Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

В системе мер уголовно-правового воздействия центральное место занимают уголовная ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями — исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Речь идет о принудительных мерах медицинского характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно.
Уголовное законодательство многих зарубежных стран построено по так называемому «двухколенному» принципу. В его рамках выделяются две группы относительно самостоятельных мер. С одной стороны, наказание, размеры которого определяют деяние и вина, с другой — иные меры (медицинские, воспитательные, профилактические и т. п.), характер которых зависит от общественной опасности личности преступника.

Содержание

1 Проблема общественной опасности лиц с тяжелыми расстройствами настроения: условия назначения профилактического принудительного лечения………………………………………………………………………………..3
1.1 Расстройства настроения (аффективные расстройства)………………………4
1.2 Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния………………………………………4
Библиографический список………………………………………………………..12
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних……………………………………………………………….14
Психо-физиологические особенности несовершеннолетних……………….14
2.2 Вопросы судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз несовершеннолетних, свидетелей и потерпевших………………………………………………………………………..15
Библиографический список………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная психиатрия 7 вариант.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

 

 

План

1 Проблема общественной опасности лиц с тяжелыми расстройствами настроения: условия назначения профилактического принудительного лечения………………………………………………………………………………..3

1.1 Расстройства  настроения (аффективные расстройства)………………………4

1.2 Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния………………………………………4

Библиографический список………………………………………………………..12

  1. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних……………………………………………………………….14
    1. Психо-физиологические особенности несовершеннолетних……………….14

2.2 Вопросы судебно-психологической  и комплексной психолого-психиатрической  экспертиз несовершеннолетних, свидетелей  и потерпевших………………………………………………………………………..15

Библиографический список………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Проблема общественной опасности лиц с тяжелыми расстройствами настроения: условия назначения профилактического принудительного лечения

В системе мер  уголовно-правового воздействия  центральное место занимают уголовная  ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями — исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Речь идет о принудительных мерах медицинского характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно.

Уголовное законодательство многих зарубежных стран построено  по так называемому «двухколенному»  принципу. В его рамках выделяются две группы относительно самостоятельных мер. С одной стороны, наказание, размеры которого определяют деяние и вина, с другой — иные меры (медицинские, воспитательные, профилактические и т. п.), характер которых зависит от общественной опасности личности преступника. Такой подход при всех его недостатках позволяет дифференцирование, подходить к правовому регулированию средств воздействия первой и второй группы и создавать с учетом их специфики различные системы гарантий соблюдения режима законности.

В российском уголовном законодательстве столь четкое разграничение не проводится, что влечет за собой весьма сомнительные с точки зрения соблюдения прав личности юридические решения. Статья 97 УК РФ озаглавлена "Основания применения принудительных мер медицинского характера". В ней закреплены категории лиц (ч.1), условия, при которых возможно применение принудительных мер медицинского характера (ч.2), содержатся положения о правовом регулировании порядка их исполнения (ч.3) и возможных последствиях при их неприменении судом (ч.4).

 

1.1 Расстройства  настроения (аффективные расстройства)

Расстройства  настроения — расстройства, при  которых основное нарушение заключается  в изменении аффекта или настроения в сторону подъёма (мания) или  угнетения (депрессия), сопровождающиеся изменением общего уровня активности. Депрессивные и маниакальные состояния могут возникать при многих соматических, практически при всех психических заболеваниях, а также быть вызваны ЛС (например, наркотическими анальгетиками, антигипертензивными, противоопухолевыми, седативными, противопаркинсоническими препаратами, антибиотиками, нейролептиками, ГК) 1.

Три степени  тяжести (легкая, средняя (умеренная) и  тяжелая) оставлены в классификации  по желанию многих клиницистов.

Терапия аффективных  расстройств складывается из лечения собственно депрессий и маний, а также профилактической терапии. Терапия депрессий включает, в зависимости от глубины, широкий спектр препаратов от флуоксетина, леривона, золофта, миансерина до трициклических антидепрессантов и ЭСТ. Применяются также терапия депривацией сна и фотонная терапия. Терапия маний складывается из терапии возрастающими дозами лития при контроле их в крови, применении нейролептиков или карбамазепина, иногда бета-блокаторов. Поддерживающее лечение осуществляется карбонатом лития, карбамазепином или вальпратом натрия.

 

1.2 Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния

Действующее уголовное  законодательство устанавливает, что  лица, совершившие противоправные действия в состоянии невменяемости, обусловленной психической болезнью, не являются преступниками и не подлежат наказанию. К ним по определению суда могут быть применены различные меры медицинского характера.

По своим  задачам меры медицинского характера отличаются от наказания. Они направлены, с одной стороны, на лечение психически больных, а с другой – имеют цель защитить общество от общественно опасных действий, совершаемых этими лицами 2.

Меры медицинского характера применяются только в  отношении лиц, совершивших предусмотренные уголовным законом противоправные действия и страдающих психическими расстройствами (либо алкоголизмом или наркоманией).

Закон предусматривает  принудительные и непринудительные меры медицинского характера.

Принудительные  меры медицинского характера являются разновидностью медицинских мер, применяемых к психически больному без его согласия или согласия его законных представителей. Они применяются только по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, по основаниям и в порядке, установленным УК РФ. Основания и порядок применения недобровольных психиатрических мер, которые предусмотрены Законом о психиатрической помощи, не относятся к категории принудительных мер медицинского характера.

Принудительные  меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 УК могут быть назначены  судом лицам 3:

а) совершившим  общественно опасные деяния, предусмотренные  статьями Особенной части УК, в  состоянии невменяемости;

б) у которых  после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим  преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости;

г) совершившим  преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Под общественно  опасными деяниями в данном случае имеются в виду действия (или бездействие), предусмотренные хотя бы одной из статей Особенной части УК РФ (убийство, изнасилование, разбой, грабеж, кража и др.). Если совершение общественно опасного деяния данным лицом не доказано, принудительные меры медицинского характера не могут быть применены. В этом случае уголовное дело подлежит прекращению независимо от характера и тяжести психического заболевания. Вопрос о лечении и госпитализации данного психически больного уже решается в соответствии с Законом о психиатрической помощи.

Принудительные  меры медицинского характера назначаются  только в случаях, когда психические  расстройства связаны с возможностью причинения страдающими ими лицами существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц (так называемая общественная опасность) 4.

Общественная  опасность больного определяется как  риск совершения больным повторного общественно опасного деяния. Опасность может быть обусловлена наличием у больного бредовых идей, расстройств влечений, тяжелых аффективных расстройств и иных болезненных расстройств психики. Предотвращение совершения больным общественно опасного деяния есть одна из задач, решаемых с помощью мер медицинского характера.

В отношении  лиц, не представляющих опасности по своему психическому состоянию, суд  может передать необходимые материалы  органам здравоохранения для  решения вопроса о лечении  этих лиц в психоневрологических учреждениях социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

Решение о применении к лицу принудительных мер медицинского характера принимается только судом  после рассмотрения дела в судебном заседании с обязательным участием прокурора и защитника5. Лицо, в отношении которого рассматривается дело, может быть вызвано в судебное заседание, если этому не препятствует характер его психического заболевания6.

Если суд  вопреки решению судебно-психиатрической  экспертизы не считает необходимым применять к больному принудительные меры медицинского характера, он обязан дать извещение о больном в органы здравоохранения для принятия необходимых медицинских мер в обычном порядке.

Целью применения принудительных мер медицинского характера  являются излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых противоправных деяний 7.

Действующее уголовное  законодательство предусматривает  четыре вида принудительных мер медицинского характера 8:

  1. амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
  2. принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
  3. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
  4. принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Все психиатрические  больницы, в которых осуществляется принудительное лечение, находятся  в ведении органов здравоохранения. Условия содержания больных, оказываемая  им медицинская помощь, все необходимые  меры социальной реабилитации определяются только психическим состоянием больного и не зависят от вида психиатрической больницы, в которой проводится принудительное лечение. Отличие этих больниц между собой заключается только в режиме охраны. В психиатрическом стационаре общего типа режимные условия не отличаются от таковых в психиатрических больницах общего профиля и все охранные функции возложены на медицинский персонал больницы. В психиатрическом стационаре специализированного типа предусмотрена дополнительная внешняя охрана, осуществляемая обычно силами органов МВД. В психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением наряду с внешней охраной предусмотрена и охрана внутри отделений больницы, также обычно осуществляемая силами органов МВД 9.

Закон требует, чтобы лица, помещенные в психиатрические стационары специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением, содержались в условиях, исключающих возможность совершения ими повторного общественно опасного деяния.

Основным критерием выбора меры медицинского характера в отношении больного является его опасность для себя или других лиц (общественная опасность). Для ее определения эксперты-психиатры должны располагать объективными анамнестическими данными, характеризующими поведение больного до совершения правонарушения, во время его совершения и после него. В этом плане имеют значение подробные обстоятельства совершения правонарушения, мотивы и психопатологические механизмы, обусловившие само действие, и признаки, свидетельствующие о возможности повторного совершения общественно опасных поступков 10.

При определении  общественной опасности больного необходимо иметь в виду, что часто нет  кореляции между характером совершенного общественно опасного деяния и потенциальной  опасностью данного больного для общества.

Амбулаторное  принудительное наблюдение и лечение  у психиатра может быть назначено, если лицо по своему психическому состоянию  не нуждается в помещении в  психиатрический стационар 11.

Принудительное  лечение в психиатрическом стационаре общего типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию нуждается в стационарном лечении и наблюдении, но не требует интенсивного наблюдения 12.

Принудительное  лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения 13.

Принудительное  лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным  наблюдением может быть назначено  лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения 14.

Лица, помещенные в психиатрический стационар  по решению суда для применения принудительных мер медицинского характера, независимо от типа психиатрического стационара пользуются всеми правами пациентов психиатрических стационаров, предусмотренными Законом о психиатрической помощи без каких-либо изъятий.

Они признаются нетрудоспособными на весь период пребывания в психиатрическом стационаре и  имеют право на пособие по государственному социальному страхованию и на пенсию на общих основаниях.

При коротких сроках принудительного лечения больной  имеет право на оплачиваемый больничный лист с момента поступления на судебно-психиатрическую экспертизу. Во всех остальных случаях ему должна быть определена II или I группа инвалидности. В этих случаях III группа инвалидности не устанавливается, так как она подразумевает ограниченную трудоспособность, а не стойкую ее утрату, как при I и II группе инвалидности.

Сроки принудительного  лечения судом не устанавливаются. Оно продолжается до выздоровления  больного либо такого изменения его  психического состояния, при котором  существенно уменьшается или  исчезает опасность больного для  общества, вследствие чего отпадает необходимость в применении к нему принудительных мер медицинского характера.

Продление, изменение и  прекращение применения принудительных мер медицинского характера осуществляются судом по представлению администрации  учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения комиссии врачей-психиатров, которые это принудительное лечение проводят 15. С этой целью все больные, находящиеся на принудительном лечении, не реже одного раза в 6 месяцев должны быть освидетельствованы врачебной комиссией для определения их психического состояния и возможности постановки перед судом вопроса об изменении или отмене принудительной меры медицинского характера. Необходимо подчеркнуть, что если психическое состояние больного изменилось, освидетельствование больного может быть произведено до истечения 6 месяцев.

Информация о работе Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних