Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 16:30, контрольная работа
1. Сформулировать и обосновать основные положения профессионально-этического кодекса психодиагноста.
Практическая психодиагностика – это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности психологов. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (когда, например, ставится медицинский или судебно-психологический диагноз).
Негосударственное Образовательное
Учреждение
Контрольная работа:
По Психодиагностике
Выполнила:
Шайхаттарова Гузель
Практическая психодиагностика
– это весьма сложная и ответственная
область профессиональной деятельности
психологов. Она требует соответствующего
образования, профессионального мастерства
и может затрагивать судьбы людей
(когда, например, ставится медицинский
или судебно-психологический
Понятие этики в психодиагностике.
Специалист в области психодиагностики
не просто работает с людьми, но и обладает
большими возможностями воздействия на
них, а это налагает огромную ответственность.
В этой связи к психодиагностике и психодиагностам
предъявляется ряд социально-этических
и профессиональных требований.
Этика психодиагноста выражает ответственность
психолога за соблюдение интересов обследуемого
лица, за обеспечение его психологического
комфорта на всех этапах психодиагностического
обследования, закрепленную в форме определенных
норм и правил профессионального поведения. В основе этики – признание
права каждого человека на неприкосновенность
его психики, его души. Соблюдение этических
норм психодиагноста обеспечивается триединством
требований, которые предъявляются к принципам
работы психолога, к его личностным и профессиональным
качествам и к инструментарию.
Основные этические
принципы в психодиагностике.
Профессионально-этические нормы работы
в сфере психодиагностики сформулированы
в ряде принципов. Они раскрываются и взаимодополняются
в работах современных психологов А.А.
Бодалева и В.В.Столина, а также А.Г Шмелева. Анализ и сопоставление позиций
этих авторов позволил выявить восемь
основопологающих этических принципов
в психодиагностике.
1. Принцип ответственности: предполагает
ответственность психолога-диагноста
за сохранение психического и физического
здоровья, эмоционально-соматического
комфорта, социального благополучия обследуемого
в процессе диагностики.
2. Принцип компетентности: предполагает,
что психодиагностическое обследование
выполняется всегда квалифицированными
психологами, имеющими базовое высшие
психологическое образование. Психодиагност
берется за решение тех задач и вопросов,
по которым он профессионально осведомлен.
3. Принцип конфиденциальности. Данной
принцип предполагает неразглашение результатов
без персонального согласия на это того
лица, по отношению к которому проводилась
психодиагностика. Исключение составляют
случаи, когда психодиагностика проводится
в научных целях как часть экспериментального
исследования, но и в этом случае не рекомендуется
указывать в публикациях точные имена
и фамилии испытуемых.
4. Принцип научной обоснованности психодиагностической
методики требует того, чтобы она, как
минимум была валидной и надежной, то есть
давала такие результаты, которым можно
вполне доверять.
5. Принцип ненанесения ущерба предполагает,
что результаты психодиагностики ни в
коем случае нельзя использовать во вред
тому человеку, который подвергается обследованию.
Если психодиагностика проводится в целях
конкурсного отбора или при приеме человека
на работу, то данный принцип применяется
вместе с принципом открытости результатов
для обследуемого который требует информации
о том, что и как у него будет тестироваться,
каковы результаты его обследования, а
также о том, кем и каким образом они будут
использованы для решения его судьбы.
6. Принцип объективности выводов из результатов
тестирования требует, чтобы они были
научно обоснованными, то есть вытекали
из результатов тестирования, проведенного
при помощи валидных и надежных методик,
и не определялись и никак не зависели
от субъективных установок тех, кто проводит
тестирование или пользуется его итогами.
При подборе методик в программу обследования
психолог не руководствуется субъективными
предпочтениями в оценке методик, а исходит
из требований максимальной эффективности
диагностики – максимум надежности при
минимуме затрат. Психолог обязательно
рассматривает наряду с наиболее вероятной
и альтернативную психодиагностическую
гипотезу (интерпретацию данных), применяя
в психодиагностике принцип, аналогичный
«принципу презумпции невиновности» в
судопроизводстве.
7. Принцип эффективности предлагаемых
рекомендаций предполагает, что такие
рекомендации обязательно должны быть
полезными для того человека, которому
даются.
8. Принцип комплексной диагностики –
принцип сочетания различный методических
приемов при диагностике одного и того
же психического свойства, а также сочетаний
методик, направленных на родственные
психические свойства, для повышения валидности
диагностического заключения. Психолог
обеспечивает необходимый уровень надежности
диагноза, применяя стандартизированные
и нестандартизированные методики, а также
метод независимых экспертных оценок.
Другие этические
аспекы психодиагностики.
Поскольку психолог, проводя психодиагностическое
обследование тесно взаимодействует на
испытуемого и может воздействовать на
него, он должен обладать определенным
личностным качествами.
Важнейшими личностными качествами психодиагноста
являются: критичность и гибкость мышления,
общительность, эмпатия, доброжелательность
к обследуемому, терпимость к чужому мнению,
умение выслушать, понять и успокоить
клиента, тактичность, свободное владение
речью, высокая общая культура, выражающаяся
не только в профессиональной эрудиции,
но и в наличии широкого круга интересов.
К людям, занимающимся психодиагностикой,
предъявляются особые квалификационные
требования. Основные из них следующие:
хорошая теоретическая подготовка, доскональное
знание психодиагностических методик
и правил их применения, наличие достаточного
опыта практического использования соответствующих
методик. Психолог, пользователь психодиагностических
средств, должен знать и применять на практике
общие теоретико-методологические принципы
психодиагностики, владеть основами дифференциальной
психометрики, следить за текущей методической
литературой по психодиагностике, самостоятельно
вести картотеку и личную библиотеку методик,
применяемых в заданной области.
Морально-этические
нормы в психодиагностике
Обязательным при проведении психодиагностических
мероприятий является соблюдение морально-этических
норм:
а) человека нельзя подвергать психологическому
обследованию против его воли или обманным
путем (за исключением случаев судебной,
медицинской практики, оговоренных законом);
б) перед проведением психологического
обследования человека необходимо предупреждать
о том, что в процессе тестирования он
невольно может выдать информацию о себе,
своих мыслях и чувствах, которую сам не
осознает;
в) любой человек, если это не оговорено
законом, имеет право знать результаты
своего тестирования, а также то, где, кем
и как они могут быть использованы;
г) результаты психологического обследования
предоставляются испытуемому тем, кто
проводил обследование, в доступной для
правильного понимания форме;
д) при тестировании несовершеннолетних
детей их родители или заменяющие их лица
имеют право знать результаты тестирования
ребенка;
е) если тестирование производится
с целью определения уровня психологического
развития человека, в конкурсном отборе
или при оформлении на работу, то человек
также имеет право знать не только цели
тестирования, но и то, кем и на какой основе
о нем будут делаться выводы по итогам
тестирования;
ж) основная ответственность за
надлежащее применение на практике психологических
тестов лежит на психологах, лицах и организациях,
которые ими пользуются.
Психолог обязан сообщать в региональные
или центральные органы Общества психологов
о всех замеченных им где-либо нарушениях
нормативных принципов психодиагностики.
Психолог уполномочен лично препятствовать
некорректному и неэтичному применению
психодиагностики.
Этика психодиагностического
обследования является очень важным вопросом
в рамках науки и практики психодиагностики.
Но, к сожалению, в отечественной психодиагностике
пока неоправданно мало внимания уделяется
этическим проблемам, возникающим в диагностических исследовани
Анализ существующих подходов к этическим проблемам в психодиагностике позволил выделить восемь основополагающих принципов: ответственности, компетентности, конфиденциальности, обоснованности психодиагностической методики, ненанесения ущерба, объективности выводов из результатов тестирования, эффективности предлагаемых рекомендаций, комплексной диагностики.
Соблюдение принципов этики психодиагноста дополняется обязательными при проведении психодиагностических мероприятий морально этическим нормами, а также важнейшими личностными качествами, которые помогают психологу воздействовать с тем, с кем он проводит обследование.
1. Психолог и требования к нему
1.1. Наименование «психолог»
может быть принято лицом,
1.2.Разрешается указание
на членство в Российской
1.3.Ученая степень психолога в России может быть указана только в том случае, если она признана ВАК РФ.
1.4. Психолог как исполнитель профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации (из Приложения к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1):
1.4.1 .Профессиональная ориентация
- это обобщенное понятие одного
из компонентов
1.4.2.Основные методы
а) информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
б) психологическое и медицинское консультирование;
в) психологическая,
г) различные педагогические методы.
1.4.3. Психологическая поддержка - система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.
1.4.4. Основные методы
а) психологическое просвещение;
б) психологическое и психотерапевтическое консультирование;
в) психологическая диагностика;
г)психологический тренинг;
д) психологическая коррекция;
е) другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.
2. Требования к Заказчику услуг Психолога
2.1. Заказчик всегда явно
или косвенно побуждает
2.2.3аказчик должен
2.3.3аказчик в своем
взаимодействии с Психологом
обязан руководствоваться
Информация о работе Контрольная работа по "Психодиагностике "