Кольберг Лоуренс (1927, Бронксвилл, Нью–Йорк — 1987, Бостон)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:33, доклад

Краткое описание

Американский психолог. В 1958 г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме „Развитие образа моральных суждений и выбора в 10–16 лет“. С 1959 г. — адьюнкт–профессор Йельского университета. С 1962 г. руководитель кафедры психологии Чикагского университета. Покончил жизнь самоубийством. Автор теории нравственного развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий нравственного развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Кольберг в своей теории исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами.

Вложенные файлы: 1 файл

кольберг.docx

— 15.42 Кб (Скачать файл)

 

Кольберг Лоуренс (1927, Бронксвилл, Нью–Йорк — 1987, Бостон) — американский психолог. В 1958 г. в Чикагском университете защитил докторскую диссертацию по теме „Развитие образа моральных суждений и выбора в 10–16 лет“. С 1959 г. — адьюнкт–профессор Йельского университета. С 1962 г. руководитель кафедры психологии Чикагского университета. Покончил жизнь самоубийством. Автор теории нравственного развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий нравственного развития, обобщенных в виде оценочной шкалы.

Кольберг в своей теории исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систему их рассуждений. Кольберг выделяет следующие фазы развития (каждой из которых соответствует свой уровень морального сознания):

  1. Передконвенциональный уровень:

1 стадия(2-3 года) - дитя слушается,  чтобы не быть наказанным.

2 стадия (4-7 лет) - "ты мне - я  тебе", послушание - за поощрение,  вознаграждение

  1. Конвенциональный уровень:

3 стадия (7-10 лет) - желание одобрения,  стыд от осуждения

4 стадия (10-12 лет)- подчинение общественной  морали, ориентация на авторитеты

  1. Постконвенциональный уровень:

5 стадия (13-18 лет) - признание прав  человека, уважение собственных  принципов и принципов других  людей, высокий уровень рассудочной  деятельности

6 стадия (после 18 лет) - формирование  устойчивой морали и нравственности, следование которым зависит от  собственной совести независимо  от внешних обстоятельств и  суждений.

В основу периодизации Кольберга положено изучение уровня нравственного развития человека. Кольберг предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нравственное развитие влияет как уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно последний фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым. Влияние уровня сформированности познавательных процессов на тенденции становления психики детей проявляется, по мнению Кольберга, и в том, что дети в русле общей тенденции формирования категорий достаточно рано и почти независимо от семейного окружения узнают о половых стереотипах. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, чем различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Получив понятия о мужественности и женственности, дети в силу их категоричности формируют негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего мира, в том числе при развитии нравственности.

Я положительно отношусь к данной теории так как считаю, что ребенок, узнав вне круга семьи о половых стереотипах вполне естественно познает мир, так как именно сам в момент данного познавательного процесса наблюдает, размышляет  и общается со сверстниками, что повышает его нравственность путем его самопознания окружающего его мира .

 


Информация о работе Кольберг Лоуренс (1927, Бронксвилл, Нью–Йорк — 1987, Бостон)