Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть формирование и роль комплекса неполноценности в развитии личности.
Задачи работы:
1) изучить сущность и основные черты комплекса неполноценности личности;
2) обосновать формирование комплекса неполноценности;
3) определить взаимосвязь комплекса неполноценности и комплекса превосходства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ, ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ……………………………………..5
1.1Понятие комплекса неполноценности………………………………..5
1.2 Причины появления комплекса неполноценности…………………8
1.3 Признаки комплекса неполноценности ……………………………12
1.4 Комплекс неполноценности и его виды ……………………………14
2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ……………………………………………………..21
2.1. Методика проведения исследования изучения проявления комплекса неполноценности……………………………………………………………….21
2.2. Анализ проведенного исследования изучения проявления комплекса неполноценности………………………………………………………………22
3.1 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ……………………………………………………..25
3.1 Способы решения проблемы…………………………………….…..25
3.2 Как избавиться от комплекса неполноценности…………………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Комплекс неполноценности.doc

— 155.50 Кб (Скачать файл)

Например, малыш пытается влезть на горку. Ножки маленькие, движения неуверенные, но он все равно старается. Соскользнул с лестницы – упал, заплакал. Заботливый родитель - тут как тут – поднимает его, целует, гладит по головке: «Маленький мой, ты упал! Тебе больно! Давай я тебя пожалею!». И после начинает помогать маленькому человечку карабкаться вверх по лестнице. Ребенок рад: его крепко держат, помогают переставлять руки-ноги. Полная безопасность! И ничего делать не надо. Оказывается, все так просто! Достаточно заплакать – и тебя сразу пожалеют. Более того – решат за тебя проблему. Еще два-три раза малыш, по своей природе, будет стараться одолеть эти ступеньки сам. Но ситуация под неусыпным контролем родителя будет повторяться, и на четвертый раз ребенок позволит взять себя «под белы рученьки» и поставить на горку.

В его подсознании отложится: «слабым всегда помогают». Более того - «если ты слаб, всегда найдется сильный, который решит твою проблему». Разумеется, маленький человек этого не осознает. Но в его поступках уже четко прослеживается безволие. Он хочет чего-то, но перестает напрягаться, чтоб достичь желаемого результата. Он уже не тянется вверх, пытаясь достать столешницы, на которой стоит машинка. Он просто вытягивает руку вверх и начинает хныкать: «Я маленький, мне не достать». 

В завершение первой главы необходимо отметить, что в общем, комплекс неполноценности – это ощущение собственной никчемности, бесполезности, ущербности в какой-либо области. Название этого психологического состояния говорит само за себя: именно ощущение собственной неполноценности, «неправильности» лежит в основе комплекса неполноценности, и, как следствие – заниженной самооценки.

Первым, кто исследовал и описал комплекс неполноценности, был венский психоаналитик Альфред Адлер. Адлер считал, что в основе невроза лежит комплекс неполноценности и ввёл в психологию этот термин.  По мнению Адлера,  изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности. Этот психологический дискомфорт человек стремится победить путем гиперкомпенсации. Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться. Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов). В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими.

К сожалению, несмотря на достаточно простую суть, комплекс неполноценности все равно является одной из главнейших психологических проблем современного общества – под воздействием этого комплекса в человеке все чаще «говорят» неуверенность в себе, низкая самооценка, уязвленное самолюбие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

 

2.1. Методика проведения  исследования изучения проявления  комплекса неполноценности

 

Эмпирическое изучение проявления комплекса неполноценности было организовано на базе Центра социально-психологической адаптации и развития «Перекресток» г. Уфа.

Центр социально-психологической адаптации и развития подростков «Перекресток» создан 2003г. для решения проблем организации работы с несовершеннолетними с девиантным поведением.

Центр представляет собой научно-исследовательскую и учебно-методическую базу и является экспериментальной практической площадкой для разработки, апробации и трансляции инновационного опыта в области социальной и психологической адаптации детей и подростков. 
В экспериментальном исследовании нами было опрошено 15 подростков в возрасте 13-15 лет.

В ходе исследования нами были использованы следующие методики: 
1. Тест «Экспресс-диагностика уровня самооценки»;

2. Тест «Уверенность в себе (тест Райдаса)»;

3. Тест «Довольны ли вы собой?»;

4. Тест «Диагностика комплекса неполноценности».

Краткая характеристика методик:

Тест «Экспресс-диагностика уровня самооценки» позволяет нам оценить как себя воспринимают респонденты, какая у них самооценка на сегодняшний день.

Цель методики: составить представление о степени адекватности самооценки личности представление о самопринятии.

Тест «Уверенность в себе (тест Райдаса)» может дать более полную характеристику самооценке подростков, тем самым подтвердить результаты предыдущего теста или опровергнуть.

Тест уверенности в себе – психологический тест для оценки уверенности в себе как социально-психологической характеристики человека. Тест дает оценки по трем шкалам: шкале общей уверенности в себе, шкале социальной смелости, шкале инициативы.

Тест «Довольны ли вы собой?» также позволяет подкрепить результаты предыдущих тестов, а также позволяет определить наличие комплекса неполноценности. С помощью данного теста можно определить, насколько человек подвержен комплексу неудовлетворенности самим собой.

Тест «Диагностика комплекса неполноценности» дает нам уже общее представление о наличие у данной группы подростков наличие или отсутствие комплекса неполноценности, и также подтверждает или опровергает результаты предыдущих тестов. 

 

 

2.2. Анализ проведенного исследования изучения проявления комплекса неполноценности

 

Результаты теста «Экспресс-диагностика уровня самооценки» показал, что у данной группы респондентов в основном заниженная самооценка, что наблюдается у 75 % опрошенных, у остальных 25 % уровень самооценки адекватный, но с тенденцией к низким показателям.

По результатам теста «Уверенность в себе» можно сделать вывод о том, что большая часть респондентов не уверены в себе (62%), 33 % - имеют среднее значение уверенности в себе, и только 5 % подростков чувствуют уверенность в себе и в своих силах.

Результаты теста «Довольны ли вы собой?» следующие: 72% опрошенных подростков не довольны собой, своими силами и т.д., 28% набрали средние показатели.

По результатам теста «Диагностика комплекса неполноценности» можно сделать вывод о том, что у опрошенных подростков присутствует комплекс неполноценности (73 %). Это свидетельствует о том, что респонденты оценивают себя негативно; они «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. При этом данная группа подростков постоянно борется с собой, что только усугубляет и их комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет отношения подростков с людьми. 
У 25 % респондентов наблюдается наличие незначительных комплексов (по их мнению).

Это свидетельствует о том, что данная группа опрошенных подростков не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляются со своими проблемами. Данная группа подростков объективно оценивает свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держат в собственных руках. В компании чувствуют себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в их обществе. Только у 2 % опрошенных подростков отмечается то, что у них вообще нет никаких комплексов. Это может быть результатом самообмана. Комплексы ведь существуют для того, чтобы с ними справляться или… чтобы их полюбить. 

Таким образом, по данные проведенного исследования свидетельствуют о том, что подростков Центра социально-психологической адаптации и развития «Перекресток» г. Уфа присутствует комплекс неполноценности в их развитии.

При этом в данной группе респондентов есть также процент детей, у которых данного комплекса не наблюдается. Это связано с тем, что на данную группу детей не оказывается давления со стороны родителей и ближайшего окружения. Родители данной группы детей ценят их и поощряют их как в учебной деятельности, так и в других начинаниях. Это необходимо учитывать и использовать специалистам в работе по снижению комплекса неполноценности у данной категории детей.

При наличии у подростков комплекса неполноценности специалистам, работающим с данной категорией детей, необходим особый подход к таким детям. 

Учителю не просто справиться с проблемой подростков, с повышением уровня их самооценки. Проблема эта, как правило, базируется на принудительном школьном попечительстве.

Подросток не бунтует против учителей, а лишь разочарован и безразличен. Разочарование в учебе может наступить и потому, что учителя слишком мало их уважают. Ведь большинство учителей считают, что юность – это что-то полувзрослое, нуждающееся в надзоре от неприятностей. 
«Учителя фальшивы, - сказал один подросток на заседании школьного совета, - они говорят, что заботятся о нас, но мы им нужны только для того, чтобы они могли выглядеть хорошими. Они озабочены нашим поведением, поскольку это отражается на процессе обучения, но на самом деле им на нас наплевать». Наверное, каждому учителю следует прислушаться к данным словам, не смотря на то, что они чересчур категоричны. 

Наказание ребенка тройкой или двойкой лишает его привилегированного положения в классе; наказание неудовлетворительным поведением заставляет его оставить занятия в атлетическом клубе или спортивной секции. «Тройка» вместо «четверки» лишает ребенка определенных привилегий. «Двойка» вместо «тройки» создает угрозу того, что его оставят на второй год.

 

 

 

 

 

 

3.1 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

 

3.1 Способы решения  проблемы

 

Какими способами можно справиться с этой проблемой, что бы вновь обрести радость полноценной жизни? Для решения этой проблемы, ведущими специалистами в области психологии и внутренних проблем человека, разработана уникальная, комплексная, практическая стратегия. Выполняя условия этой стратегии, вы обязательно сможете сами справиться с проблемой. [7]

И так, необходимо применить на практике следующие действия:

Анализ. Проведите работу над собой, для этого необходимо провести анализ того, кем вы являетесь на самом деле. При проведении анализа важно быть искренним и объективным по отношению к себе. Узнайте о своих слабых и сильных сторонах. Такой самоанализ, поможет вам оценить степень отрицательной критики в ваш адрес со стороны других людей. Если вы затрудняетесь с определением своих слабых и сильных сторон, полезным будет попросить об этом кого-то из близких вам людей, например супруга, или обратиться с этой просьбой к человеку, которому вы доверяете.

Перенаправление вектора внимания. Следующим важным шагом в процессе, является перенаправление внимания. После того, как вы хорошо узнаете все свои слабые и сильные стороны, необходимо перенаправить внимание с негативных сторон вашей личности на позитивные, сильные стороны. Для этого можно использовать внутренний диалог с самим собой, например – « если я не могу достаточно хорошо выполнять то и то, то я могу быть полезен в том и том (желательно конкретизировать, в чём именно). Пусть этот диалог , и сам процесс будет для вас неким воодушевляющим фактором. Концентрируя своё внимание на позитивных мыслях и факторах, тем самым, вы, способствуете сдвигу эмоциональных вибраций на более позитивный уровень.

Признание своих слабостей. По мере выявления слабых сторон своей личности, вы способствуете созданию положения для дальнейшего поиска и укрепления этих слабых сторон. Таким образом, вы способствуете созданию более чётких границ между сильными и слабыми сторонами вашей личности. Здесь важно понимать, что ваши мысли о своих слабостях, не могут быть более состоятельными, чем позитивные аспекты ваших сильных сторон. Человек устроен так, что слишком много внимания он уделяет своим негативным мыслям, чувствам и эмоциям – это не правильно. Дело в том, что ваши слабые аспекты личности, никак не могут быть определяющими в том, кто вы есть. Они не являются меркой вашей жизненной и человеческой ценности.

Слабые стороны и работа над ними. И так, слабые стороны определены, тогда, что вы готовы сделать, для того, что бы эти стороны укрепить? Например, у вас слабые знания иностранного языка, а вам он нужен для работы. Найдите программу, которая поможет вам в дальнейшем обучении, или наймите репетитора. Можно записаться на специальные курсы, или прибегнуть к помощи коллег, которые знают язык лучше. Словом делайте всё, что поможет вам изучать язык, а самое главное – находится в прекрасном расположении духа и позитивных эмоциях.

Окружение. Обратите внимание на своё ближайшее окружение – это важно. Например, если вы решили освоить какую-то область знаний, полезным будет завести знакомства с людьми, кто разбирается в интересующей вас сфере. Но, всё же будьте осторожны в выборе новых друзей. Окружая себя новыми, позитивными знакомствами, вы сами становитесь на путь, где и вы сами становитесь лучшим, из того, каким вы были до этого. За свои старания, вы обязательно получите одобрения и заслуженное внимание. Ваше новое окружение, будет иметь значение для вашего дальнейшего становления как личности.

Правила этой стратегии, довольно просты, но они, помогут вам увидеть свою жизнь в самом положительном ракурсе. Например, когда, кто-то из посторонних для вас людей захочет сделать вам какое-то замечание, с одной лишь целью возвыситься над вами под средством занижения вашей собственной самооценки – не теряйтесь, и разрешите вашим сильным сторонам дать на это достойный ответ. У вас всё получится. Основой данной практической стратегии, является перенаправление своего внимания именно на свои сильные стороны личности. Важно уметь принять себя, таким, каким  являетесь на самом деле.[2]

 

3.2 Как избавиться от комплекса неполноценности

 

Комплекс неполноценности в определенные периоды жизни является совершенно нормальным явлением. Многие люди без труда от него избавляются, но иногда человеку не хватает сил, он может сломаться и не преодолеть его. С помощью специальной терапии можно научиться осознавать ранее испытанный страх или обиду, ее еще раз пережить и тогда понять, что это уже прошлые впечатления, от которых необходимо избавиться. Самое главное - поверить в себя, ведь вы никак не отличаетесь от других. Смелее делайте шаг навстречу общения с окружающими и ваши страхи останутся позади.

Информация о работе Комплекс неполноценности: психологические факторы возникновения и проявления