Контрольная работа по «Исследовательские методы психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 12:42, контрольная работа

Краткое описание

1.Применение общенаучных методов в психологических исследованиях.
2. Специфические методы психологической науки.
3) Публикация сообщений о результатах эксперимента:
а) необходима только в случае получения убедительных результатов;
б) не должна включать описания использованных методов;
в) не должна вызывать новых вопросов;
г) все ответы неверны.
Найдите правильный ответ. Ответ обоснуйте.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

1.Применение общенаучных методов в психологических исследованиях.

2. Специфические методы психологической науки.

3) Публикация сообщений о  результатах эксперимента:

               а) необходима только в случае  получения убедительных результатов;

                б) не  должна включать описания использованных методов;

                в)  не должна вызывать новых  вопросов;

                г) все ответы неверны.

        

        Найдите правильный ответ. Ответ  обоснуйте.

 

 

 

 

 

1)Методы психологии — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу метод в психологии представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.

Методами в науке называются способы, приемы исследования явлений, составляющих предмет данной науки. Применение этих приемов должно приводить к правильному познанию изучаемых явлений, т. е. к адекватному (соответствующему действительности) отражению в сознании человека присущих им особенностей и закономерностей.

Психология изучает психические процессы (восприятие, мышление, эмоции и т. д.), выявляя качественные особенности, присущие каждому из них. Но психолог не может правильно понять природу психических процессов, если будет рассматривать их в отрыве друг от друга, а также независимо от физиологических законов высшей нервной деятельности.

Метод психологии в его  единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д.

Фактом психологической  науки является то, что у нее  нет однозначного набора исследовательских  методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

Для решения задач  психологии применяются следующие методы:

    • Лабораторный и естественный эксперимент;
    • Наблюдение;
    • Исследование продуктов деятельности;
    • Анкетирование и тестирование;
    • Биографический метод;
    • Психологическое моделирование;
    • Сравнительно-генетический метод и др.

Основные задачи психологии, так же как и задачи любой науки, могут быть решены только на основе применения надежных исследовательских методов познания.

С помощью определенных примеров, правил и норм обеспечивается наиболее эффективный способ приращения и практического применения психологических знаний. Причем набор этих приемов неслучаен, он диктуется самим характером, природой исследуемого объекта.

Общенаучные методы психологии:

Исследовательские методы психологии отличаются от методов, используемых в других науках, хотя психология использует и основные общенаучные методы:

1) Диалектический метод, требующий изучения всех предметов и явлений с учетом их постоянного изменения и развития. Этот метод, известный так же как генетический или исторический, применительно к психологии предполагает, что психика субъекта является результатом длительного развития, как всего человеческого рода, так и отдельного индивидуума.

2) Метод детерминизма, т.е. признания определенности, направленности происходящих в мире процессов: этот метод требует постоянного учета исследователем зависимости психики от определенных причин и связанную с этим возможность ее объяснения.

3) Метод системности, исходящий из того, что мир есть множество взаимодействующих между собой элементов, образующих определенную целостность, а следовательно, и психика является целостностью, отдельные элементы которой тесно связаны между собой и не могут существовать изолированно, вне этой связи.

4) Метод фальсифицируемости, предложенный английским философом Карлом Поппером, предполагающий постоянное сохранение возможности опровержения любой научной теории в процессе непрерывного поступательного развития науки.

 

 

2) Экспериментальный метод

Экспериментальный метод - это исследовательский метод, в отличие от наблюдения предполагающий активную позицию исследователя, создающего в целях проверки определенной гипотезы необходимые условия (независимые переменные) для проявления изучаемой особенности (зависимой переменной). К существенным особенностям эксперимента относится возможность четкого контроля факторов, обусловливающих протекание явления, установления их причин и по необходимости возможность повторения.  

   Основная  задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психологическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных.

Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов

Лабораторный эксперимент в отличие от естественного придумывает и ставит сам экспериментатор, активно вмешиваясь в жизнь и создавая искусственные условия, специально рассчитанные на то, чтобы проверить некоторую научную гипотезу. Такой эксперимент нередко проводится в лаборатории с использованием специальных приборов.

Эксперименты в области  психологии - это очень сложная  вещь, так как экспериментатор  имеет дело со сложно организованной системой - человеком.

Эксперимент состоит  из трех частей:

• планирование

• проведение

• подведение итогов.

Эксперимент нужно прекратить, если:

• ты не понимаешь смысла эксперимента;

• эксперимент не дает никаких результатов;

• ты видишь, что в процессе проведения эксперимента у тебя портится настроение;

• портятся отношения с другими людьми;

• ты почувствовал, что у тебя возникают эмоции, которые ты не можешь контролировать

Этап подведения итогов нужен для  того, чтобы проанализировать свои действия в процессе эксперимента, сделать выводы, обсудить результаты эксперимента.

 

Метод наблюдения

Задачей метода объективного наблюдения является познание качественных особенностей изучаемых психических  процессов и раскрытие закономерных связей и отношений между ними. Его основу составляет непосредственное восприятие исследователем объективных проявлений изучаемых психических процессов в соответствующих видах деятельности.

Наиболее характерной чертой метода наблюдения является то, что он позволяет  изучить исследуемое явление  непосредственно в его естественных условиях, так, как это явление  протекает в действительной жизни. Метод наблюдения исключает использование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения или нарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому метод наблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и жизненной правдивости его качественных особенностей. Этот метод незаменим при решении задачи описания явлений; когда же он используется в целях объяснения или истолкования явлений, он решает эти задачи путем сопоставления и анализа непосредственно наблюдаемых жизненных фактов.

Предметом объективного наблюдения в  психологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, а их проявления в поступках и  в поведении человека, в его  речи и деятельности.

Между объективно наблюдаемой деятельностью человека и его субъективными психическими переживаниями имеется закономерная связь, благодаря чему, наблюдая поведение, можно делать вполне обоснованные заключения о соответствующих психических процессах.

Правильно организованный метод объективного наблюдения в  психологии характеризуется следующими особенностями:

1. Подлежащие изучению  явления наблюдаются в обычных  для них условиях, без внесения  каких-либо изменений в их естественное  течение. Сам факт наблюдения не должен нарушать изучаемое явление.

2. Наблюдение проводится  в условиях, наиболее характерных  для изучаемого явления. Например, особенности эмоционально-волевых  процессов в связи со спортивной  деятельностью лучше наблюдать  во время соревнований, чем на обычных уроках физической культуры.

3. Собирание материала  путем наблюдений проводится  по предварительно составленному  плану (программе) в соответствии  с задачей исследования. Это облегчает  отбор объективных материалов, характерных  для изучаемого явления.

4. Наблюдение проводится  не однократно, а систематически; количество наблюдений и число  наблюдаемых лиц должно быть  достаточным для получения значимых  результатов.

5. При проведении наблюдений  необходимо учитывать достаточно  широкий круг обстоятельств, сопутствующих основному явлению. Например, при изучении структуры двигательных навыков в том или другом виде спорта учету подлежат не только особенности самих движений (например, их координированность, быстрота), но и внешние условия, в которых протекало спортивное занятие (помещение, открытая площадка, метеорологические условия), состав испытуемых (их пол, возраст, степень спортивной подготовленности), особенности методики преподавания (квалификация преподавателя, применяемые им методы обучения) и т. д. Сопоставление полученных путем такого широкого наблюдения данных позволяет не только описать, но и объяснить данное явление — указать на его обусловленность теми или другими сопутствующими обстоятельствами.

6. Изучаемое явление  должно наблюдаться при разных, закономерно меняющихся условиях. Например, факты, характеризующие умственную утомляемость учащихся, необходимо наблюдать как на первых, так и на последних уроках в расписании учебного дня.

7. Результаты наблюдений  подлежат точной регистрации:  ведется протокол наблюдения, в который с достаточной полнотой заносятся объективные показатели, характеризующие как основные, так и сопутствующие факты. Наблюдаемые факты регистрируются без какого-либо произвольного отбора или исключения;протокол должен быть точной фотографией наблюдаемого явления.

8. В большинстве случаев  применяются точные приемы фиксации  наблюдаемых явлений с использованием  для этой цели иногда очень  сложных приборов: хронометраж, фото- и киносъемки, магнитофонные записи, стенографирование и т. д.

 

Опрос.

Опрос – это метод  целенаправленного получения информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения  практического психолога с опрашиваемым.

Типы опросов:

1) интервьюирование;

2) анкетирование.

Интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц.

Виды интервью, используемые в социально-психологических исследованиях:

1) по количеству опрашиваемых  и целям диагностирования:

а) индивидуальное интервью, целью которого является изучение личностных особенностей респондентов:

– клинические – направлены на выявление акцентуаций;

– глубинные – состоят  в выяснении событий и переживаний  опрашиваемого в прошлом, находящихся  в глубинах памяти;

– фокусированные – внимание респондента фокусируется на определенных жизненных событиях, проблемах;

б) групповое интервью используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом;

в) массовые интервью используются для диагностики массовых социально-психологических явлений;

2) по степени формализации:

а) стандартизированное  интервью – формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Достоинством метода является сведение до минимума ошибок при формулировании вопросов, благодаря чему полученные данные более сравнимы друг с другом. Недостаток метода состоит в несколько «формальном» характере опроса, затрудняющем контакт между интервьюером и опрашиваемым. Применяется при необходимости исследовать большое количество людей (несколько сотен или тысяч);

б) нестандартизированное  интервью – характеризуется гибкостью  и вопросы варьируются в широких  пределах, интервьюер руководствуется  лишь общим планом интервью и в  соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы. Преимуществом данного вида интервью является возможность задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, что приближает его к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Недостаток такого интервью кроется в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов. Используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой;

Информация о работе Контрольная работа по «Исследовательские методы психологии»