Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:44, контрольная работа
В системе мер уголовно-правового воздействия центральное место занимают уголовная ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями — исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Речь идет о принудительных мерах медицинского характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно.
Уголовное законодательство многих зарубежных стран построено по так называемому «двухколенному» принципу. В его рамках выделяются две группы относительно самостоятельных мер. С одной стороны, наказание, размеры которого определяют деяние и вина, с другой — иные меры (медицинские, воспитательные, профилактические и т. п.), характер которых зависит от общественной опасности личности преступника.
1 Проблема общественной опасности лиц с тяжелыми расстройствами настроения: условия назначения профилактического принудительного лечения………………………………………………………………………………..3
1.1 Расстройства настроения (аффективные расстройства)………………………4
1.2 Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния………………………………………4
Библиографический список………………………………………………………..12
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних……………………………………………………………….14
Психо-физиологические особенности несовершеннолетних……………….14
2.2 Вопросы судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз несовершеннолетних, свидетелей и потерпевших………………………………………………………………………..15
Библиографический список………………………………………………………..19
В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы 16.
Отменяя принудительное лечение в отношении лица, у которого не наступило полное выздоровление, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении 17.
Непринудительные меры медицинского
характера предусматривают
Принудительные
меры медицинского характера, соединенные
с исполнением наказания, исполняются
по месту отбывания лишения
Прекращение применения
принудительной меры медицинского характера,
соединенной с исполнением
Библиографический
список
Правовые акты:
Научная литература:
Материалы юридической практики:
Важным и сложным участком повседневной практической деятельности адвокатов является защита прав и законных интересов, привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних. Успешная и эффективная защита несовершеннолетних не возможна без углубленного изучения условий их жизни и воспитания, без учета их индивидуальных особенностей, их соматических, половых, возрастных и иных характеристик.
2.1 Психо-физиологические особенности несовершеннолетних
Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами «пубертатным», признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.) 20.
Современная наука исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).
Важная особенность
подросткового возраста - формирование
своеобразного чувства взрослос
Следует помнить и о таких особенностях несовершеннолетних, как недостаточное обнаружение инстинкта самосохранения, приводящее к риску из-за пустяков, беззаботности о последствиях своих поступков и свойственной этому возрасту природной дисгармонии, выражающейся в том, что желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера и это приводит к тому, что подросток не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние стремления и желания.
2.2 Вопросы судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз несовершеннолетних, свидетелей и потерпевших
Психологическая
экспертиза, в последнее время,
все чаще внедряется в
Как известно защитников обязывает «использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность» 21. Такими обстоятельствами нередко бывают и те, которые устанавливаются путем проведения различного рода экспертиз, которые в соответствие со ст. ст.73, 74, 80 УПК РФ являются самостоятельным средством доказывания.
Закон предусматривает случаи обязательного проведения экспертиз, в том числе для установления 22:
1. Причины смерти;
2. Характера и степени вреда, причиненного здоровью;
3. Психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
4. Психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5. Возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;
и в других необходимых случаях.
Закон предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз23:
- судебно-медицинской
- судебно-психиатрической
- судебно-психологической
(или комплексной психолого-
Вопрос о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы адвокатами должен ставиться тогда, когда психическая полноценность подзащитного не вызывает у них сомнений или подтверждена судебно-психиатрической экспертизой. Если психическое состояние подзащитного вызывает сомнение, то вопрос должен ставиться или о назначении судебно-психиатрической экспертизы или о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы 24.
Комплексная психолого-психиатрическая экспертизы - это исследования, затрагивающие пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Особенностью этого вида экспертизы является применение специфических методов, сложившихся в психологии и психиатрии, интеграция данных психологического и психиатрического исследования 25.
На возможность
отставания в развитии психически здорового
подростка могут указывать
- о его педагогической запущенности;
- "детскости" поведения;
- легкомысленном
отношении к своим
- несоразмерность объективного содержания поведения субъективно преследуемым подростком целями;
- свидетельские
показания, говорящие о
Эти вопросы прямо вытекают из постановления Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума, эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток "мог сознавать значение своих действий, но не полностью", "был способен руководить своими действиями, но не в полной мере" и т.д., что имеет существенное значение, во всяком случае, для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания.
Для выяснения
на разрешение комплексной психолого-
а) Учитывая
состояние здоровья
б) Учитывая
состояние здоровья
Потребность в
проведении экспертного психологического обследования,
включая и определение степени способности
ребенка правильно воспринимать внутреннее
содержание событий, возникает обычно,
когда в показаниях детей имеются утверждения,
касающиеся сложных обстоятельств, которые
могут быть познаны только логическим
путем. На первый план в подобных экспертных
исследованиях выступает качественный
анализ мышления: его критичности, уровня
сформированности основных мыслительных
процессов и операций, умения устанавливать
причинно-следственные связи и т.п. Необходимой
частью исследования является психологический
анализ свидетельских показаний детей,
изучение их динамики, т.к. для утверждения
о способности ребенка правильно воспринимать
внутреннее содержание событий необходимо
подтвердить, что его реальные интеллектуальные
возможности были не ниже того уровня,
который необходим для дачи показаний,
содержащихся в материалах дела.
Правовые акты:
Научная литература:
Информация о работе Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних