Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии. Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований".

Содержание

1. Предмет и задачи педагогической психологии
2. Виды, условия и механизмы научения
2.2. Социально-психологические факторы, определяющие успешность научения
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Пед псих Гале.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

1.Предмет и задачи педагогической психологии

психолог педагогический обучение воспитание

Предмет науки - это та сторона  или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет  формируется вместе с ней и  закрепляется в ее понятийной системе.

Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки  есть развитие ее предмета. Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией  и т.д. Но каждая наука имеет в  основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

Предметом педагогической психологии является изучение психологических  закономерностей обучения и воспитания, причем как со стороны обучаемого, воспитуемого, так и со стороны  того, кто это обучение и воспитание организует, т.е. со стороны педагога, воспитателя.

Как показывает анализ точек  зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать  о неоднозначности решения вопроса  о предмете педагогической психологии. Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований".

Совершенно другой точки  зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что  специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться  по-разному. Более того, некоторые  дисциплины в определенных возрастах  вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена  акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а  развитие - как содержание, которое  в ней реализуется.

Согласно общепринятой трактовки (И.А. Зимняя Педагогическая психология 1997) "предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса".

Воспитание и обучение представляет собой разные, но взаимосвязанные  стороны единой педагогической деятельности. В действительности они всегда реализуются  совместно, поэтому определить обучение от воспитания (как процессы и результаты) практически невозможно.

Воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем, обучая - одновременно воспитываем. Но эти процессы в педагогической психологии рассматриваются отдельно, ибо они различны по своим целям, содержанию, методам, ведущим видам реализующей их активности. Воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей и преследует цель развития мировоззрения, морали, мотивации и характера личности, формирование черт личности и человеческих поступков.

Обучение же (реализуясь через различные виды предметной теоретической и практической деятельности) ориентируется на интеллектуальное и когнитивное развитие ребенка. Различные методы обучения и воспитания. Методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного  мира, материальной культуры, а методы воспитания - на восприятии и понимании  человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.

Для ребенка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в  процессе воспитания и обучения. Воспитание же и обучение входят в содержание педагогической деятельности. Воспитание представляет собой процесс организованного  целенаправленного воздействия  на личность и поведение ребенка.

В любом случае обучение и воспитание выступают как специфические  виды деятельности конкретного субъекта (ученика, учителя). Но они рассматриваются (и должны рассматриваться) как их совместная деятельность, т.е. деятельность в ситуации организованного общения.

В первом случае речь идет об учебной деятельности, или учении (ученика, воспитуемого).

Во втором - о педагогической деятельности учителя (воспитателя), о выполнении им функций организации, стимуляции и управления (регулирования) учебной деятельностью школьника. В третьем - о процессе обучения и воспитания в целом.

В наши дни направлениями  наиболее активных исследований являются: психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (В.С. Лазарев); учебная мотивация (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.); личностные особенности обучаемых и учителей (А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик); учебно-педагогическое сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.).

Таким образом, предмет педагогической психологии сложен, многосторонен и  неоднороден.

Основные проблемы педагогической психологии:

- проблема генотипической и средовой обусловленности психологических характеристик и поведения ребенка;

- проблема соотношение развития и обучения;

- проблема взаимосвязи обучения и воспитания;

- проблема сенситивных периодов в развитии;

- проблема детской одаренности;

- проблема готовности детей к обучению в школе;

- проблема индивидуализации;

- проблема психолого-педагогической диагностики;

- проблема оптимальной психолого-педагогической подготовки учителя и воспитателя и др.

Цель педагогической психологии- скоординировать педагогический процесс и процесс индивидуального развития ученика и тем самым обеспечить включение ученика в педагогический процесс.

Исходя из этого, основной главной задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в разных условиях учебно-воспитательной деятельности и образовательного процесса.

Психология выявляет индивидуальные, возрастные особенности и закономерности развития и поведения людей, что  служит важнейшей предпосылкой для  определения способов и средств  воспитания. Педагогика же исследует  сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

На современном этапе  развития предмет педагогической психологии включает в себя все больше различных  задач, которые ставит перед этой наукой жизнь. Отказ от единой для  всей системы образования идеологии, разнообразие предлагаемых образовательных  программ, новые жизненные требования к интеллекту и личности гражданина заставляют и педагогическую психологию обращаться к все новым областям исследований.

Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы:

- раскрытие механизмов  и закономерностей обучающего  и воспитывающего воздействия  на интеллектуальное и личностное  развитие обучаемого;

- определение механизмов  и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

- определение связи между  уровнем интеллектуального и  личностного развития обучаемого  и формами, методами обучающего  и воспитывающего воздействия  (сотрудничество, активные формы  обучения и др.);

- определение особенностей  организации и управления учебной  деятельностью обучаемых и влияние  этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

- изучение психологических  основ деятельности педагога;

- определение факторов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления;

- определение закономерностей,  условий, критериев усвоения знаний, формирование на их основе  операционального состава деятельности в процессе решения разнообразных задач;

- разработка психологических  основ дальнейшего совершенствования  образовательного процесса на  всех уровнях образовательной системы и др.

Основные практико-ориентированные  задачи педагогической психологии -- изучение основных психологических закономерностей формирования единого педагогического процесса и управления, выявление психологических резервов его совершенствования, разумного сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения и воспитания, создание такого психологического климата в образовательном учреждении, который поддерживал бы психологическое здоровье всех субъектов взаимодействия (учащихся, учителей, родителей).

Отечественный психолог и  педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский  связывал педагогическую психологию с  социальной, видя задачу педагогической психологии в изучении психологии педагогического  процесса как особой формы социального  взаимодействия. В соответствии с  этим в систему педагогической психологии впервые вводится анализ "педагогической среды" как социально-психического предисловия педагогического процесса".

По мере изменения задач, развития практики обучения и воспитания, организационных форм и средств  обучения и воспитания существенно  менялся и предмет научной  дисциплины. В условиях всеобщего  обязательного среднего образования  особую значимость приобрела проблема индивидуальных различий, включающая вопросы выявления природы этих различий, при необходимости учета  их коррекции и т.д.

Значительно меняется предмет  педагогической психологии в зависимости  от того, где, в каких условиях и  на решение каких задач направлено обучение. Условия обучения и воспитания в средней школе, профессионально-техническом  училище, техникуме, колледже, гимназии или высшем учебном заведении различны.

Наряду с дифференциацией  предмета и задач возрастной и  педагогической психологии, о которой  говорилось выше, нельзя не отметить, что  в их развитии наблюдается и обратная тенденция - сближение, интеграция. Это обусловлено тем, что в нашей стране практически все дети, если не с ясельного, то с дошкольного или, в крайнем случае, с младшего школьного возраста включаются в систему организованного общественного обучения и воспитания. А это значит, что их психическое развитие непосредственно связано с системой обучения и воспитания, которая, в свою очередь, строится с учетом не только реального, но и потенциально возможного развития ребенка.

Именно эта неразрывная  взаимосвязь самой реальности, выступающей  как объект психического исследования (дети, условия их жизни, система  обучения и воспитания), обусловила переход к комплексным исследованиям  возрастной и педагогической психологии и их интеграции.

В психологии и педагогике давно известно, что обучение и воспитание - единый и неделимый процесс. Вместе с тем вопрос о том, как оптимизировать процесс гармоничного развития личности, как и на каком этапе можно и нужно достигать максимального расцвета умственных способностей и нравственных качеств, развития эмоциональной и волевой сфер человека, остается до сих пор не решенным. Поиски решения этого вопроса - одна из важнейших задач современной возрастной и педагогической психологии.

Условия научно-технической  революции породили необходимость  овладения школьниками не только системой глубоких и точных знаний, но и приемами самостоятельного их приобретения.

Да, современный человек  может быть воистину образованным и  отвечать требованиям бурного развития науки и производства, если он непрерывно пополняет свои знания, а это возможно при овладении приемами самоорганизации  познавательной деятельности, переработки  знаковой (текстовой) информации. Вопросы, вытекающие из необходимости решения  этих задач, входят в содержание современных  психолого-педагогических исследований.

Таким образом, педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.

Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального  и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

А завершим вопрос о предмете и задачах возрастной и педагогической психологии словами выдающегося  русского педагога К.Д. Ушинского: "Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

2. Виды, условия и механизмы научения

Научение - приобретение индивидуального опыта. Широкий класс психологических процессов, обеспечивающих формирование новых приспособительных реакций.

Виды:

- привыкание,

- импринтинг,

- запечатление,

- образование рефлексов,

- формирование сложных  поведенческих реакций,

- социальное научение и др.

Далеко не все, что связано  с развитием, может быть названо  научением. В него, например, не входят процессы и результаты, которые характеризуют биологическое созревание организма, разворачиваются и протекают по биологическим, в частности генетическим, законам. Хотя процессы созревания также связаны с приобретением организмом нового и изменением уже имеющегося опыта, хотя они также могут способствовать лучшему приспособлению организма к условиям окружающей среды, эти процессы тем не менее нельзя назвать научением. Они мало или почти не зависят от обучения и научения. Например, внешнее анатомо-физиологическое сходство ребенка и родителей, умение схватывать предметы руками, следить за ними и ряд других возникают в основном по законам созревания. Оно же, в свою очередь, может быть определено как биологически детерминированный процесс изменения организма, его функций, включая некоторые психологические и поведенческие признаки, изначально, вероятно, заложенные в генотипе.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"