Когнитивная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 19:20, доклад

Краткое описание

Когнитивная психология (от лат. cognitus - знание, познание) - одно из направлений современной психологии. Исследования представителей когнитивной психологии связанные с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. К принципу когнитивной психологии принадлежит трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями. Для представителей когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому.

Вложенные файлы: 1 файл

Подход к мышлению в основных психологических школах и направлениях.docx

— 36.51 Кб (Скачать файл)

Теория Выготского.

 Ключевое положение  Выготского - детское мышление развивается посредством диалога с более развитыми индивидами.

Дети должны учиться жизни у различных «наставников» — родителей, учителей и старших братьев и сестер. Для детей недостаточно научиться мыслить. Они также должны обучиться специфическим интеллектуальным навыкам. Подобно Пиаже Выготский считал, что дети активно пытаются открыть для себя новые принципы. Однако Выготский подчеркивал, что многие из наиболее важных «открытий» ребенка осуществляются под руководством более опытных наставников. Психолог развития Дэвид Шаффер  приводит следующий пример:

Четырехлетняя Энни только что получила в подарок на день рождения свою первую головоломку. Она пытается сложить головоломку, но у нее ничего не получается, пока отец не подходят, садится рядом с ней и не начинает давать ей подсказки. Он высказывает предположение, что наверное, хорошо было бы сначала сложить углы, указывает на розовую область у края одного из углов и говорит: «Давай почтем еще одну розовую фигуру». Когда Энни кажется растерянной, он кладет два входящих друг в друга элемента рядом, так чтобы она их заметила, а когда у нее получается, он делает поощрительные реплики. По мере того как Энни постепенно начинает понимать, как обращаться с головоломкой, он все меньше участвует в ее занятии и дает ей возможность работать все более и более независимо.

Подобного рода взаимодействия наиболее эффективны, когда они осуществляются в зоне проксимального развития ребенка.

Слово проксимальный означает близлежащий. Выготский осознавал, что в любой конкретный момент времени некоторые задачи лишь слегка превышают возможности ребенка. Ребенок близок к тому, чтобы освоить интеллектуальные навыки, необходимые для выполнения задачи, но она немного сложновата для того, чтобы справиться с ней одному. Однако дети, работающие в этой зоне, могут быстро прогрессировать, если будут действовать под чутким руководством со стороны более опытного партнера.

Выготский также подчеркивал роль процесса, который он называл построением лесов.

Леса — это каркасная конструкция или временная поддержка. Выготский полагал, что взрослые помогают детям учиться мыслить посредством «построения лесов» или поддержки их попыток разрешить задачу или обнаружить новые принципы. Для того чтобы построение лесов было наиболее эффективным, оно должно соответствовать потребностям ребенка. Так, например, отец Энни, помогая ей сложить головоломку, подстраивает своп подсказки и руководящие указания под ее развивающиеся способности. Оба работают совместно, шаг за шагом, благодаря чему Энни начинает лучше понимать, как собрать головоломку. Можно сказать, что отец Энни наводит для нее серию промежуточных мостов, помогающих ей перейти по ним на новую интеллектуальную территорию. Согласно предсказаниям теории Выготского, когнитивные навыки детей в возрасте от трех до шести лет тесно связаны с построением лесов, обеспечиваемых их матерями.

В процессе сотрудничества с другими дети усваивают культурные верования и ценности. Предположим, к примеру, что мальчик хочет узнать, сколько карточек «Покемон» он собрал. Мать помогает ему сложить в стопки и сосчитать карточки, перекладывая каждую карточку в другую стопку после того, как они ее сосчитали. Затем она показывает ему, как написать число на листке бумаги, с тем чтобы он запомнил его. Такая помощь учит ребенка не только навыкам счета, но также и навыкам письма, которые ценятся в ею культуре. В других частях света ребенку, который учится считать, могут показать, как делать зарубки на палке или завязывать узлы на веревке.

Выготский отмечал, что взрослые играют ключевую роль в процессе познания детей. Пытаясь понять, как устроен мир и окружающие их предметы, лети полагаются на помощь взрослых. Выготский также заметил, что взрослые бессознательно подстраивают свое поведение таким образом, чтобы передать детям информацию, в которой они нуждаются для того, чтобы разрешить интересующие их проблемы. Таким образом, дети узнают с помощью взрослых о своей культуре и обществе.

Основные идеи Выготского:

  1. Усвоение нового материала - это социальный вид деятельности, осуществляемый во взаимодействии ученика и учителя.

  1. В роли педагога может выступать как профессионал, так и родитель, одноклассник или любой человек, который знает больше, чем ученик и способен передать ему свои знания.

  1. То, что ученик должен усвоить, можно разбить на шаги в зависимости от способностей ученика.

  1. Помочь в обучении могут конкретные предметы и материалы, язык и поведение взаимодействующих с учащимся людей.

 

 

Литература:

 Марцинковская Т. История психологии 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2004 - 544 с. 

  1. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
  2. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. М.: Изд-ва МГУ, 1990.—367 с.
  3. : Хрестоматия по истории психологии/Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1980. С. 37.
  4. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М, 1926. С. 3

 


Информация о работе Когнитивная психология