Конспекты адаптационных занятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2012 в 23:53, реферат

Краткое описание

Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2-4 лет.

Вложенные файлы: 1 файл

адаптационные занятия.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

- Замечательно,^ребята! Вы были очень внимательны­ми и осторожными зайчиками.

Некоторым детям сложно сдержать желание убежать, спрятаться, им трудно сидеть неподвижно, молча. Психолог может предупредить малышей, что сидеть нужно тихо, пока он не сосчитает до трех.

-  Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором лежат пластиковые овощи, и говорит:

-  Зайчик принес с собой мешок овощей. Давайте посмот­рим, какие здесь есть овощи.

Психолог достает овощи из мешочка и показывает детям.

-  А какой овощ зайчик любит больше всего? Верно, мор­ковку! Подержите морковку в руках, потрогайте ее паль­чиками. Какая она? Правильно, продолговатая, один конец острый. Теперь я все сложу обратно, а вы, не заглядывая в мешок, потрогаете все овощи и найдете морковку.

Дети поочередно опускают руку в мешочек и на ощупь находят морковку.                                                 

-  Спасибо, ребята, помогли зайчику отыскать мор­ковку!                                                                

-  Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упраж­нения проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Зайчику надо возвращаться в лес, давайте скажем ему: «До свидания, зайчик, приходи к нам еще!»

 

Занятие 9

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Задачи:

>  снятие эмоционального напряжения и агрессии;

>снижение излишней двигательной активности, импуль­сивности;

>обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы;

>  развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики;

>  развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

набор для выдувания мыльных пузырей;

магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;

мячи;

мячи для подскоков (хоппы).

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку: В мыльной воде родился, В шарик превратился. К солнышку полетел, Да не долетел - лопнул!

Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.                                         

-  Сколько пузырей я выдула?

-  Какой формы пузыри?

-  Какого размера были пузыри?

- А какого цвета вы видели пузыри?

Разноцветные(подытоживает психолог). А что делали пузыри?

- А что вы делали?

Много.

- Круглые.

- Большие

и маленькие.

-  Белые, голубые, розовые, желтые, зеленые.

-  Летали, лопались, кружились, подни­мались, опуска­лись, сталкивались.

-  Мы надували пузы­ри, ловили пузыри, прыгали...

■ Дети садятся в круг. Психолог поет песенку «Ладуш-, ки-ладошки» и показывает движения. Дети повторяют за ним.

 



Ладушки-ладошки,звонкие хлопошки...

Хлопали в ладошки, хлопали немножко.

Да...

Пену мешали, пузыри пускали, Пузыри летали, деток забавляли.

 

 

Ритмично хлопают в ладоши.

 

Кладут ладони на колени. Имитируют движения.



Да....

 



Кулачки сложили, кулачками били: «Тука-тука, тука-тук!» «Тука-тука, тука-тук!»

Да...   :

Ладушки плясали,

Деток забавляли,

Так они плясали,деток забавляли.

Да...

Ладушки устали, ладушки поспали, Баю-баю-баюшки,баю-баю-ладушки,

 

Кладут ладони на колени.      -

Складывают ладони в кулачки.Стучат кулачками друг о друга.

Кладут ладони на колени.

Сжимают и разжимают кулачки.

Кладут ладони на колени.

Кладут ладони, сложенные «лодоч­кой» под правую, затем под левую щеку.

Кладут ладони на колени.

 

 

 

■ Все берутся за руки и встают в маленький круг. Пси­холог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,'

Оставайся такой,                                               

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Да,

Игра повторяется 2-3 раза.

■ Психолог предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коле­ням.

Дети выполняют задание.

-  Вспомните, как плавно покачивались в воздухе пузы­ри. Попробуйте это изобразить.

Дети выполняют задание.

Взрослые помогают детям раскачиваться вперед-назад.

- Ну-ка, пузыри, собирайтесь в баночку. Дети подбегают к психологу и встают вплотную друг к другу.

-  Я беру палочку для выдувания пузырей и опускаю ее в банку.

Психолог гладит рукой детей по волосам.

-  Проверим, все ли пузыри собрались в баночку. Называет детей по именам, встречается с ними глазами.

- Раз, два, три, надуваю пузыри! Дети разбегаются по группе.

Звучит громкая плавная музыка - дети изображают по­лет мыльных пузырей. Музыка затихает - дети в удобной позе ложатся на ковер.       

А В детском саду малышам не хватает тактильного кон­такта, непосредственного эмоционального общения, поэтому им доставляет огромное удовольствие нахо­диться в «тесной баночке», которую изображает пси­холог, обнимая всю группу детей.

■ Психолог делит детей на пары, дает каждой паре по • мячу и говорит:

-  Представьте себе, что мяч -это пузырь, который нельзя уронить, иначе он лопнет. Держите мяч вдвоем и дружно выполняйте движения.

Психолог напевает песню «Антошка», дети подпевают и, не выпуская мяча из рук, выполняют упражнения под музыку (прыгают, кружатся, маршируют, приседают, под­нимают руки вверх и т.п.).

На детско-родительском занятии в пару с ребенком встает родитель. Желательно, чтобы дети выполнили это упражнение не только со своими родителями, но и с родителями других детей.

-у- Психолог предлагает детям полетать на « мыльном пу­зыре» (мяче для подскоков - хоппе). Дети поочередно ложат­ся на хопп животом, и психолог раскачивает их в разных направлениях.

А На детско-родительском занятии упражнение выпол­няют родители.

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Все прощаются до следующей встречи.

_ На повторных занятиях детям 3-4-х лет можно предложить выполнять более сложное упраж-

Соединяют в кольцо большой и указа­тельный пальцы. Соединяют в кольцо большой и средний пальцы.

Соединяют в кольцо большой и безымян­ный пальцы. Соединяют в кольцо большой палец и мизинец.

Надувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не Лопайся/ Затем, не меняя последовательность слов, дети выполняют движения в обратном порядке (на­чиная с мизинца).

 

Занятие 10

МУЗЫКАНТЫ

Задачи:

>  создание положительной эмоциональной обстановки;

>  сплочение группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей, с ритмом музыки и текста;

>  развитие образности слухового восприятия;

>  развитие слуховой и зрительной памяти;

>  развитие общей и мелкой моторики;

>  развитие внимания, речи и воображения.

Материалы:

ширма;

игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.

Ход занятия

Приветствие.

■ Психолог говорит:

- Сегодня к нам в гости придут музыканты. Знаете ли вы, что делают музыканты? На каких музыкальных ин­струментах они играют?

■ Из-за театральной ширмы показывается заяц с бара­баном.

-  Ребята, кто к нам пришел? Какой музыкальный ин­струмент принес заяц?        

Психолог просит зайца изобразить игрой на барабане тяжелые, медленные шаги медведя, быстрые прыжки зай­чика, бег осторожной мышки, стук в дверь, шум дождя и т.п.

«Заяц воспроизводит разные ритмические рисунки, дети стараются запомнить их. Психолог предлагает «зайцу» еще раз сыграть на барабане, а детям - отгадать{или приду­мать), кого (что) он изображает с помощью звуков.

■ Психолог подчеркнуто грубо обращается к зайцу:

-  Ну-ка, Заяц, дай мне барабан! «Заяц» не отдает барабан.

-  Ребята, зайка не хочет мне отдать барабан! Навер­ное, я забыла сказать «волшебное» слово? Кто может веж­ливо попросить зайку?

Дети вежливо просят у зайца барабан, поочередно про­буют играть на нем, благодарят зайца.

Аналогично психолог знакомит детей с другими «му­зыкантами» и их инструментами (медведь — гармош­ка, слон — труба, кот — гусли, кукла — пианино). На первом занятии лучше познакомить детей с двумя — тремя инструментами, потом от занятия к занятию уве­личивать их количество. Когда дети запомнят назва­ния этих инструментов и научатся различать их на слух, можно будет ввести новые, например: бубен, коло­кольчики, металлофон, деревянные ложки и др.

■ Психолог прячет игрушки за ширму и предлагает Де­тям отгадать, какой инструмент звучит, вспомнить, кто на нем играл.

• Давайте вежливо попросим у Мишки гармошку и поиграем в игру, которая называется «Антошка».

Ребенок, изображающий Антошку, берет гармошку. Ос­тальные дети встают вокруг него.

Психолог напевает песенку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Заводите хоровод вокруг гармошки,

Посмотрите,

как играет наш Антошка.

. Топ-топ, ножки, Хлоп-хлоп, ладошки, Выше ножки, выше ножки,

Громче бей в ладошки.

Идут по кругу.

Топают ногами, стоя на месте. Хлопают в ладоши, стоя на месте. Высоко поднимая колени, маршируют на месте.

Хлопают в ладоши, стоя на месте.

«Антошка» передает гармошку другому ребенку, игра повторяется.

- Психолог рассаживает игрушки перед детьми и гово­рит:

- Ребята, давайте на прощание покажем нашим гос­тям, как мы умеем играть на музыкальных инструментах и петь.

Дети садятся на стульчики и повторяют за психологом

слова и движения.

На пианино: ля-ля-ля, Так музыканты играют. На барабанах: бам, бам, бам, Так музыканты играют.

Шевелят пальцами.

Шлепают ладонями по коленям.

А на трубе: ду-ду-ду, Так музыканты играют.

А колокольчики: динь, динь.'динь, Так музыканты играют.

А на гармошке: тра-ля-ля, Так в детском саду мы играем.

Изображают игру на трубе.

Встряхивают расслабленными кистями рук.

Сводят и разводят кулачки.

Игрушечные музыканты аплодируют, хвалят детей и прощаются.

■ - Ушли музыканты. Давайте вспомним, на каком ин­струменте играл заяц. На чем играл мишка? (А кот? Кто помнит, на чем играл слон? А кукла? ) Молодцы,ребята, все вспомнили!

■ Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражне­ния проводились на занятии, и обсуждают, что им больше всего понравилось.

Психолог говорит:

- Наше занятие подошло к концу, до следующей встречи!

 

 

Занятие 11          

МАМИН ДЕНЬ

Задачи:

>  оптимизация детско-родительских отношений;

>  воспитание доброго отношения к маме;

>  развитие двигательных навыков;

>  развитие восприятия, внимания и речи.

Материалы:

кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка);

головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украше­ния (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.);

ширма; колокольчик.

■ Приветствие.

Ход занятия

■ Дети сидят на стульчиках. Психолог задает вопросы, дети в ответ произносят слово «мама».

Кто нас очень любит? Кто нас утром будит? Кто нас утром умывает? Кто нас в садик провожает?

Информация о работе Конспекты адаптационных занятий