Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2014 в 19:46, реферат
Можно подумать, что комплексы - источник мирового зла. Почему-то не радуется тот, кто их имеет. Плохо тому, кто хочет от них избавиться. И тем, кто о них никогда не слышал, тоже плохо. Потому что они все равно есть у каждого. А вот психологи к ним привыкли и не боятся. Мне не важно, что комплексы у вас есть, говорил большой специалист по их изучению К.Г. Юнг, но хотелось бы знать, что вы с ними делаете.
Целью работы: выяснить, в чем проявляются комплексы, и найти способы их решения.
Введение…………………………………………………………………………………3
Проявление комплексов…………………………………………………4
Комплекс неполноценности и комплекс превосходства. Общие положения…………………………………………………………………..6
а)Комплекс неполноценности…...…………………………..…...6
б)Комплекс превосходства……………………………………….9
в)Вывод о комплексах неполноценности и превосходств……11
3.Комплекс Клеопатры ……………………………………………………...15
4.Комплекс Дон Жуана………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....20
Это не имеет ничего общего со здравым смыслом или общепринятой логикой, когда убийца думает о себе как о герое — это его субъективное представление. Ему недостает смелости, и он хочет так уладить дела, чтобы увернуться от необходимости действительно решать проблемы жизни. Следовательно, преступность — это результат комплекса превосходства, а не проявление фундаментальной и изначальной порочности.
Похожую симптоматику мы наблюдаем у невротических личностей. Например, они страдают бессонницей, а на следующий день им недостает сил, чтобы справиться с требованиями дела, которым они занимаются. Им кажется, что из-за бессонницы у них нельзя требовать безупречной работы, так как они не в состоянии справиться с тем, что могли бы исполнить. Они жалуются: «Вот если бы я выспался, я бы вам показал!»
Нечто подобное происходит с депрессивными личностями, которых мучает чувство тревоги. Тревога делает их тиранами. Фактически, они используют свою тревогу, чтобы управлять другими: с ними постоянно кто-нибудь должен находиться, их нужно сопровождать повсюду, куда бы они ни направлялись, и так далее. Близкие вынуждены строить свою жизнь, подчиняясь требованиям депрессивного человека.
Депрессивные и больные люди всегда являются центром внимания в семье. Таким образом, комплекс неполноценности является источником их силы. Они беспрестанно жалуются, что чувствуют слабость, теряют в весе, и прочее, но, несмотря на это, они сильнее всех остальных. Они подавляют здоровых людей — факт, который не должен нас удивлять, так как в нашей культуре болезнь может давать определенную силу и власть.(И если бы мы задались вопросом, кто сильнейшие люди в нашей культуре, логично было бы ответить – младенцы. Младенцы правят, сами же оставаясь неподвластными.)
Вывод о комплексах неполноценности и превосходства:
В заключении нашего изложения общей идеи комплексов неполноценности и превосходства, мы не можем не сказать несколько слов о них применительно к нормальным людям. Как мы уже говорили, чувство неполноценности есть у каждого человека. Оно не является психическим расстройством, но, напротив, стимулирует нормальные стремления и здоровое развитие. Патологическим же это чувство становится только тогда, когда в человеке побеждает чувство неадекватности, и это тормозит его полезную активность, делает его депрессивным и неспособным к развитию. В такой ситуации комплекс превосходства может стать одним из методов избежать своих трудностей. Человек с комплексом неполноценности притворяется лучшим, чем он есть на самом деле, и этот фальшивый успех компенсирует чувство неполноценности, ставшее для него невыносимым. У нормального человека нет ни тени комплекса превосходства. Конечно же, он стремится превосходить других в том смысле, что всем нам не чужды амбиции и желание добиться успеха, но пока это стремление выражается в работе, оно не ведет к ложным оценкам, лежащим в основе душевных расстройств.
По меньшей мере 95 процентов всех людей
в какой-то степени испытывают или испытывали в
прошлом чувство собственной неполноценности,
а для миллионов это самое ощущение неполноценности
все еще остается серьезным препятствием
на пути к преуспеванию и счастью.
В известном смысле каждый человек на
земле в чем-то слабее другого человека
или целой группы людей. Я совершенно точно
знаю, что не в состоянии поднять штангу
или толкнуть ядро, как это делают классные
спортсмены. Я это знаю, но это не вызывает
у меня чувства неполноценности и не портит
мне жизнь; в этом случае я просто не сравниваю
себя с другими в неблагоприятном для
меня аспекте и не считаю, что я плох только
потому, что не в состоянии сделать что-то
так же мастерски, как они. Мне известно,
что в какой-нибудь сфере любой человек,
с которым мне приходится встречаться
- от мальчишки-газетчика на углу улицы
до президента банка, - в чем-нибудь превосходит
меня. Однако никто из этих людей не может
привести уродливые, обезображенные человеческие
лица в нормальный вид, вообще делать целый
ряд других вещей лучше меня И я уверен,
они не чувствуют себя из-за этого менее
полноценными.
Чувство неполноценности вырастает не
столько из фактов и нашего повседневного
опыта, сколько из наших выводов, касающихся
этих фактов, и из наших оценок повседневного
опыта. Например, то, что я неважный штангист
и плохой танцор, - это факт. Hо отсюда не
вытекает, что я в целом неполноценный
человек. Неспособность штангиста и профессионального
танцора осуществить хирургическую операцию
свидетельствует лишь о том, что хирурги
они - никакие, но это не означает, что поэтому
они "никудышные люди". Все зависит
от того, "какими" и "чьими" мерками
мы себя измеряем.
Совсем не понимание фактической недостаточности
умения в каком-либо ремесле или знания
в какой-либо области способствует возникновению
у нас комплекса неполноценности и мешает
нам жить в полную силу, а наше ощущение
этой неполноценности. И это ощущение
неполноценности возникает только по
одной причине: мы оцениваем или измеряем
себя не собственными мерками, а "максимальными
стандартами" других лиц. Когда мы так
поступаем, то неизбежно оказываемся на
"втором месте". Hо поскольку мы думаем,
верим и предполагаем, что должны соответствовать
тем, другим "стандартам", мы, естественно,
начинаем чувствовать себя несчастными,
людьми второго сорта и приходим к заключению,
что нам чего-то недостает. Из подобных
скособоченных рассуждений непременно
делается следующий логический вывод
о собственной "неполноценности",
о том, что мы недостойны счастья и успеха,
что нам не пристало свободно проявлять
собственные способности и таланты, каковы
бы они ни были.
Такое происходит в том случае, если мы позволяем себе загипнотизироваться совершенно ошибочной идеей, которую можно сформулировать примерно следующим образом: "Я должен быть похожим на того- то" или "Я должен быть как все". Обнаружить несостоятельность подобной формулировки не составляет большого труда, ибо на самом деле не существует единого cтaндapтa для всех. Человеческое общество состоит из индивидуальностей, из которых ни одна не похожа на другую.
Человек с комплексом неполноценности только усугубляет ошибку, когда начинает стремиться к превосходству. Ведь его ощущение базируется на неверном предположении о собственной неполноценности. Исходя из этой ложной посылки, он создает всю структуру "логических рассуждений" и помыслов. "Если, - говорит такой человек, - я чувствую себя неуютно из-за собственной неполноценности, то, чтобы избавиться от неприятного ощущения, нужно быть как все, а чтобы было совсем хорошо, нужно добиться превосходства над другими". Неуемное стремление к превосходству лишь усиливает тревогу, доставляет еще больше разочарований и порой приводит к неврозам. Человек становится еще несчастнее, и чем он "сильнее старается", тем несчастнее становится.
Неполноценность и Превосходство - две стороны одной
медали. Избавление - в осознании, что сама
медаль фальшива. Правда такова: Вы - не
худший. Вы - не лучший. Вы - это Вы, и только.
Вы как личность не должны сопоставлять
себя с какой-нибудь другой личностью
просто потому, что не существует на всей
планете другой личности, полностью совпадающей
по своим качествам с вашей. Вы в такой
же мере не обязаны походить на других,
в какой они не обязаны походить на вас.
В природе не существует стандартного
человека, о котором можно было бы сказать,
что он является мерилом для всех. Каждый
человек уникален. Авраам Линкольн однажды
заметил, что Бог, должно быть, очень любил
обыкновенных людей, ибо сотворил их так
много. Hо Линкольн заблуждался.
"Обыкновенных людей", созданных
по единому образцу, не бывает. Президент был бы ближе к истине,
если бы сказал: "Бог, должно быть, очень
любил необыкновенных людей, ибо создал
их так много".
Прислушайтесь к совету и перестаньте
мерить свои способности чужими "стандартами".
Вы - Hе "они", и между вами никогда
не будет - да и не должно быть - полного
совпадения. Как только вы постигнете
эту простую, очевидную истину, воспримете
ее и поверите в нее, ваше чувство неполноценности
бесследно исчезнет.
3. Комплекс Клеопатры
Египетская царица Клеопатра нашла способ быть доступной для всех, но с тем условием, что за ее ласки мужчина должен был заплатить жизнью. Была ли она рабой любви? Безусловно. Но в большей степени она была рабой тщеславия.
Современная Клеопатры такова: красавица, умница, независимая, преуспевающая, знающая себе цену. Дома - чистота, порядок, на службе - ценнейший специалист. Проявляет безупречный вкус в одежде, ухоженный вид, умение держать себя в обществе. Естественно, такая женщина пользуется повышенным успехом у мужчин, и претендентов на ее руку и сердце всегда хватает, но она проводит взвешенный отбор и самого достойного определяет в мужья. Однако крайне редко бывает с ним счастлива . Имеет слишком завышенные требования к мужчинам: интеллект, ум, внешние данные. , сексуальность. С ней рядом может оказаться только незаурядная личность, но зачастую и он не может удовлетворить её запросов. У благополучного в прошлом человека формируется комплекс жертвы. Успешный в прошлом он становится неудачником, ради неё готов отказаться от всего, что некогда составляло смысл его жизни, и тогда он становится неинтересным для «Клеопатры», и она расстаётся с ним. При этом «Клеопатра» ни в коей мере не винит себя за развал отношений и не чувствует ответственности за происшедшее. К бывшему супругу она относится жалостливо, уверена, что трагедия произошла лишь по его вине.
Сексуальные комплексы «Клеопатры»: на подсознательном уровне рассматривают физическую близость как свое поражение. Сексуальное превосходство партнера воспринимает как унижение, поэтому, как правило, «царица» зажимает свою чувственность. Боясь потерять контроль над ситуацией, в сексе не получает удовлетворения. Как правило, у таких женщин мало подруг, но есть хорошие друзья мужчины.
Рекомендации - если «Клеопатра» комфортно чувствует себя в одиночестве, то после первой попытки брака ей нужно успокоится, и она прекрасно будет существовать сама по себе, не доканывая мужчин в попытке «подладить» их под себя. На мой взгляд, для подобных «цариц» жизнь свободной женщины— лучший выход. Психологи считают, что «Клеопатре» следует обратить внимание на три вещи: реабилитацию чувств и ощущений собственного тела, умение общаться с приятельницами и изменение стиля поведения с партнером.
4.Комплекс Дон Жуана.
Комплекс Дон Жуана – это мужской комплекс родом из детства. Он характеризуется стремлением мужчины покорить как можно больше женщин. Подобная проблема может возникнуть в том случае, если мать была по натуре черствой и властной женщиной и не уделяла сыну достаточно внимания. Переживший подобное детство мальчик, став мужчиной, может испытывать неуверенность и не верить в свои сексуальные возможности. Кроме того, на уровне подсознания он может быть одержим желанием отомстить матери, сделав объектом мести всех представительниц прекрасного пола. Его коронным номером является побег сразу после соблазнения. Такое поведение объясняется комплексом сексуальной неполноценности, страхом, что партнерша не просто останется неудовлетворенной, но и обвинит его в этом.
По своей природе Дон Жуан является коллекционером, несмотря на то, что коллекция эта имеет специфическую направленность. Дон Жуаны бывают разных типов, вот некоторые из них, которых условно назовем:
Несмотря на бесчисленное множество побед, Дон Жуан, по сути дела, очень одинок. Он, как и любой мужчина, мечтает встретить ту единственную, которая подарит ему любовь и наполнит его жизнь смыслом. И если он встретит такую женщину, то очень может быть, что они вдвоем справятся с этим мужским комплексом.
Заключение.
Итак, от комплексов не свободен никто.
Иногда они вредны, иногда опасны, и в любом
случае - на "бесполезной стороне"
жизни. Поэтому часто хочется, чтобы их
не было. Что же можно для этого сделать?
Сначала - осознать. Комплексы - дети бессознательного.
Чтобы увидеть глубоководную рыбу, нужно
извлечь ее на берег. Точно так же можно
поступить и с комплексами. Они живут вольготно,
пока на них никто не смотрит.
Шаг следующий - принять их как давно знакомую
часть своей души. Все неназванное интригует
сильнее. Как только вы скажете своему
комплексу "Маска, маска, я вас знаю!"
- его сила уменьшится. Комплексы нельзя
изгонять, с ними нужно вести переговоры.
И, наконец, преобразовать.
Нужно произнести волшебную фразу "Тень,
знай свое место!" - и тогда комплексы
превратятся в невинные и полезные черты:
комплекс неполноценности - в самокритичность,
превосходства - в самоуважение, вины -
в чувствительность и сострадание, Клеопатры
- в тонизирующее мужчин кокетство, а Дон
Жуана - в умение добиваться действительно
любимой женщины.
Но все это можно делать только со своими
комплексами и своим психологом.
Информация о работе Комплексы: проявления и способы их решения