Контрольная работа по "Педагогической психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 18:16, контрольная работа

Краткое описание

Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудолф Штайнер на базе созданной им науки антропософии (от греч. Человек-мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость “человека-машину” сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств.

Содержание

Задание 1……………………………………………………………………3
Задание 2……………………………………………………………………14
Задание 3……………………………………………………………………17
Задание 4……………………………………………………………………19
Задание 5……………………………………………………………………21
Список литературы…………………………………………………………23

Вложенные файлы: 1 файл

пед. псих..docx

— 62.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 

Федеральное государственное автономное  образовательное  учреждение

 высшего   профессионального  образования 

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Институт  социологии и права

Кафедра права

 

 

 

Контрольная   работа

 

по  дисциплине: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Вариант № 4

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                             студент

                                                                                                  группа 

                                                                                           

 

 

Проверил:                                                                                преподаватель

                                                                                       

 

 

        

Екатеринбург, 2012

Содержание 

Задание 1……………………………………………………………………3

Задание 2……………………………………………………………………14

Задание 3……………………………………………………………………17

Задание 4……………………………………………………………………19

Задание 5……………………………………………………………………21

Список литературы…………………………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1. Опишите Вальдорфскую школу и систему обучения, используемую в ней. При выполнении данного задания укажите:

 

Рудольф Штайнер (1861—1925) — австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р. Штайнера, антропософия (antropos — человек, sорhiа — мудрость), рассматривает педагогику как науку о человеке — совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы. Создал школу нового типа, а именно Свободную Вальдорфскую школу в Штутгарте, руководил этой школой и принимал участие в ее жизни до самой смерти.

Вальдорфское движение зародилось в первой четверти прошлого века. Австрийский мыслитель Рудолф Штайнер на базе созданной им науки антропософии (от греч. Человек-мудрость) разработал новую систему образования. Было это в Германии в годы кризиса после Первой мировой войны, когда многие объявили современную им школу виновницей упадка общества. Назрела необходимость “человека-машину” сменить яркой, свободной, творческой личностью с сильной волей и развитой жизнью чувств.

Первая  школа по методике Штайнера была открыта  в Германии в 1919 году для детей  рабочих фабрики “Вальдорф - Астория”, поэтому систему взглядов ученого называют Вальдорфской педагогикой, а иногда по имени основателя – штайнеровской.

Первый  детский сад, в котором были реализованы  принципы вальдорфской педагогики, открылся в 1925 году по инициативе Элизабет фон Грюнелиус, которая преобразовала указания Штайнера в методическую и практическую деятельность.

 

В основу организации вальдорфской школы заложена трехчленность. Первые семь лет жизни — «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, — «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, — «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека).

 Основными  принципами вальдорфской педагогики являются:

  • антропоцентризм;
  • образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;
  • гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);
  • обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи — к ее реализации;
  • историчность — воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;
  • цикличность — использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;
  • эвристичность — детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;
  • художественность всего обучения.

 Главное  свойство педагогики Р. Штайнера  — отрицание прямого воздействия  на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.

 Стержень  воспитательной работы — организация  нравственного воспитания, в основу  которого положены добро, Красота  и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.

 

Выделение элементов, отличающих вальдорфскую систему обучения от отечественной не означает, что между вальдорфской школой и традиционной системой обучения нет ничего общего.

  1. Сущность процесса обучения. Процесс обучения в отечественной дидактике понимается, как  преимущественно социально обусловленный  процесс, в котором  совокупный «социальный опыт» человечества передается молодому поколению. Исходным пунктом здесь выступает «социальный заказ школе, общественные цели обучения», которые сверху определяют все дальнейшие элементы обучения, а развитие определяются обучением. Вклад самого ребенка хотя и упоминается, но это упоминание остается в большинстве работ недостаточно развернутым и конкретным.

Основное отличие понимания обучения в вальдорфской школе, из которого вытекают все остальные, состоит в том, что в вальдорфской педагогике исходным пунктом и основным компонентом обучения выступает «природа ребенка» во всей совокупности своих элементов.  Ребенок не просто чистая доска. Он в своих склонностях способностях, детских внешкольных интересах, переживаниях  представляет собственный субъективный мир, сформированный им самим, вне обучения, внутренний мир, который ребенок - его «Я» - продолжает формировать дальше. Кроме этого,  ребенок имеет тело, которое растет, организм чувств и движения, которое должно быть также задействовано в системе обучения и учитываться в нем. Развивающее воздействие оказывает не только изучение и усвоение научных понятий, но и эстетическое переживание в занятиях искусствами и трудовой деятельностью. Здесь многие наработки вальдорфской педагогики  могут быть полезными для отечественного образования в эпоху, когда ориентиры существенно меняются и провозглашается ориентация прежде всего на раскрытие личностного потенциала, индивидуальный подход, гуманизацию образования.

Итак, обобщенно  можно сказать, что обучение в  отечественной дидактике мыслится управляемым «сверху», от общества по направлению к ребенку, что безусловно характеризует важнейший аспект обучения.  В вальдорфской же педагогике развитие понимается идущим «снизу», от индивидуальных потребностей ребенка и заложенных в нем способностей и задатков по направлению к обществу. Без учета этой второй линии развития, при следовании исключительно первой мы  с неизбежностью будем иметь негативные последствия обучения в его влиянии на ученика, например, на  его психосоматическое здоровье.         

2. Цели обучения. В реальном учебном процессе в школе основная  цель - дать знания и весь процесс обучения сводится по преимуществу к усвоению знаний.  Основной формой проверки являются вопросы разного типа. Очевидна также тенденция сделать проверку и контроль составной частью обучения на всех этапах: текущий, периодический, итоговый контроль и т.д. так, что реально значительная часть времени обучения уходит на проверку, контроль и оценивание. Бросается в глаза тот факт, что никакой ни психологической ни физиологической составляющей системы оценивания не упоминается вовсе. 

Исходный  пункт в постановке целей –  программа обучения и стандарт, а  главная цель – обеспечение стандарта. Ясно, что при такой системе  проверки и контроля ни о какой  действительной  личностной ориентации обучения не может быть и речи, так как собственный вклад ученика в обучении не входит в систему проверки и контроля. 

Процесс обучения в вальдорфской школе можно в значительной степени описать на языке целей и принципов обучения, сформулированных в отечественной дидактике на общетеоретическом уровне.  Благодаря гибкой системе оценивания вальдорфским школам удается избежать противоречия между целеполаганием на общетеоретическом уровне и реальными целями обучения.  Система целей обучения вальдорфской школы во многом соответствует результатам обучения, зафиксированным в новом стандарте образования.

Сходные выводы можно сделать и о принципах  обучения. Ведущим  принципом обучения (дидактическим принципом) в вальдорфской школе является принцип целостности, которому подчинено обучение на всех ступенях. Другие принципы (научности, системности и др. ) варьируют в зависимости от ступени обучения и от специфики предметной области. Например, принцип научности практически не играет никакой роли в младшей школе, но играет значительную роль в старшей. Для эстетических предметов принцип научности также не играет никакой роли. Дети не изучают, а прежде всего занимаются искусствами. Кроме того, отдельные принципы меняют свое содержание. Например, принцип системности и последовательности, относится в отечественной дидактике к усвоению знаний в определенной последовательности,  в системе, т.е. относится к теоретическому знанию. В вальдорфской педагогике принцип системности означает, что предмет представлен в совокупности своих связей с другими предметами (в горизонтальном учебном плане), а последовательность состоит в постепенном выделении предметной структуры знания из дотеоретичской сферы целостного опыта.    

3. Содержание образования. Анализ концепций содержания образования в традиционной дидактике говорит о том, что реальным содержанием понятия «гармоничное и всесторонне развитие» будет являться человек, изучивший и знающий основы  математики и естественных наук, обществознание, эстетические дисциплины, политехнический курс практических наук и техникознание, т.е. гармоничный и разносторонний человек - человек разносторонних знаний. Все остальные характеристики человека, помимо знаниевых,  которые в изобилии встречаются на общетеоретическим уровне  дидактического знания,   на конкретном уровне  содержания образования отдельного учебного заведения оказываются практически незначимыми и, следовательно, носят декларативный характер.

Образовательный процесс в вальдорфской школе следует той же логике, что и развитие науки: на ранних ступенях обучения еще нет выделения отдельных предметов, в смысле основ наук,  которые изучаются, но есть сферы опыта, из которых постепенно, на этапе средней и старшей школы, выделяются соответствующие предметы: язык, как предмет изучения, вырастает на почве богатого языкового опыта; естественные науки (науки о природе) – из телесного опыта, опыта практического и художественного целостного переживания природы и т.д. Это выделение особой области допредметного, дотеоретического знания – важная особенность обучения в вальдрфских школах. Даже такой формальный предмет, как математика строится с опорой на переживание и опыт ребенка. При этом, благодаря особому подходу в методике и организации обучения, предмет обучения никогда не выступает в его сугубо теоретической форме.

4.  Формирование содержания отдельного учебного предмета. Дидактическая модель учебного предмета традиционной школы – это некая целостность, включающая два блока. Это в первую очередь содержание, ради которого учебный предмет введен в учебный план, и блок средств или процессуальный блок, обеспечивающий усвоение знаний, формирование различных умений, развитие и воспитание.

Вывод из анализа учебного предмета, как он представлен в дидактике:

1. Структура  учебного предмета повторяет структуру предмета научного.

2.  Попытки  дополнить недостатки учебного  предмета до целостности остаются  в рамках науки (дополнение  анализа синтезом, предметной раздробленности  – включением обобщающих курсов наук).

3.  Отсутствует  четкое представление о том,  как из  предмета научного знания  формируется учебный предмет  таким образом, чтобы  достигать  целей, поставленных  на общем  теоретическом уровне и относящихся  к развитию (воспитанию)  отношений разного рода  (эстетических, ценностных  и т.д.)  Таким образом,  тезис о воспитывающей функции обучения реально ничем не обеспечивается. 

 В вальдорфской  системе обучения, также, рассматривается проблема анализа и синтеза в обучении. Однако в этой системе подчеркивается, что данная проблема относится сугубо к когнитивной сфере и, следовательно, должна быть дополнена воспитанием чувства и воли, не сводимых к когнитивному уровню. Поэтому, анализ и синтез с этой точки зрения не преодолевают односторонности обучения и не могут обеспечить  единство предмета и картины мира, как о важных целях обучения.  Эти цели,  разделяемые вальдорфской педагогикой, обеспечивается в ней выделением допредметного, дотеоретического и внетеоретического слоя реальности, который постоянно имеется в виду, когда говорят об учебном предмете  и работают с материалом. 

В вальдорфской системе обучения за основу формирования учебного предмета берется не научный предмет, но  предмет интенциональный.  Когда мы говорим «огонь» (думаем, вспоминаем и т.д. об огне), то это подразумеваемое нами и данное в переживании понятие гораздо шире, чем процесс горения, как он понимается в химии и физике. Например, костер, который разжигают, когда идут в поход или огонь в печи, согревающий дом или огонь в культурной истории, в искусстве и эстетическом восприятии – все это входит в разные аспекты огня, как он может быть феноменологически дан человеческому переживанию. Все эти аспекты, включая и практические, входят в структуру учебного предмета в вальдорфской  школе наряду с научными аспектами.  Также и при изучении  наук (физики, химии, биологии, истории и т.д.) в средней и старшей школе в обучении всегда учитываются вне научные основания и аспекты данных предметов.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогической психологии"