Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 10:56, контрольная работа

Краткое описание

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии. Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология "изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований".

Содержание

1. Предмет и задачи педагогической психологии
2. Виды, условия и механизмы научения
2.2. Социально-психологические факторы, определяющие успешность научения
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Пед псих Гале.docx

— 38.02 Кб (Скачать файл)

Для того чтобы успешно  справляться со своей работой, педагог  должен иметь незаурядные общие  и специальные способности. Отечественные  исследователи на основе положений  С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова  о способностях как психологических  условиях успешности выполнения определенной деятельности выделили целый набор  педагогических способностей. Различные  классификации педагогических способностей представляли Н. Д. Левитов, Ф. Н. Гоноболин, а в наиболее обобщенном виде они представлены В. А. Крутецким. Он выделил девять групп педагогических способностей.

  1. Академические способности, т. е. способности к соответствующей преподаваемому предмету области наук

  2. Дидактические способности, т. е. способности передавать материал учащимся, делая его доступным для детей, преподносить им проблему доступно и понятно, вызывать у них интерес к предмету, стимулировать их к активному самостоятельному мышлению, ориентировать на самостоятельное получение знаний..

  3. Перцептивные способности. Понятие «перцепция» в переводе с латинского означает восприятие, слово же «перцептивный» характеризует все, что относится к познавательному процессу восприятия. В данном случае имеется в виду перцепция социальная, т. е. восприятие и понимание человека человеком.

  4. Речевые способности, т. е. способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью вербальной речи (словесных формулировок, интонаций, пауз, громкости), мимики и пантомимики..

  5. Организаторские способности (относятся к организации работы и учеников, и самого учителя). Педагог с высокими организаторскими способностями может сплотить ученический коллектив, мотивировать его на решение важных задач, а также правильно организовать собственную работу, разумно планировать и контролировать ее.

  6. Авторитарные способности, т. е. способности к эмоционально-волевому влиянию на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.

  7. Коммуникативные способности, т. е. способность к общению с детьми, умение находить правильный подход к учащимся, установление с ними оптимальных деловых и личных взаимоотношений, наличие педагогического такта.

  8. Прогностические способности, или педагогическая интуиция.

  9. Способность к распределению своего внимания одновременно между несколькими видами деятельности. Наличие этой способности особенно необходимо во время урока, где учителю приходится одновременно следить за содержанием и формой изложения материала (своими или отвечающего ученика), держать в поле внимания весь класс, реагировать на признаки утомления, невнимательности, непонимания, на нарушения дисциплины и наконец следить за собственным двигательным поведением .

В среде педагогов немало хороших учителей, сравнительно слабых как воспитатели. Встречаются и  такие, кто способен неплохо воспитывать  детей, но гораздо хуже справляется  с ролью учителя. Это обстоятельство свидетельствует о том, что сфера  приложения педагогических способностей у таких людей может быть различной: либо преимущественно учительской, либо главным образом воспитательской.

Наконец, учебный материал также является источником важных факторов успешности научения. Главные из них - содержание материала, одновременное сочетание его доступности пониманию учащегося и достаточного уровня сложности. Доступность обеспечивает максимально полное усвоение материала учащимися, а сложность - их дальнейшее психическое развитие. Доступность и сложность должны разумно сочетаться: слишком простой материал не окажет сколько-нибудь заметного влияния на психическое развитие, а слишком сложный не будет понят учащимися и полностью усвоен, они не смогут использовать его на практике, и, как следствие, он также не оставит устойчивого, заметного следа в их психике. Оптимальным по сложности с психологической точки зрения является такой учебный материал, который находится на максимально высоком из доступных на данный момент ученику для усвоения уровней трудности. Обучаясь на таком материале, субъект учебной деятельности не только испытывает наибольшее личное удовлетворение от успеха, но и лучше всего развивается интеллектуально. Еще один важный момент - связь степени трудности материала и интереса к нему учащегося, личностной значимости данного материала для него. Материал, тесно связанный с потребностями учащегося и имеющимися у него знаниями и умениями, которые он сам считает ценными, при прочих равных условиях воспринимается как менее трудный. Одновременно с этим чрезмерно легкий материал, не требующий определенной степени умственного напряжения, не вызывает интереса. Преодоление трудностей в учебной деятельности должно регулярно вызывать у учащегося чувство успеха, поэтому положительное отношение и интерес к учебной деятельности формируются в условиях реального преодоления трудностей, а это значит, что сами эти трудности должны быть посильны ученику.

К социальным факторам можно отнести субъекты социального воспитания - это люди, организации, учреждения, имеющие прямое отношение к социальному воспитанию, и непосредственно влияющим на процесс научения человека.

  1. индивидуальные субъекты( конкретный человек) - социальный педагог, учитель, родитель и т. д.

  2. групповой субъект - педагогический коллектив школы, группа сверстников, волонтерские движения и т. д.

  3. институциональный субъект - семья, образовательное учреждение, СМИ и др.

 

 

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная  психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - 4-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.

3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология / Б.Б. Айсмонтас. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - С.6.

4. КрутецкийВ. А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Педагогика,1972. - С.7.

5. Талызина В.Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / В.Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.

6. Ткачева М.С. Педагогическая психология: Конспект лекций / М.С. Ткачева. - М.: Высшее образование, 2008. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и задачи педагогической  психологии

2.Виды, условия и механизмы научения

2.2. Социально-психологические факторы, определяющие успешность научения

Список использованной литературы.


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"