивной психологии характерна направленность
исследований на переход от понимания
сложного феномена к простому. Значительное
влияние на развитие понятийного аппарата
когнитивной психологии произвела теория
информации и исследования в области искусственного
интеллекта.
К представителям относятся: Джордж Миллер,
Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Когнитивная психология возникла
в 1960-х гг., как альтернатива бихевиоризму.
Когнитивная психология реабилитировала
понятие психики как предмета научного
исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными
(когнитивными) факторами.
Современная когнитивная психология
состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом
естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект.
Модели познавательных процессов позволяют
по-новому взглянуть на сущность психической
жизни человека. «Когнитивная, или иначе
познавательная, активность – это активность,
связанная с приобретением, организацией
и использованием знания. Такая активность
характерна для всех живых существ, и в
особенности для человека. По этой причине
исследование познавательной активности
составляет часть психологии» (Ульрик
Найссер «Познание и реальность»).
Исследования когнитивных психологов
охватывают как сознательные, так и бессознательные
процессы психики, при этом и те и другие
трактуются как различные способы переработки
информации.
Когнитивный подход имеет в
своей основе ряд аксиоматических предпосылок
(Хабер, 1964):
Представление о поэтапной
переработке информации, т.е. о том, что
стимулы внешнего мира проходят внутри
психики через ряд последовательных преобразований.
Допущение об ограниченной
емкости системы переработки информации.
Именно ограниченность способности человека
осваивать новую информацию и прообразовывать
уже существующую заставляет искать наиболее
эффективные и адекватные способы работы
с ней. Эти стратегии (в гораздо большей
степени, чем соответствующие им мозговые
структуры) моделируют когнитивные психологи.
Вводится постулат о кодировании информации
в психике. Данный постулат фиксирует
предположение о том, что физический мир
отражается в психике в особой форме, которую
нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории,
завоевывающим все большую популярность
в последние годы, является теория уровней
переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард,
1972). В настоящее время когнитивная психология
все еще находится в стадии становления,
но уже стала одним из самых влиятельных
направлений мировой психологической
мысли.
Бихевиоризм
Бихевиоризм (от англ. behaviour
- поведение) - направление в американской
психологии. Основатель этого направления
Дж. Б. Уотсон (1878 - 1958). Понятия образы, мышление,
чувства и т.д. Дж. Уотсон заменил понятиями
о мышечные и секреторные реакции.
Бихевиоризм сформировался
на основе острой критики субъективности
предмета психологии и метода интроспекции.
Бихевиористы рассуждали так: если сознание
никак не выражено внешне (как утверждал
В.Вундт), то, как его можно изучать? Д.Уотсон
предложил психологам отказаться от лишних
хлопот с сознанием, а изучать поведение,
то есть, то, что внешне можно наблюдать
и регистрировать. Таким образом, понятие
сознание превращается в свою противоположность
— поведение, а на место субъективному
методу приходит объективный. Как же понимали
поведение бихевиористы? По их мнению,
поведение есть система реакций человека
на внешние стимулы. Внешние стимулы рассматривались
как причина человеческих реакций, тем
самым утверждался причинный подход к
пониманию человеческого поведения (чего
совершенно не было в интроспекционизме
— вопрос о том, как возникают содержания
сознания, был, совершенно не объясним).
Стимул-реакция (S R) становится единицей
человеческого поведения.
В качестве примеров, иллюстрирующих
данную формулу, Д.Уотсон приводил следующие:
поднесите быстро руку к глазам и вы получите
мигательную реакцию, рассыпьте в воздухе
толченый перец — и последует чихание.
Однако возможны и более сложные реакции.
Например, правительство издает новый
непопулярный закон, и психологи должны
уметь ответить, какова будет реакция
населения. Таким образом, с помощью формулы
S—> R бихевиоризм пытался объяснить
все поведение человека, а также жизнь
общества.
К бихевиористам также относятся:
Эдвар Торндайк , Джон Брадуас Уотсон.
Человек в концепции бихевиоризма
понимается, прежде всего, как реагирующее,
обучающееся существо, запрограммированное
на те или иные реакции, действия, поведение.
Благодаря манипуляциям и внешним стимулам
можно формировать у человека разные черты
поведения.
Связь «ситуация-реакция» характеризуется
признаками:
1) исходный пункт –
проблемная ситуация;
2) организм противостоит
ей как целое;
3) он активно действует
в поисках выбора;
4) выучивается путем упражнения.
В результате проделанной работы,
бихевиористами, было выявлено 16 типов
поведения. (перцептивное поведение, защитное,
индуктивное, привычное, утилитарное,
ролевое, сценарное, моделирующее, уравновешивающее,
освобождающее, атрибутивное, экспрессивное,
автономное, утверждающее, исследовательское,
эмпатическое.)
Гештальтпсихология
Гештальтпсихологическое направление
в психологии возникло в начале 20-х годов
в Германии. Его создание связано с именами
М. Вертгеймера, В. Келера, К. Коффки и К.Левина,
заложивших методологию этой школы.
Гештальтпсихология, исследовала целостные
структуры, из которых состоит психическое
поле, разрабатывая новые экспериментальные
методы. Таким образом, в отличие от других
психологических направлений (психоанализа,
бихевиоризма), кардинально пересмотревших
предмет психологии, представители гештальтпсихологии
по-прежнему считали, что предметом психологической
науки является исследование содержания
психики, познавательных процессов, а
также структуры и динамики развития личности.
Однако, оставив практически в неприкосновенности
предмет психологии, гештальтпсихология
существенно трансформировала прежнее
понимание структуры сознания и когнитивных
процессов. Главная идея этой школы состояла
в том, что в основе психики лежат не отдельные
элементы сознания, но целостные фигуры
- гештальты, свойства которых не являются
суммой свойств их частей.
Таким образом, опровергалось прежнее
представление о том, что развитие психики
основывается на формировании все новых
ассоциативных связей, которые соединяют
отдельные элементы между собой в представления
и понятия. Взамен этого выдвигалась новая
идея о том, что познание связано с процессом
изменения, трансформации целостных гештальтов,
которые определяют характер восприятия
внешнего мира и поведения в нем. Поэтому
многие представители данного направления
уделяли значительное внимание проблеме
психического развития, так как само развитие
отождествлялось ими с ростом и дифференциацией
гештальтов. Исходя из этого, в результатах
исследования генезиса психических функций
они видели доказательство правильности
своих постулатов.
Идеи, развиваемые гештальтпсихологами,
основывались на экспериментальном исследовании
познавательных процессов. Необходимо
подчеркнуть, что эта школа одна из первых
обратила существенное внимание на разработку
новых, объективных экспериментальных
методов исследования психики. Кроме того,
это была первая (и долгое время практически
единственная) школа, которая начала строго
экспериментальное изучение структуры
и качеств личности, так как метод психоанализа,
используемый глубинной психологией,
нельзя было считать ни
К представителям гештальтпсихолгии
также относятся: Макс Вертгеймер, Вольфганг
Келер, Курт Коффка.
Теория Пиаже
Теория интеллектуального развития
швейцарского биолога и философа Жана Пиаже. Предмет изучения — происхождение
и развитие интеллекта у ребенка. Главная задача — исследование механизмов
познавательной деятельности ребенка,
которые скрыты за внешней картиной его поведения.
Основной метод исследования — беседа, ориентированная не на фиксацию
внешних признаков явления, а на процессы,
которые приводят к их возникновению.
Работы Жана Пиаже показали, что развитие интеллекта
ребенка выражено в переходе от эгоцентризма (центрации)
через децентрацию к объективной позиции.
Своеобразие развития психики ребенка
связано с теми структурами интеллекта,
которые формируются при жизни благодаря действиям.
Внешние материальные действия ребенка
до двух лет (первоначально выполняемые
развернуто и последовательно) благодаря
повторению схематизируются и с помощью
символических средств (имитация, игра, умственный образ, рисунок, речь) в дошкольном возрасте переносятся
во внутренний план. Координируясь с другими
действиями, они уже в младшем школьном
возрасте превращаются в умственные операции.
Благодаря обучению можно ускорить приобретение понятий,
но величина и природа достижений всегда
зависят от исходного уровня развития,
а социальные влияния подчиняются схемам
и структурам, с помощью которых субъект
способен воспринять эти влияния; порядок
формирования фундаментальных структур мышления постоянен,
но сроки их достижения могут варьировать
в зависимости от ряда факторов; законы
познавательного развития универсальны,
они действуют как в процессе развития
мышления ребенка, так и в ходе научного
познания. Исходным для этой школы является
положение о взаимодействии живой системы
со средой как нераздельности двух непрерывно
совершающихся процессов — ассимиляции
и аккомодации. При ассимиляции организм
как бы накладывает на среду свои схемы
поведения, тогда как при аккомодации
он перестраивает эти схемы соответственно
особенностям среды. Из такого общебиологического
подхода Ж. Пиаже исходил в трактовке психического
развития, считая, что, стремясь к все более
совершенным формам равновесия со средой,
организм создает познавательные структуры.
Основное внимание Пиаже уделяет
развитию мышления ребенка, и прежде всего — развитию
логического мышления. Он исходит из того,
что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает
ряд таких принципиальных изменений, от
которых зависит то, как именно он будет
мыслить, став взрослым (хотя мышление
взрослого качественно отличается от
мышления ребенка), и всегда движется в
сторону большей логичности.
Слабые стороны теории Ж. Пиаже:
- недоучет роли обучения в развитии интеллекта;
- недопонимание того, что развивается
не просто интеллект
человека, а сам человек, и по мере развития
на более высокий уровень поднимаются
все стороны его сознания.
Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии
знаменита прежде всего тем, что именно
в ней впервые было начато экспериментальное
изучение мышления. Она была основана
немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915).
Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником
Вундта.
В первые годы своей деятельности
он частично повторял эксперименты, проводимые
в Лейпцигской лаборатории, частично совершенствовал
интроспективный метод. Изменение инструкции,
которая дается испытуемому перед началом
эксперимента, привело к тому, что главное
внимание в работах Кюльпе и его сотрудников
было сконцентрировано уже не на результатах
деятельности (скорости ответа, его точности
и т.д.), а на ее процессе. Поставив перед
испытуемым задачу и наблюдая за ее решением,
Кюльпе фактически начал экспериментальное
изучение процесса мышления. Тем самым
было опровергнуто мнение Вундта о том,
что экспериментальному изучению доступны
только элементарные (сенсорные) процессы
и что сознание представляет собой сенсорную
мозаику, т. е. комплексы взаимосвязанных
сенсорных элементов - ощущений и представлений.
Эксперименты Вюрцбургской школы показали,
что испытуемый при выполнении заданий
совершает умственные операции, которые
он обычно не осознает. Из этого следовало,
во-первых, что наряду с сенсорным «материалом»
в «ткань» психологической жизни человека
включены элементы, несводимые к ощущениям,
во-вторых, что эти элементы сопряжены
с действиями субъекта, его умственной
деятельностью и, наконец, в-третьих, что
неосознанность этих актов в момент их
совершения требует внести коррективы
в метод интроспекции.
Работа Кюльпе над модификацией метода
интроспекции привела к его преобразованию
в метод «систематической экспериментальной
интроспекции». Решая интеллектуальную
задачу (например, устанавливая логическую
связь между понятиями), испытуемый должен
был дать ретроспективный отчет о состояниях
сознания, пережитых им в процессе решения.
Этот самоотчет назывался систематическим,
поскольку весь процесс точно разделялся
на временные отрезки и повторялся множество
раз с целью коррекции описания. Было установлено,
что мысль, с психологической точки зрения,
можно охарактеризовать не только негативно
(как качественно отличную от сенсорных
данных), но и позитивно, как оперирующую
значениями. Тем самым решительно изменилось
прежнее представление о содержании сознания,
в состав которого вводились новые феномены
- умственные образы.
В опытах Марбе (1901) от испытуемых требовалось
при взвешивании предметов сообщить не
только о том, какой из них тяжелее, но
и о том, как они пришли к этому выводу.
Целью опытов Уатта и Мессера было проследить
за тем, какие процессы происходят в сознании
испытуемого в промежутке между восприятием
слова-стимула и ответной словесной реакцией.
Эти эксперименты, так же как и работы
Н. Аха, усовершенствовавшего в 1905 г. методику
систематической интроспекции, доказали
наличие несенсорных компонентов в сознании.
Выявили они и наличие нового, неизвестного
фактора, детерминирующего процесс мышления.
Это не был поток ассоциаций, но он и не
направлялся апперцепцией, как считал
Вундт.
В 1906 г. Ах начал, вслед за изучением мышления,
исследовать волевой акт. Он исходил из
того, что принцип построения этих актов
одинаков (что подтверждал и Вундт) и реагирование
в ответ на раздражитель нажатием на ключ
ничем не отличается от реагирования словом.
На основе полученных результатов он ввел
понятие детерминирующей тенденции, направляющей
ход деятельности в обоих процессах и
помогающей достичь лучшего результата.
В экспериментах К. Бюлера испытуемому
уже предлагались логические и арифметические
задачи. Обдумывая их, он должен был замечать
путь, который ведет к решению. В результате
Бюлер и Уатт пришли к выводу о том, что
принятие задачи является главным фактором,
определяющим процесс мышления, т.е. именно
задача, ее содержание направляет и регулирует
этот процесс. Таким образом, мышление
стало рассматриваться не как одномоментный
акт, а как процесс, имеющий начало, время
протекания и результат. Более детальное
изучение динамики мышления помогло выявить
новые важные закономерности.
Прежде всего, к ним относится понятие установки,
которая определяет ход мышления, регулируя
в соответствии с задачей отбор идей. Понятие
установки, принятое в Вюрцбургской школе,
естественно, отличалось от современной
ее трактовки, но также подразумевало
бессознательную направленность на решение
задачи, которая возникает у испытуемого
в момент принятия этой задачи как цели.
В зависимости от этой установки (которая
в некоторой степени рассматривалась
и как аналог современной мотивации), испытуемые
выполняют задание быстрее или медленнее,
более или менее продуктивно. Содержание
направленности на решение задачи Кюльпе
и его сотрудники связали со значением
данной задачи или ситуации в целом для
испытуемых. Так в психологии появилась
новая категория, трактуемая достаточно
широко - как значение умственного образа,
значение инструкции, значение ситуации
в целом.
О. Зельц исследовал зависимость процесса
мышления от структуры решаемой задачи.
Среди важнейших открытий Зельца особое
место занимает понятие антиципаторной схемы, обогатившее
представление о процессе решения идеей
о возможности предвидеть его результат
уже в начале мыслительной деятельности.
В экспериментах, проводимых в Вюрцбургской
школе, было впервые доказано, что мышление
представляет собой процесс, несводимый
к чувственным образам и зависящий от
разнообразных факторов, в том числе и
от установки, возникающей при принятии
задачи. Эти данные наглядно показали,
что психологические закономерности мышления
несводимы к логическим. Таким образом,
изучение мышления стало приобретать
психологические контуры.