Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

В системе мер уголовно-правового воздействия центральное место занимают уголовная ответственность и наказание, основанием для реализации которых является факт совершения преступления, а целями — исправление виновного, общая и специальная превенция. Законодательство содержит и другие уголовно-правовые институты, которые применяются к лицам, совершившим преступления. Речь идет о принудительных мерах медицинского характера, юридическая природа которых исследована недостаточно полно.
Уголовное законодательство многих зарубежных стран построено по так называемому «двухколенному» принципу. В его рамках выделяются две группы относительно самостоятельных мер. С одной стороны, наказание, размеры которого определяют деяние и вина, с другой — иные меры (медицинские, воспитательные, профилактические и т. п.), характер которых зависит от общественной опасности личности преступника.

Содержание

1 Проблема общественной опасности лиц с тяжелыми расстройствами настроения: условия назначения профилактического принудительного лечения………………………………………………………………………………..3
1.1 Расстройства настроения (аффективные расстройства)………………………4
1.2 Меры медицинского характера в отношении психически больных, совершивших общественно опасные деяния………………………………………4
Библиографический список………………………………………………………..12
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних……………………………………………………………….14
Психо-физиологические особенности несовершеннолетних……………….14
2.2 Вопросы судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз несовершеннолетних, свидетелей и потерпевших………………………………………………………………………..15
Библиографический список………………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная психиатрия 7 вариант.doc

— 116.50 Кб (Скачать файл)

В случае излечения лица, у которого психическое расстройство наступило после совершения преступления, при назначении наказания или  возобновлении его исполнения время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы 16.

Отменяя принудительное лечение  в отношении лица, у которого не наступило полное выздоровление, суд может передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении 17.

Непринудительные меры медицинского характера предусматривают лечение  больных в психиатрической больнице на общих основаниях, передачу больных  на попечение родственников или  опекунов, если таковые имеются, при  обязательном наблюдении психоневрологических диспансеров по месту жительства. Они также назначаются определением суда. Однако, в отличие от принудительных мер медицинского характера, непринудительные меры медицинского характера осуществляются и контролируются только органами здравоохранения.

Принудительные  меры медицинского характера, соединенные  с исполнением наказания, исполняются  по месту отбывания лишения свободы, а в отношении осужденных к  иным видам наказаний – в учреждениях  органов здравоохранения, оказывающих  амбулаторную психиатрическую помощь18. Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания. При отпадении необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ о здравоохранении.

Прекращение применения принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению  органа, исполняющего наказание, на основании заключения комиссии врачей-психиатров19
                                          Библиографический список

Правовые акты:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ    (в актуальной редакции) // Российская газета. 1996. 18 июня.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 2001. 22 декабря.
  3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 № 144-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 1995. 18 августа.
  4. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 1995. 12 апреля.

 

Научная литература:

  1. Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А. Судебно-медицинская экспертиза: Термины и понятия: Словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов. - М.: Норма, 2008. – 256 с.
  2. Грицаенко П. Судебная медицина. - М.: Юрайт, 2013. – 118 c.
  3. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник. – М.: РИОР, 2013. – 352 с.
  4. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., Горинов В.В. Ограниченная вменяемость. Изд. 3, перераб. и доп. - М.: Медкнига, 2009. – 184 с.
  5. Дубровин И.И. Судебная медицина. COMPENDIUM. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 270 с.
  6. Клевно В.А. Судебно-медицинская экспертиза. Теоретические, процессуальные, организационные и методические основы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 186 с.
  7. Печерский В.В., Ревтова. С.Ю. Допрос несовершеннолетней потерпевшей на предварительном следствии и в суде. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 260 с.
  8. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина. Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 448 с.

 

Материалы юридической практики:

  1. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации «О порядке применения принудительных и иных мер медицинского характера в отношении лиц с тяжелыми психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния» от 23 июля 1999 г. N 2510/8236-99-32.
  2.  
  3. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних

Важным и  сложным участком повседневной практической деятельности адвокатов является защита прав и законных интересов, привлеченных к уголовной ответственности несовершеннолетних. Успешная и эффективная защита несовершеннолетних не возможна без углубленного изучения условий их жизни и воспитания, без учета их индивидуальных особенностей, их соматических, половых, возрастных и иных характеристик.

 

2.1 Психо-физиологические особенности несовершеннолетних

Возраст с 14 до 18 лет, именуемый специалистами «пубертатным», признан наиболее важной и сложной критической фазой, сопровождающейся половым и психическим созреванием. Глубокая биологическая перестройка, претерпеваемая организмом в этот период, сопровождается бурным психическим повзрослением. Ведущая роль в указанной перестройке принадлежит нервной системе. Процесс психического созревания может протекать более спокойно или бурно, критически, в зависимости от целого ряда дополнительных факторов (патологическая наследственность, инфекционные и органические заболевания в детстве, тяжелые условия жизни и воспитания ребенка, психические травмы и пр.) 20.

Современная наука  исходит из того, что течение пубертата (т.е. фазы с 14 до 18 лет) в настоящий период характеризуется ускоренным физиологическим созреванием (акселерация) и несколько замедленным психическим созреванием (ретардация).

  Важная особенность  подросткового возраста - формирование  своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает относиться к самому себе как к взрослому. Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности. Отсюда их чувствительность к оценке взрослых, их острая реакция на попытки взрослых, (зачастую кажущиеся), умалить их достоинство.

Следует помнить  и о таких особенностях несовершеннолетних, как недостаточное обнаружение  инстинкта самосохранения, приводящее к риску из-за пустяков, беззаботности  о последствиях своих поступков  и свойственной этому возрасту природной  дисгармонии, выражающейся в том, что желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера и это приводит к тому, что подросток не всегда способен подавить некоторые чрезмерные и лишние стремления и желания.

 

2.2 Вопросы судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертиз несовершеннолетних, свидетелей и потерпевших

 Психологическая  экспертиза, в последнее время,  все чаще внедряется в практику  деятельности правоохранительных  органов и имеет существенное  значение для решения задач, стоящих перед уголовно-процессуальным законодательством.

 Как известно защитников обязывает «использовать все указанные в законе средства и способы защиты в целях выяснения обстоятельств, оправдывающих обвиняемого или смягчающих его ответственность» 21. Такими обстоятельствами нередко бывают и те, которые устанавливаются путем проведения различного рода экспертиз, которые в соответствие со ст. ст.73, 74, 80 УПК РФ являются самостоятельным средством доказывания.

 Закон предусматривает случаи обязательного проведения экспертиз, в том числе для установления 22:

1. Причины смерти;

2. Характера и степени вреда, причиненного здоровью;

3. Психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;

4. Психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;

5. Возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение;

 и в других  необходимых случаях.

Закон предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз23:

- судебно-медицинской

- судебно-психиатрической

- судебно-психологической  (или комплексной психолого-психиатрической)  с привлечением соответствующих  специалистов: медиков, психологов, психиатров.

Вопрос о назначении и проведении судебно-психологической экспертизы адвокатами должен ставиться тогда, когда психическая полноценность подзащитного не вызывает у них сомнений или подтверждена судебно-психиатрической экспертизой. Если психическое состояние подзащитного вызывает сомнение, то вопрос должен ставиться или о назначении судебно-психиатрической экспертизы или о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы 24.

 

Комплексная психолого-психиатрическая  экспертизы - это исследования, затрагивающие пограничные между психологией и психиатрией проблемы. Особенностью этого вида экспертизы является применение специфических методов, сложившихся в психологии и психиатрии, интеграция данных психологического и психиатрического исследования 25.

На возможность  отставания в развитии психически здорового  подростка могут указывать данные 26:

- о его педагогической  запущенности;

- "детскости"  поведения;

- легкомысленном  отношении к своим противоправным  действиям;

- несоразмерность  объективного содержания поведения субъективно преследуемым подростком целями;

- свидетельские  показания, говорящие о заметном  отличии от основной массы  сверстников и др.

Эти вопросы  прямо вытекают из постановления  Пленума Верховного Суда РФ №7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних", которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими. Следуя этому постановлению Пленума, эксперт-психолог может, например, сделать вывод, что подросток "мог сознавать значение своих действий, но не полностью", "был способен руководить своими действиями, но не в полной мере" и т.д., что имеет существенное значение, во всяком случае, для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания.

Для выяснения  на разрешение комплексной психолого-психиатрической  экспертизы предлагаются следующие  вопросы:

 а) Учитывая  состояние здоровья несовершеннолетнего  и особенности его психического  развития, мог ли он полностью сознавать значение своих противоправных действий?

 б) Учитывая  состояние здоровья несовершеннолетнего  и особенности его психического  развития, в какой степени он  мог руководить своими действиями?

Потребность в  проведении экспертного психологического обследования, включая и определение степени способности ребенка правильно воспринимать внутреннее содержание событий, возникает обычно, когда в показаниях детей имеются утверждения, касающиеся сложных обстоятельств, которые могут быть познаны только логическим путем. На первый план в подобных экспертных исследованиях выступает качественный анализ мышления: его критичности, уровня сформированности основных мыслительных процессов и операций, умения устанавливать причинно-следственные связи и т.п. Необходимой частью исследования является психологический анализ свидетельских показаний детей, изучение их динамики, т.к. для утверждения о способности ребенка правильно воспринимать внутреннее содержание событий необходимо подтвердить, что его реальные интеллектуальные возможности были не ниже того уровня, который необходим для дачи показаний, содержащихся в материалах дела. 
                                        Библиографический список

Правовые акты:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ    (в актуальной редакции) // Российская газета. 1996. 18 июня.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 2001. 22 декабря.
  3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 № 144-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 1995. 18 августа.
  4. Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 № 40-ФЗ (в актуальной редакции) // Российская газета. 1995. 12 апреля.

 

Научная литература:

  1. Буромский И.В., Клевно В.А., Пашинян Г.А. Судебно-медицинская экспертиза: Термины и понятия: Словарь для юристов и судебно-медицинских экспертов. - М.: Норма, 2008. – 256 с.
  2. Грицаенко П. Судебная медицина. - М.: Юрайт, 2013. – 118 c.
  3. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия. Учебник. – М.: РИОР, 2013. – 352 с.
  4. Дмитриева Т.Б., Шостакович Б.В., Горинов В.В. Ограниченная вменяемость. Изд. 3, перераб. и доп. - М.: Медкнига, 2009. – 184 с.
  5. Дубровин И.И. Судебная медицина. COMPENDIUM. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 270 с.
  6. Клевно В.А. Судебно-медицинская экспертиза. Теоретические, процессуальные, организационные и методические основы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 186 с.
  7. Печерский В.В., Ревтова. С.Ю. Допрос несовершеннолетней потерпевшей на предварительном следствии и в суде. – Гродно: ГрГУ, 2007. – 260 с.
  8. Пиголкин Ю.И. Судебная медицина. Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 448 с.

Информация о работе Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних