Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:16, контрольная работа
Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудолф Штайнер на базе созданной им науки антропософии (от греч. Человек-мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость “человека-машину” сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств.
Задание 1……………………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………………14
Задание 3……………………………………………………………………17
Задание 4……………………………………………………………………19
Задание 5……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего
профессионального
«Российский
государственный
Институт социологии и права
Кафедра права
Контрольная работа
по дисциплине: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Вариант № 4
Выполнил:
Проверил:
Екатеринбург, 2012
Содержание
Задание 1……………………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………………14
Задание 3……………………………………………………………………17
Задание 4……………………………………………………………………19
Задание 5……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………
Задание 1. Опишите Вальдорфскую школу и систему обучения, используемую в ней. При выполнении данного задания укажите:
Рудольф Штайнер (1861—1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Создал школу нового типа, а именно Свободную Вальдорфскую школу в Штутгарте, руководил этой школой и принимал участие в ее жизни до самой смерти.
Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудолф Штайнер на базе созданной им науки антропософии (от греч. Человек-мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость “человека-машину” сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств.
Первая школа по методике Штайнера была открыта в Германии в 1919 году для детей рабочих фабрики “Вальдорф - Астория”, поэтому систему взглядов ученого называют Вальдорфской педагогикой, а иногда по имени основателя – штайнеровской.
Первый детский сад, в котором были реализованы принципы вальдорфской педагогики, открылся в 1925 году по инициативе Элизабет фон Грюнелиус, которая преобразовала указания Штайнера в методическую и практическую деятельность.
В основу организации вальдорфской школы заложена трехчленность. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).
Основными принципами вальдорфской педагогики являются:
Главное
свойство педагогики Р.
Стержень
воспитательной работы —
Выделение элементов, отличающих вальдорфскую систему обучения от отечественной не означает, что между вальдорфской школой и традиционной системой обучения нет ничего общего.
Основное отличие понимания обучения в вальдорфской школе, из которого вытекают все остальные, состоит в том, что в вальдорфской педагогике исходным пунктом и основным компонентом обучения выступает «природа ребенка» во всей совокупности своих элементов. Ребенок не просто чистая доска. Он в своих склонностях способностях, детских внешкольных интересах, переживаниях представляет собственный субъективный мир, сформированный им самим, вне обучения, внутренний мир, который ребенок - его «Я» - продолжает формировать дальше. Кроме этого, ребенок имеет тело, которое растет, организм чувств и движения, которое должно быть также задействовано в системе обучения и учитываться в нем. Развивающее воздействие оказывает не только изучение и усвоение научных понятий, но и эстетическое переживание в занятиях искусствами и трудовой деятельностью. Здесь многие наработки вальдорфской педагогики могут быть полезными для отечественного образования в эпоху, когда ориентиры существенно меняются и провозглашается ориентация прежде всего на раскрытие личностного потенциала, индивидуальный подход, гуманизацию образования.
Итак, обобщенно
можно сказать, что обучение в
отечественной дидактике
2. Цели обучения. В реальном учебном процессе в школе основная цель - дать знания и весь процесс обучения сводится по преимуществу к усвоению знаний. Основной формой проверки являются вопросы разного типа. Очевидна также тенденция сделать проверку и контроль составной частью обучения на всех этапах: текущий, периодический, итоговый контроль и т.д. так, что реально значительная часть времени обучения уходит на проверку, контроль и оценивание. Бросается в глаза тот факт, что никакой ни психологической ни физиологической составляющей системы оценивания не упоминается вовсе.
Исходный пункт в постановке целей – программа обучения и стандарт, а главная цель – обеспечение стандарта. Ясно, что при такой системе проверки и контроля ни о какой действительной личностной ориентации обучения не может быть и речи, так как собственный вклад ученика в обучении не входит в систему проверки и контроля.
Процесс обучения в вальдорфской школе можно в значительной степени описать на языке целей и принципов обучения, сформулированных в отечественной дидактике на общетеоретическом уровне. Благодаря гибкой системе оценивания вальдорфским школам удается избежать противоречия между целеполаганием на общетеоретическом уровне и реальными целями обучения. Система целей обучения вальдорфской школы во многом соответствует результатам обучения, зафиксированным в новом стандарте образования.
Сходные выводы можно сделать и о принципах обучения. Ведущим принципом обучения (дидактическим принципом) в вальдорфской школе является принцип целостности, которому подчинено обучение на всех ступенях. Другие принципы (научности, системности и др. ) варьируют в зависимости от ступени обучения и от специфики предметной области. Например, принцип научности практически не играет никакой роли в младшей школе, но играет значительную роль в старшей. Для эстетических предметов принцип научности также не играет никакой роли. Дети не изучают, а прежде всего занимаются искусствами. Кроме того, отдельные принципы меняют свое содержание. Например, принцип системности и последовательности, относится в отечественной дидактике к усвоению знаний в определенной последовательности, в системе, т.е. относится к теоретическому знанию. В вальдорфской педагогике принцип системности означает, что предмет представлен в совокупности своих связей с другими предметами (в горизонтальном учебном плане), а последовательность состоит в постепенном выделении предметной структуры знания из дотеоретичской сферы целостного опыта.
3. Содержание образования. Анализ концепций содержания образования в традиционной дидактике говорит о том, что реальным содержанием понятия «гармоничное и всесторонне развитие» будет являться человек, изучивший и знающий основы математики и естественных наук, обществознание, эстетические дисциплины, политехнический курс практических наук и техникознание, т.е. гармоничный и разносторонний человек - человек разносторонних знаний. Все остальные характеристики человека, помимо знаниевых, которые в изобилии встречаются на общетеоретическим уровне дидактического знания, на конкретном уровне содержания образования отдельного учебного заведения оказываются практически незначимыми и, следовательно, носят декларативный характер.
Образовательный процесс в вальдорфской школе следует той же логике, что и развитие науки: на ранних ступенях обучения еще нет выделения отдельных предметов, в смысле основ наук, которые изучаются, но есть сферы опыта, из которых постепенно, на этапе средней и старшей школы, выделяются соответствующие предметы: язык, как предмет изучения, вырастает на почве богатого языкового опыта; естественные науки (науки о природе) – из телесного опыта, опыта практического и художественного целостного переживания природы и т.д. Это выделение особой области допредметного, дотеоретического знания – важная особенность обучения в вальдрфских школах. Даже такой формальный предмет, как математика строится с опорой на переживание и опыт ребенка. При этом, благодаря особому подходу в методике и организации обучения, предмет обучения никогда не выступает в его сугубо теоретической форме.
4. Формирование содержания отдельного учебного предмета. Дидактическая модель учебного предмета традиционной школы – это некая целостность, включающая два блока. Это в первую очередь содержание, ради которого учебный предмет введен в учебный план, и блок средств или процессуальный блок, обеспечивающий усвоение знаний, формирование различных умений, развитие и воспитание.
Вывод из анализа учебного предмета, как он представлен в дидактике:
1. Структура учебного предмета повторяет структуру предмета научного.
2. Попытки
дополнить недостатки учебного
предмета до целостности
3. Отсутствует
четкое представление о том,
как из предмета научного знания
формируется учебный предмет
таким образом, чтобы
В вальдорфской системе обучения, также, рассматривается проблема анализа и синтеза в обучении. Однако в этой системе подчеркивается, что данная проблема относится сугубо к когнитивной сфере и, следовательно, должна быть дополнена воспитанием чувства и воли, не сводимых к когнитивному уровню. Поэтому, анализ и синтез с этой точки зрения не преодолевают односторонности обучения и не могут обеспечить единство предмета и картины мира, как о важных целях обучения. Эти цели, разделяемые вальдорфской педагогикой, обеспечивается в ней выделением допредметного, дотеоретического и внетеоретического слоя реальности, который постоянно имеется в виду, когда говорят об учебном предмете и работают с материалом.
В вальдорфской системе обучения за основу формирования учебного предмета берется не научный предмет, но предмет интенциональный. Когда мы говорим «огонь» (думаем, вспоминаем и т.д. об огне), то это подразумеваемое нами и данное в переживании понятие гораздо шире, чем процесс горения, как он понимается в химии и физике. Например, костер, который разжигают, когда идут в поход или огонь в печи, согревающий дом или огонь в культурной истории, в искусстве и эстетическом восприятии – все это входит в разные аспекты огня, как он может быть феноменологически дан человеческому переживанию. Все эти аспекты, включая и практические, входят в структуру учебного предмета в вальдорфской школе наряду с научными аспектами. Также и при изучении наук (физики, химии, биологии, истории и т.д.) в средней и старшей школе в обучении всегда учитываются вне научные основания и аспекты данных предметов.
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"