Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:53, реферат
Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.
Ритмично хлопают в ладоши.
Отползают на четвереньках (спиной вперед) к своим стульчикам.
Психолог следит, чтобы дети выполняли движения в соответствии с ритмом стиха. Можно усложнить игру: читать стихотворение то быстрее, то медленнее, делать неожиданные паузь;.
Все встают в круг. Психолог рассказывает текст и показывает движения. Дети повторяют за ним.
Это - папа-мышь.
Он большой и сильный.
У него гладкая шерстка, маленькие ушки
и вот такой хвост!
Это — мама мышь.
Показывают большой палец.
Гладят большой палец.
Соединяют в кольцо большой и указательный пальцы.
Максимально широко разводят руки, показывая длину хвоста. Показывают указательный палец.
Она добрая и красивая. У нее гладкая шерстка,
маленькие ушки и вот такой хвост!
А это - мышка Малышка. Она хорошая и послушная. У нее гладкая шерстка, маленькие ушки
и вот такой хвостик!
Гладят указательный палец.
Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.
Показывают хвост поменьше. -
Показывают мизинец.
Гладят мизинец.
Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.
Показывают маленький хвостик.
- Наше занятие заканчивается. Озорные мышата превращаются в хороших, послушных мальчиков и девочек. Давайте мальчики скажут сейчас: «Я хороший!» Молодцы! Теперь девочки: «Я хорошая!» Умницы! И все вместе: «Мы' хорошие!»
■ - Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
Все прощаются до следующей встречи.
После детско-родительского занятия «Непослушные мышата» с родителями и воспитателями рекомендуется провести беседу на тему — «Кризис трех лет. Как ладить с малышом».
Занятие 14
КОЛОБОК
Задачи:
>сплочение группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества;
> снятие страхов перед сказочными героями;
> развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
>развитие восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного);
> развитие пространственных представлений;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»);
матерчатый мешочек;
фрукт и овощ;
пластилиновый шарик (для каждого ребенка);
дидактический набор «Мисочки»;
деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине);
спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая . скамейка, обруч.
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог рассказывает и инсценирует (с помощью игрушек) сказку «Приключения Колобка». Дети повторяют показанные психологом движения.
- Жили-были старик со старухой. Вот просит старик: .старая, колобок».
Старуха намела муки (выполняют плавные движения кистями рук к себе), наскребла соли (медленно сжимают и разжимают кулаки), посолила (собирают пальцы в щепоть, «солят» правой, левой, обеими руками), помешала тесто (круговые движения в разных направлениях правой, левой и обеими руками), слепила колобок (имитируют лепку колобка), покатала (выполняют круговые движения одной ладонью над другой по часовой стрелке, против часовой стрелки, меняют руки и повторяют движения), маслом помазала (гладят одной ладонью другую), в печку жаркую поставила (дышат на ладони теплым воздухом) и положила остудить на окошко (дуют на ладони). Надоело колобку лежать: он и покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку.
■ — Колобок, колобок, отгадай мою загадку, а не то я тебя съем.
« Зайчик » рассказывает, что любит есть свежие овощи и фрукты, потому что они вкусные и полезные. Предлагает детям с закрытыми глазами попробовать его угощение и отгадать, что они съели. Дети выполняют задание, а затем рассматривают фрукт (овощ) и отвечают на вопросы: какой этот фрукт (овощ): кислый или сладкий? мягкий или твердый? сочный или нет? какого он цвета, формы? какой он на ощупь? есть ли у него запах?
На каждом из повторных занятий детям дают попробовать фрукт и овощ, например: яблоко и капусту, грущу и огурец, банан и морковь, апельсин и сладкий перец.
■ - Поблагодарил колобок зайца за угощение, попрощался с ним и покатился дальше по лесной тропинке (снимают обувь и идут по дорожкам с разнофактурной поверхностью , перекатился через поваленные ветром деревья (перешагивают через гимнастические бревна), перебрался по кочкам через болото (прыгают на двух ногах с продвижением вперед), не заметил ямку и упал в нее (поочередно прыгают в обруч, лежащий на полу, и приседают на корточки), вылез из ямки, а тут уж его волк поджидает.
- - Колобок, колобок, никто со мной не дружит и играть не хочет, зайцы разбегаются, птицы разлетаются. Скучно мне одному в лесу, грустно!
- Не грусти, волк, давай с тобой в прятки поиграем.
А' Многие малыши боятся волка. Используя этот диалог, психолог старается снять чувство страха и заменить его на удивление, жалость, стремление помочь волку.
Психолог раздает детям пластилиновые шарики («колобки») и мисочки-вкладыши, обращая внимание на их размер, например:
- У Миши самая маленькая мисочка, у Кати побольше, у Сережи еще больше, а у Алины - самая большая.
Психолог предлагает детям спрятать колобков в мисочки.
Дети выполняют задание.
- Не может волк найти колобков. Он устал, огорчился. Давайте поможем волку - скажем, где спрятались колобки. Правильно, ребята, в мисочке.
В аналогичной игровой ситуации можно закрепить-навыки использования других предлогов (под, за, на, перед, около).
Психолог, собирая пластилиновые шарики и мисочки, вновь обращает внимание детей на их размер, например:
- У Алины самая большая мисочка, у Сережи поменьше, у Кати - еще меньше, а у Миши - самая маленькая!
- Волку понравилось играть с колобком, подружился он с ним. Но, что поделаешь, - надо прощаться.
Дети прощаются с волком, говорят ему хорошие слова, успокаивают его, обещают, что будут с ним, дружить.
■ - Простился колобок с волком и покатился дальше по лесной тропинке (движутся на четвереньках по дорожкам с разнофактурной поверхностью), пролез сквозь заячью нору (на четвереньках пролезают в обруч, поднятый над полом на 10-15 см), перебрался помостику через речку (на четвереньках проходят по гимнастической скамейке), а на другом берегу реки его медведь поджидал.
- Колобок, колобок, проголодался я, ни одного гриба в лесу не нашел, вот я тебя и съем!
- Не ешь меня, медведь, я тебе грибы помогу найти. Психолог показывает детям маленькие деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик.
На последующих занятиях вместо шарика и кубика можно использовать сходные на ощупь предметы, например: елочку и матрешку.
Дети рассматривают и ощупывают игрушки. Затем психолог складывает игрушки в матерчатый мешок и просит детей найти для медведя грибок. Дети поочередно опускают руку в мешочек, и отыскав грибок среди других игрушек, угощают медведя. «Медведь» благодарит детей и отпускает колобка.
■ - Катится, катится колобок, вдруг видит - перёд ним река, а мостика нигде нет. Придется переплывать реку.
(Дети ползут по ковру. Если у ребенка не получается ползти, взрослый подставляет ему под пяточки ладони, чтобы он мог отталкиваться от них, координирует его движения, чтобы одновременно сгибались и отталкивались сначала правая рука и левая нога, затем левая рука и правая нога.) Как только переплыл колобок речку, сразу с лисой встретился.
■ - Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, лиса, я тебе песенку спою и в интересную игру играть научу. Кто дольше молчать будет - тот и победит.
Все садятся на стульчики и поют песенку, выполняя описанные в ней движения.
Пальчик о пальчик: тук-тук-тук, Ладошки, ладошки: хлоп-хлоп-хлоп, Кулачками, кулачками: стук-стук-стук, Локотками, локотками: цок-цок-цок,
Ножками, ножками: топ-топ-топ, Ротик закроем, немножко помолчим!
Психолог выдерживает паузу и говорит:
- Понравилась лисе песенка, не удержалась она и принялась нахваливать колобка. Не смогла лиса промолчать и пришлось ей отпустить колобка.
«Лиса» прощается с детьми.
• - Веселая прогулка получилась у колобка. Но пора ему к дедушке и бабушке возвращаться. Давайте на прощание споем ему песенку.
Один из детей берет колобка и садится на корточки. Психолог и остальные дети, взявшись за руки, водят вокруг него хоровод и поют.
Колобок, колобок, Тоненькие ножки, Колобок, колобок, Новые сапожки.
Мы тебя кормили.
Мы тебя поили, На ноги поставили,
Танцевать заставили! Танцуй, танцуй^
сколько хочешь! Выбирай, кого захочешь!
Прикладывают руки к груди, затем протягивают их к сидящему в центре ребенку.
Повторяют те же движения.
Помогают подняться сидящему в центре ребенку.
Танцуют и хлопают в ладоши.
«Колобок» выбирает одного из детей.
Игра повторяется 2-3 раза.
Чтобы каждый ребенок побывал в роли Колобка, можно посадить в круг сразу двух или трех детей.
- Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.
- Колобок торопится вернуться домой к дедушке и бабушке. Давайте скажем колобку: «Спасибо! Приходи к нам еще!»
На повторных занятиях детям предлагается: раскрасить дорожку, по которой катился колобок ; скатать колобков из желтого пластилина.
Занятие 15
КОТЯТА
Задачи:
> формирование положительной самооценки;
> развитие стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга;
> снятие мышечного напряжения;
> развитие умения выражать эмоции (страх, грусть и радость);
> развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанные звуки;
> развитие моторики, координации движений, ориентации в собственном теле?
> развитие пространственных представлений;
> развитие внимания, речи и воображения.
Материалы:
магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»; '
желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с детскую ладошку (по количеству детей);
игрушки или предметные картинки желтого, красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия
■ Приветствие.
■ Психолог подходит к магнитофону и говорит:
- Сейчас я включу магнитофон, а вы отгадайте, кто с вами «разговаривает».
Психолог включает аудиозапись «Кошка»,' потом -« Кошка и котенок ».
Дети высказывают свои догадки. ,
- Правильно, вы отгадали, это мяукают кошка и котенок. У кошки голос низкий, а у котенка - высокий, то-ненькиц, он почти пищит. Попробуем помяукать, как кошка и как котенок.
Дети выполняют задание.
■ - Давайте поиграем, я буду мамой-кошкой, а вы-котятами.
Чтобы дети лучше вошли в образ, можно нарисовать им косметическими карандашами розовые носики и черные усики.
- Котята, скоро мы пойдем гулять во двор. Во дворе живет собака, вы должны уметь защищаться. Сейчас мы будем учиться шипеть и выпускать коготки.
Все садятся на корточки, сжимают пальцы в кулаки, произносят: «Щ-ш-ш», затем разжимают кулаки, разводят пальцы («показывают коготки») И произносят: «Мяу».
Упражнение повторяется 2-3 раза.
- Пора выходить на прогулку. Будьте внимательны, а когда услышите слово «собака», защищайтесь, как я вас учила.
Дети ходят на четвереньках по группе. По сигналу «Собака! » дети выполняют вышеописанное упражнение.
Игра повторяется 2-3 раза.
■ Психолог предлагает детям подойти к нему, показывает бабочек и говорит:
- Посмотрите, котята, к нам прилетели бабочки. Давайте рассмотрим их. Эта Бабочка желтая, как солнышко. А эта какого цвета? Правильно, синяя, как колокольчик. И т.п.
Желательно, чтобы в поле зрения детей находились разноцветные предметы или картинки, с крторыми они могли бы соотносить цвета бабочек.