Контрольная работа по «Психологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа

Краткое описание

В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии – трансперсональная психология. Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от провозглашенного им понимания психологии – поведения (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования.

Содержание

1. Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей. 3
2. Ведущие положения гуманистической психологии. 5
3. Основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды. 12
Список использованной литературы 15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология 2012г..docx

— 30.92 Кб (Скачать файл)

5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию – универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек – это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками.

А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации:

- постоянное развитие  своих способностей, использование  их, чтобы хорошо делать то, что  хотим делать. Талант и даже  большой талант – это не  то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же с весьма средними способностями достигли многого;

- прикаждом выборе – решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост – значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском;

- становится реальным, существовать  фактически, научиться быть в  гармонии со своим внутренним  миром. Решать для себя, нравятся  ли тебе самому определенные  вещи, независимо от мнений и  точек зрения других. Тогда человек  сможет сделать правильный выбор  профессии и определять свою  жизнедеятельность;

- обнаружение психологических  защит и разрушение их.

С понятием «полноценно  функционирующий человек» связаны  понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей.

По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.

Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального  вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир.

Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно  к каждому человеку. Обретение  смысла делает человека ответственным  за свою жизнь.

В то же время смысл нельзя найти внутри себя, в своем теле или душе, но только обращаясь к  окружающему миру. Смысл достигается, во-первых, путем совершения деятельности человека - это творчество в широком  смысле этого слова, как выполнение каких-то задач, работа, какое-то дело, может быть, подвиг. Во-вторых, человек  находит смысл в заботе о других людях, в любви к людям. Чем  больше человек забывает себя, тем  больше он становится человеком, самим  собой. В-третьих, человек обретает смысл путем выработки позиций  в отношении к различным жизненным  ситуациям.

В соответствии с этими  представлениями В. Франкл разработал психотерапию - логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления.

Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.

Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.

 

 

 

3. Основной метод бихевиоризма:

а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;

б)  создание математических моделей  психических процессов;

в) наблюдение и экспериментальное  изучение реакций организма в  ответ на воздействие окружающей среды.

Бихевиоризм – это наблюдение и экспериментальное изучение реакций  организма в ответ на воздействие  окружающей среды.

Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.

Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний  стимул (S), посредством которой индивид  приспосабливается. В результате поведение  трактуется механистически, поскольку  сводится лишь к его внешним проявлениям.

Важно отметить заслуги  бихевиоризма, во-первых, благодаря  ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и тому подобное. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое.

Но основной недостаток бихевиоризма состоял в недоучете  сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, высших форм научения, творчества, самоопределения личности и тому подобное.

Бихевиоризм положил начало возникновению и развитию различных  психологических и психотерапевтических школ, таких, как необихевиоризм, когнитивная психология, поведенческая терапия. Существует множество практических приложений бихевиористской психологической теории, в том числе и в далёких от психологии областях.

Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении  животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).

Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.

В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса.

Когнитивная психология —  раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого  сознания. Исследования в этой области  обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.

Многие положения когнитивной  психологии лежат в основе современной  психолингвистики. Это направление  возникло под влиянием информационного  подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между  преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные  составляющие (блоки) познавательных и  исполнительных процессов, прежде всего  памяти (Р. Аткинсон).

Наибольшее распространение  получил вычислительный вариант, где  психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к  преобразованию сигналов. В этом случае когнитивная система человека рассматривается  как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с  учетом ее пропускной способности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Ждан А.Н.  История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.

3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.

4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.

 

5. Психология. Учебник для  экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по «Психологии»