Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа с углубленным изучение отдельных
предметов №5 г. Котельнич Кировской области.
Исследовательская работа
«Коммуникационные
барьеры и пути их преодоление »
Выполнила: Огородова Юлия,
ученица 11а класса
Руководитель: Шмакова
Ольга Леонидовна, учитель
русского языка и литературы
Котельнич
2013 год
Содержание:
Введение
Глава 1. Разновидности коммуникационных
барьеров.
Глава 2. Понятие коммуникационных барьеров
и причины их возникновения
Глава 3. Классификация коммуникационных
барьеров
Глава 4. Методы и пути преодоления коммуникационных
барьеров
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Предмет исследование: коммуникационные барьеры
и пути их преодоления.
Объект исследования: причины, вследствие которых
возникают преграды и помехи.
Цель: рассмотреть проблему коммуникационный
барьеров и выявить причины их возникновения.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические аспекты коммуникационных барьеров.
- Определить причины возникновение в общении коммуникационных барьеров.
- Выяснить причины преодоления
барьеров в общении.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмпирические: анкетирование, изучение и анализ
источников.
Глава 1. Разновидности коммуникационных
барьеров.
Одно из глубочайших заблуждений
состоит в том, что люди думают, будто достаточно
высказать свою мысль, чтобы другие должным
образом ее восприняли. В основе такого
заблуждения лежит предположение, согласно
которому переданное сообщение достигает
своего адресата без каких-либо изменений.
В действительности часто получается
не так: одни говорят одно, а другие их
слушают и понимают совсем иное.
В литературе по
психологии принято выделять четыре типа
барьеров:
♦ фонетический — невыразительная
быстрая или медленная речь, речь-скороговорка,
акцент, речь с большим количеством звуков-паразитов
и т.п.;
♦ семантический — различие
в системах значений слов;
♦ стилистический — несоответствие
стиля речи коммуникатора и ситуации общения
или стиля общения и психологического
состояния партнера по общению;
♦ логический — сложная, непонятная
или неправильная логика рассуждений.
В теории коммуникации в качестве оснований
классификации коммуникативных барьеров
целесообразно выделить среду (внешние
условия) коммуникации, технические средства
коммуникации и самого человека как главного
действующего лица любого коммуникативного
акта.
Барьеры, обусловленные
факторами среды. К ним относятся характеристики
внешней физической среды, создающие дискомфортные
условия передачи и восприятия информации:
♦ акустические помехи
— шум в помещении или за окном, ремонтные
работы, хлопанье двери, звонки телефона
и т.д.;
♦ отвлекающая окружающая
обстановка — яркое солнце или, наоборот,
тусклый свет, цвет стен в помещении, пейзаж
за окном и т.д.;
♦ температурные условия
— слишком холодно или слишком жарко
в помещении;
♦ погодные условия
- дождь, ветер, высокое или низкое
давление и т.д.
«Человеческие» барьеры
коммуникации можно разделить на психофизиологические
и социокультурные.
Психофизиологические
барьеры. Такие барьеры могут возникать
вследствие каких-либо физиологических
нарушений: нарушения артикуляции, глухота,
полная или частичная потеря зрения и
т.д. Также на способность людей общаться,
передавать и воспринимать информацию
сильное влияние оказывают их психологические
характеристики. К распространенным формам
психологических барьеров относятся нервное
напряжение, которое может привести к
эмоциональному срыву, некоторые психические
состояния (индифферентность, апатия,
депрессия) и психические свойства личности
(замкнутость, повышенная впечатлительность
и др.).
Психологические барьеры выполняют
две функции: 1) функция психологического
препятствия; 2) функция психологической
защиты, которая способствует автономности,
обособляющей личность в общности и обеспечивающей
ей относительную независимость и индивидуальность.
Социокультурные
барьеры.
Люди — не изолированные индивиды,
а общественные существа и как таковые
являются носителями определенных социальных
качеств. Они являются представителями
той или иной нации, этноса, класса, социальной
группы, профессионального сообщества,
демографической группы и т.д. Все это
и порождает их социокультурные различия,
обусловленные принадлежностью к тому
или иному языковому, этническому, культурному,
профессиональному и другому сообществу
или ряду сообществ одновременно.
В первую очередь порождают
коммуникативные барьеры социальные факторы,
обусловленные принадлежностью людей
к различным группам или организациям.
Одна из главных причин этого состоит
в феномене «группового (общественного)
сознания», которое отчетливо проявляется
в сплоченных группах (общностях), особенно
в таких, где есть сильный авторитарный
лидер. Групповое (общественное) сознание
как интегральная характеристика любой
более или менее организованной или очерченной
общности существует объективно независимо
от сознаний отдельных индивидов, обладает
по отношению к ним принудительной силой
и заставляет человека следовать нормам,
принципам и правилам поведения своей
группы.
Таким образом, формируясь в
определенной социальной среде, человек
одновременно формируется и в определенной
культурной среде. Нациям, классам, социальным,
профессиональным, религиозным и иным
группам свойственно создавать свою собственную,
отличную от других культуру, собственные
знаковые системы (языки), стереотипы мышления
и стандарты поведения, которые становятся
особенно очевидны при столкновении с
другими культурами. Это несовпадение
порождает культурные барьеры коммуникации.
Наиболее очевидные среди них — лингвистические
и семантические барьеры. Они возникают
из-за языковых различий: люди могут общаться
на разных языках; они могут говорить на
одном языке, но не понимать друг друга
из-за различий лексиконов — богатых у
одних и ограниченных у других, из-за несовпадения
тезаурусов — лингвистического смыслового
наполнения произносимых слов. Различаются
языки не только народов, но и разных социальных
групп.
Глава 1.1 Понятие коммуникационных
барьеров и причины их возникновения.
Коммуникационный барьер –
это психологическое препятствие на пути
адаптивной информации между партнерами
по общению. При диалоге людей различной
национальности, например, может возникнуть
языковый барьер, а при прохождении радиосигнала
– радиопомехи.
В коммуникациях между руководителем
и подчиненным в качестве помех и барьеров
могут служить статусные различия между
руководителем и подчиненным, или желание
слышать только то, что хочется услышать.
В беседе помехой могут быть и отвлечения,
и неправильная интерпретация полученной
информации реципиентом, и семантические
проблемы (придание различных значений
одним и тем же словам). Все помехи и барьеры
искажают передаваемый сигнал, поэтому
коммуникатору важно убедиться в том,
правильно ли понята реципиентом информация.
Для этого в систему коммуникации включается
канал обратной связи. В разговоре в качестве
канала обратной связи может быть, например,
краткий пересказ реципиентом услышанного.
С помощью обратной связи коммуникатор
может оценить, насколько эффективно осуществляется
коммуникация.
Условно можно выделить следующие причины
возникновения барьеров:
- Сложность содержания сообщения (связанные
с речью, словами, жестами, телодвижениями);
- Непривычность и сложность формы сообщения;
- Проблемы со средствами передачи сообщения;
- Плохая обратная связь;
- Запаздывание информации и другие.
Глава 1.2 Классификация коммуникационных
барьеров.
Преграды существуют как на уровне межличностных,
так и на уровне организационных коммуникаций.
Межличностные барьеры:
- Барьеры восприятия;
- Семантические барьеры;
- Невербальные преграды;
- Плохая обратная связь;
- Неумение слушать.
Сложные (смешанные) межличностные
барьеры:
- Барьер «авторитет»
- Барьер «избегание»
- Барьер «непонимание»
- Барьер «логическое непонимание»
Может быть определено в самом общем
виде как процесс получения и обработки
информации. Этот процесс заключается
в том, что информация, полученная из внешней
среды, проходит обработку, приводится
в определенный порядок и систематизируется.
Восприятие каждым человеком действительности
различно и всегда носит субъективный
характер. Человек, используя зрительные,
звуковые, осязательные каналы получения
информации, воспринимает не всю поступающую
к нему информацию, а только ту, которая
имеет для него специальное значение.
Из этого следует, что во многих случаях
люди воспринимают лишь часть сообщения,
полученного ими, в силу избирательности,
идеи, могут оказаться искаженными и не
полностью понятыми.
Целью коммуникаций является обеспечение
понимания информации, служащей предметом
общения, то есть сообщения. Вступая в
контакт и используя символы, мы пытаемся
обмениваться информацией и добиваться
ее понимания. К используемым нами символам
относятся слова, жесты и интонации. Отправитель
кодирует сообщение с помощью вербальных
и невербальных символов.
Хотя вербальные символы (слова) – основное
средство для кодирования идей, предназначенных
к передаче, часто используются невербальные
символы – жесты, улыбки, выражение глаз,
поза и т. д. В невербальной коммуникации
используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит
одновременно с вербальной и может усиливать
или изменять смысл слов.
Некоторые сообщения не требуют обратной
связи, однако для повышения эффективности
обмена информацией он должен быть двусторонне
направленным. Обратная связь важна, поскольку
дает возможность установить, действительно
ли сообщение, принятое получателем, истолковано
в том смысле, который был изначально.
Преградой на пути эффективных коммуникаций
может быть как плохо налаженная обратная
связь, так и отсутствие ее.
Эффективная коммуникация возможна,
когда человек одинаково точен, отправляя
и принимая сообщения. Необходимо уметь
слушать. Многим кажется, что слушать –
означает лишь вести себя спокойно и дать
другому человеку говорить, однако это
всего фрагмент процесса внимательного
сосредоточенного слушания. Важно уметь
слышать конкретные излагаемые вопросы.
Мало воспринимать факты – нужно прислушиваться
к чувствам. Выслушивание
фактов и чувств это выслушивание сообщения
полностью, благодаря чему расширяются
возможности понять ситуацию.
Сложные (смешанные) межличностные
барьеры:
- Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных
и неавторитетных, человек доверяет только
первым и отказывает в доверии другим.
Например, пожилые люди слабо прислушиваются
к советам молодых.
- Барьер «избегание»
Человек избегает источников воздействия,
уклоняется от контакта с собеседником.
Если уклониться невозможно, то он прилагает
все усилия, чтобы не воспринимать сообщение
(невнимателен, не слушает, не смотрит
на собеседника, использует любой предлог
для прекращения разговора). Иногда избегают
не только источников информации, но и
определенных ситуаций (например, стремление
закрыть глаза при просмотре «страшных
мест» из фильмов ужасов).
- Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает
доверия, авторитетен, однако информация
«не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Обычно выделяют четыре барьера непонимания:
- фонетический (фонема — звук)
- семантический (семантика — смысловое
значение слов)
- стилистический (стилистика — стиль
изложения, соответствие формы и содержания)
- логический.
- Фонетический барьер непонимания
возникает в следующих случаях:
· когда говорят на иностранном языке;
· используют большое число иностранных
слов или специальную терминологию;
· когда говорят быстро, невнятно и с
акцентом.
- Семантический барьер непонимания
возникает, когда фонетически язык «наш»,
но по передаваемому смыслу «чужой». Это
возможно по следующим причинам.
· любое слово имеет обычно не
одно, а несколько значений;