Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:46, реферат
Можно подумать, что комплексы - источник мирового зла. Почему-то не радуется тот, кто их имеет. Плохо тому, кто хочет от них избавиться. И тем, кто о них никогда не слышал, тоже плохо. Потому что они все равно есть у каждого. А вот психологи к ним привыкли и не боятся. Мне не важно, что комплексы у вас есть, говорил большой специалист по их изучению К.Г. Юнг, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете.
Целью работы: выяснить, в чем проявляются комплексы, и найти способы их решения.
Введение…………………………………………………………………………………3
Проявление комплексов…………………………………………………4
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Общие положения…………………………………………………………………..6
а)Комплекс неполноценности…...…………………………..…...6
б)Комплекс превосходства……………………………………….9
в)Вывод о комплексах неполноценности и превосходств……11
3.Комплекс Клеопатры ……………………………………………………...15
4.Комплекс Дон Жуана………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....20
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Социально-гуманитарный
Кафедра Философия
Реферат
по дисциплине «Психология личности и группы»
на тему:
«Комплексы: проявления и способы их решения»
Выполнил
Проверил:
Ростов-на-Дону
2013г.
Введение…………………………………………………………
а)Комплекс неполноценности…...………………………….
б)Комплекс превосходства……………………………………….9
в)Вывод о комплексах
3.Комплекс Клеопатры ……………………………………………………...15
4.Комплекс Дон Жуана………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Комплекс - скопление или совокупность эмоционально окрашенных идей или отношений. Психоаналитическая теория предлагает описания большого числа комплексов (например, Эдипа, Электры, неполноценности и т.д.). Хотя первоначально это понятие имело прежде всего описательное значение, постепенно в значении появился оттенок патологичности, так как основная идея теории комплексов заключается в том, что комплексы часто подавляются и находятся в конфликте с остальным поведением. Термин, однако, не обязательно передает наличие патологии. Он должен употребляться осторожно, потому что часто понимается неправильно.
Народ не любит людей
с комплексами. "Не проси его больше
ни о чем, ты что, не знаешь, у него же комплекс!"
- говорят о знакомом, который когда-то
отказал в помощи. "Закомплексованный
какой-то!" - думает о своем приятеле
девушка, возвращаясь с вялого свидания.
Но и тех, кто без комплексов, тоже не любят.
"Ну он совсем без комплексов!" - это
о том, кто проходит без очереди. "Я не
хочу, чтобы у него были комплексы!"
- говорит мама, во всем потворствуя своему
чаду.
Можно подумать, что комплексы - источник
мирового зла. Почему-то не радуется тот,
кто их имеет. Плохо тому, кто хочет от
них избавиться. И тем, кто о них никогда
не слышал, тоже плохо. Потому что они все
равно есть у каждого. А вот психологи
к ним привыкли и не боятся. Мне не важно,
что комплексы у вас есть, говорил большой
специалист по их изучению К.Г. Юнг, но
хотелось бы знать, что вы с ними делаете.
Целью работы: выяснить, в чем проявляются комплексы, и найти способы их решения.
1.Проявления комплексов.
Комплексы - дети бессознательного,
и попадают они туда разными путями. Чаще
всего они появляются в раннем детстве,
о котором человек без специальных усилий
вспомнить уже не может. В этом случае
в основе комплекса лежит какое-либо сильное
желание ребенка, которое не смогло осуществиться
(хотел покачать любимую маленькую сестру
в коляске, но нечаянно уронил ее; мечтал
проснуться рядом с отцом, но тот внезапно
уехал, а ребенок проснулся один в пустой
темной комнате и т.п.). Тяжелое переживание
отделяет травмирующий эпизод подобно
стенке, вытесняет его из сознания и превращает
в комплекс. Иногда сильные неосуществленные
желания, которые не осознавались, способны
порождать комплексы и во взрослом возрасте
(обычно они бывают связаны с общественным
или материальным положением человека,
с его сексуальными переживаниями).
Другой путь сложнее. В истории человечества
некоторые поступки и ситуации встречались
столь часто и были столь значимы, что
оказались закреплены в глубоких слоях
бессознательного у каждого из людей (в
той области, которую К.Г.Юнг назвал "коллективным
бессознательным"). Подобные поступки
описаны уже в древних мифах, которых человек
может даже и не знать.
Иногда эти ситуации содержат напряжения,
могущие породить комплекс: например,
запретное стремление к сексуальной близости
с одним из родителей, получившее название
комплексов Эдипа (у мальчиков) и Электры
(у девочек). Попав в подобные обстоятельства,
наш герой "вспоминает" и воспроизводит
чужие поступки - подвиги и грехи. В подобных
случаях комплексы залегают еще глубже,
и обнаружить их еще труднее.
Итак, комплекс - это болевая точка, которая
может не проявлять себя, пока на нее не
нажали. Но если нажали - комплекс расправляется,
напоминает, что он тоже жилец нашего дома,
его нужно холить, лелеять и кормить. Вот
тут-то и кроется основная опасность. Прорастая
незаметно, комплекс может подчинить себе
всю жизнь человека.
Поэтому его лучше вовремя остановить.
А сначала - распознать.
Это дело нелегкое, потому что комплексы
живут "шиворот-навыворот". Они никогда
не заявляют о себе правдивым языком, а
изъясняются намеками: "нет" подразумевает
"да", "разумеется" - "ни за
что на свете", показная сила - стыдливую
слабость и т.д. Как же о них можно догадаться?
Каждый человек иногда ошибается - "шел
в комнату, попал в другую…". Редко кто
не оговаривался: вместо "танцевать"
- "целовать", вместо "позвольте
мне открыть наше совещание" - "позвольте
мне закрыть…" и т.д. Время от времени
все люди удивляются результатам своих
действий, решений, поступков. "На самом
деле" и "как будто" меняются местами.
И только чувство разочарованности, усталости
или раздражения наводит на мысль, что
человек не живет, а кому-то служит. Кто
же этот негодяй? А все он, комплекс.
Комплексы были всегда. Даже наши первобытные
предки были убеждены, что душ у них несколько,
и каждая из них как бы отвечает за свой
участок жизни. Обычно они успешно договаривались
между собой, но если нет - возникали первобытные
неврозы. Чем сложнее становился человек
с развитием цивилизации, тем больше различных
желаний у него возникало, - а следовательно,
и больше противоречий между ними. Современного
Homo sapiens великий знаток этого предмета
Г.К.Честертон сравнивал с городом, охваченным
гражданской войной - так много в нем враждебных
друг другу частей.
2.Комплекс неполноценности и комплекс
превосходства. Общие
положения.
Необходимо уяснить, что слово «комплекс»,
которое мы употребляем в отношении неполноценности
и превосходства, отражает прежде всего
преувеличенные чувство неполноценности
и стремление к превосходству. Если мы
посмотрим на вещи таким образом, это снимет
кажущийся парадокс о двух противоположных
тенденциях, существующих в одном индивиде,
так как очевидно, что в норме стремление
к превосходству и чувство неполноценности
дополняют друг друга. Если мы удовлетворены
нынешним положением дел, в нас не должно
быть места для стремления превосходить
и добиваться успеха. Поэтому, ввиду того,
что так называемые комплексы развиваются
из естественных чувств, они не более противоречивы,
чем обычные чувства.
Комплекс неполноценности.
Неполноценность можно обнаружить только
в идее о собственной полноценности. Когда
есть неполноценность, у человека существует
компенсационная идея о собственной полноценности,
с которой он отождествляется. У него по каждому
пункту есть идея о том, кто он такой, и
какой он необыкновенный. И когда отражение
его другими людьми не соответствует этой
идее, а оно никогда не соответствует,
и не может соответствовать идее, его страдания
и униженность бесконечны.
У такого человека существует страх быть
отражённым неблагополучно. Он зависит
от отражения и постоянно тревожится,
беспокоясь о том, чтобы быть отраженным
согласно своей собственной идее о полноценности.
Если его полноценность отражена, он человечен,
если нет, если кто-то отражает его не так,
как он хочет, то у него возникает злость,
защитная ненависть, бравада, он начинает
конфликтовать.
Идея неполноценности входит только тогда, когда происходит отказ от самого себя. Это случается в раннем возрасте, когда ребёнок начинает сравнивать себя с другими детьми, когда родители, учителя, воспитатели провоцируют ребенка на такое сравнение, показывая, что «Вовочка лучше, чем ты – он аккуратен, а ты неаккуратен. Он отличник, а ты троечник, он усидчив, а ты нет».
Взрослые, воспитывая ребенка на сравнении и показывая ему, что «другой хороший, а он плохой», делают его невротиком. Пока его ум не навели определенным способом и не сказали, что «тот такой, а ты не такой», он сам не будет сравнивать, обязательно кто-то должен его толкнуть в эту пропасть. А толкают все кому не лень, потому что сравнивают своих детей, показывая, подчёркивая состоятельность других детей, и несостоятельность собственных. По сути, это неприятие родителями собственных детей, которое маскируется под воспитание. И вот таким образом, сверяя собственных детей с другими детьми, с достижениями других детей, ребёнка приговаривают на неполноценность.
Ребенок полноценен, невинен и простодушен. Ему обязательно будут доступны все его внутренние богатства, весь его внутренний потенциал, однако для этого понадобится время. И у взрослых должно быть колоссальное терпение, любовь и уважение к детям. Дети - это будущее, и они будут жить в совершенно другом мире, в другие годы, в другом информационном пространстве.
Но мы сразу делаем ребёнка невротичным, чтобы можно было им управлять, манипулировать и обладать. Однако во всем этом пропадает его уникальность, она теряется и ему никогда не узнать самого себя, свою индивидуальность, свой талант, он теперь не встретится с собой, если не начнёт свой рост в сознании, свое самопознание. Вот так теряется каждый ребёнок, потому что он мог бы совершенно мягко развиваться и раскрывать свой собственный потенциал, то, что так необходимо человечеству, но он не может этого сделать, потому что ребёнку не дают возможность развиваться согласно своей природе.
Мозг человеческий, это научный факт, может вместить в себя все библиотеки мира, это не проблема для ума. И все научные умы трудятся над тем, чтобы ум ребёнка упаковать информацией так, чтобы ни один компьютер с ним не сравнился. Ценится память. Человек ценится по памяти, он не ценится по уникальности, по индивидуальности, по своей собственной неповторимой комбинации, как личность, как будущее человечества. Он ценится и оценивается просто по своей памяти. Если мы сдаём экзамен, то просто оценивают нашу память, а то, что сейчас мы выйдем и всё забудем - это ерунда.
Лицемерие заключается в том, что нам ставят оценку за то, сколько мы просидели, сколько мы заучили - это очень импонирует преподавателю, потому что его предмет выучен, и он с благодарностью ставит нам пятерку за нашу память. А память наша ничего не стоит, потому что таким подходом перекрывается дорога к нашей уникальности, нашему развитию, нашему видению сути жизни, целостности, нашей чувствительности и человек прикалывается к стенке, как бабочка, в самом начале.
Теперь он будет бежать за толпой, чтобы не отстать, думать о том, как он блистательно осуществит себя в мире, проявляя амбицию, тщеславие, но все это будет являться компенсацией на его ущербность.
Человек, ребёнок, который развивается согласно самому себе, будет осуществлён особым способом, согласно собственной природе. Это станет его удовлетворением, он станет самой удовлетворённостью. На земле нет удовлетворенных людей только потому, что, сколько бы человек ни трудился и как бы он ни использовал свои мозги, это не затрагивает его сердце, его суть.
Искажение начинается очень рано. Взгляд ребенка поворачивают так, чтобы он сравнивал, чтобы можно было им манипулировать, чтобы он жил всё время в страхе. Возникает неполноценность, а неполноценность - это страх, страх сделать что-нибудь не так, это неуверенность в себе, это робость, это смущение, это постоянная проверка, так ли мы одеты, так ли мы выглядим. Вся индустрия работает на человека, потому что у него существует неполноценность - если ты неполноценен, то для того, чтобы компенсировать свою неполноценность у тебя должно быть десять тысяч долларов, пятьдесят тысяч долларов, колье, машина, и не простая, а именно вот такая, яхта - вот так создаётся полноценность.
На самом деле речь должна вестись не о полноценности, а о целостности. Нет полноценности, полноценность - это претензия. Есть целостность человека, и человек обязательно станет целостным на земле, если не сломать его в самом начале, если этот бутон не взять и не сжать в своей собственной руке. Но тогда к детям нужно будет подходить с любовью, тогда на самом деле придется любить детей, не заботиться лишь о том, как их накормить, как их одеть и обуть - их надо будет любить. Их надо будет наблюдать, быть осознанным, внимательным, направлять их движения, показывать направление. И даже не показывать, а идти следом и поправлять, но тогда мы обязательно должны быть осознанны.
Если из целого выбирается лишь фрагмент, то целое пропадает и упускается. Не живя в целостности, живя только на фрагменте, мы отказываемся от своей судьбы и стараемся найти утешение, бегая к гадалкам, астрологам, чтобы у них узнать о своей судьбе. Мы ждем, чтобы нас утешили, сообщив, что на следующем перекрестке нас ждут удача, деньги и большая любовь, не понимая, что судьба наша - это целостность. Именно целостность позволяет человеку осуществить собственное предназначение на земле.
Комплекс превосходства.
Стремление к превосходству никогда не исчезает, и фактически, именно оно формирует разум и психику человека. Как мы говорили, жизнь — это достижение цели или формы, а стремление к превосходству — это движущая сила для достижения формы. Это своего рода поток, несущий вперед весь материал, который может найти. Рассмотрим для примера ленивых детей. Недостаток у них активности, отсутствие интереса к чему бы то ни было могут создать у нас впечатление полного отсутствия у них движения. Но и у них мы найдем желание превосходить других, желание, которое заставляет их говорить: «Если бы я не был так ленив, я мог бы стать президентом». Их развитие и стремление, если можно так сказать, относительны. Они высокого мнения о себе и придерживаются представления о том, что могли бы многое совершить и принести немало пользы, если бы...! Конечно же, это — ложь, выдумка, но все мы знаем, что человечество очень часто удовлетворяется выдумками. И это особенно справедливо в отношении людей, которым не хватает смелости: они вполне довольствуются фантазиями. Не чувствуя в себе большой силы, они всегда идут в обход, желая избежать трудностей. И благодаря этому бегству, благодаря постоянному уходу от битвы, у них появляется ощущение, что они сильнее и умнее, чем это есть на самом деле.
Нам известны дети, которые начинали воровать из чувства превосходства. Они полагают, что, обманывая, дурача других и оставаясь непойманными, они, таким образом, становятся богаче без особых хлопот. То же чувство очень сильно выражено у преступников, которые считают себя героями.
Информация о работе Комплексы: проявления и способы их решения