Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 14:07, контрольная работа
В западной психологии XX в. принято выделять три основные школы, или, пользуясь терминологией американского психолога А. Маслоу (1908-1970), три силы: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическую психологию. В последние десятилетия весьма интенсивно разрабатывается четвертое направление западной психологии – трансперсональная психология. Исторически первым был бихевиоризм, который получил свое название от провозглашенного им понимания психологии – поведения (от англ. behavior – поведение). Основоположником бихевиоризма в западной психологии считается американский зоопсихолог Дж. Уотсон (1878-1958). Уотсон усмотрел ложное понимание предмета и методов психологического исследования.
1. Основные направления западной психологии ХХ в. и их виднейших представителей. 3
2. Ведущие положения гуманистической психологии. 5
3. Основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, т.е. целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды. 12
Список использованной литературы 15
5. Креативность. Способность к творчеству, созиданию – универсальная характеристика всех самоактуализирующихся людей. Самоактуализирующийся человек – это здоровый нормальный человек со своими слабостями и недостатками.
А. Маслоу не только описывает признаки самоактуализирующихся личностей, но и намечает конкретные пути самоактуализации:
- постоянное развитие
своих способностей, использование
их, чтобы хорошо делать то, что
хотим делать. Талант и даже
большой талант – это не
то же самое, что
- прикаждом выборе – решать в пользу личностного роста, пробовать свои силы. Выбирать безопасное – значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим. Выбирать рост – значит открывать себя новому неожиданному опыту, что связано с риском;
- становится реальным, существовать
фактически, научиться быть в
гармонии со своим внутренним
миром. Решать для себя, нравятся
ли тебе самому определенные
вещи, независимо от мнений и
точек зрения других. Тогда человек
сможет сделать правильный
- обнаружение психологических защит и разрушение их.
С понятием «полноценно функционирующий человек» связаны понятия «хорошая жизнь» и «смысл жизни». «Хорошая жизнь», по мнению К. Роджерса, это не жизнь, полная удовольствий, не богатство или власть, а движение по пути, определяемому заложенным в человеке возможностям. Поэтому смысл жизни заключается в реализации своих возможностей.
По В. Франклу, для человека необходимо обнаружить смысл - логос - своего существования, ибо именно поиск смысла является признаком подлинно человеческого бытия.
Отсутствие или потеря смысла создает экзистенциальный вакуум: человек теряет содержание своего существования, он испытывает скуку, или испытывает тяжелые переживания. Источником экзистенциального вакуума, согласно Франклу, является современный социальный мир.
Смысл имеет конкретное содержание, он индивидуален и составляет сущность существования применительно к каждому человеку. Обретение смысла делает человека ответственным за свою жизнь.
В то же время смысл нельзя
найти внутри себя, в своем теле
или душе, но только обращаясь к
окружающему миру. Смысл достигается,
во-первых, путем совершения деятельности
человека - это творчество в широком
смысле этого слова, как выполнение
каких-то задач, работа, какое-то дело,
может быть, подвиг. Во-вторых, человек
находит смысл в заботе о других
людях, в любви к людям. Чем
больше человек забывает себя, тем
больше он становится человеком, самим
собой. В-третьих, человек обретает
смысл путем выработки позиций
в отношении к различным
В соответствии с этими представлениями В. Франкл разработал психотерапию - логотерапию, отличающуюся от других форм психотерапии. Логотерапия считает своей задачей помочь пациенту в поиске смысла своей жизни. В той мере, в которой логотерапия позволяет ему обрести скрытый смысл своего существования, она является аналитическим процессом. В своей попытке сделать нечто осознанным логотерапия не ограничивается задачей сделать явным для сознания бессознательные явления.
Логотерапия применяется к любому человеку, чтобы убедить его в том, что в любой ситуации жизнь имеет смысл, и помочь ему мобилизовать свои ресурсы, уберечь его от отчаяния, чтобы сопротивляться опасным импульсам к самоубийству, алкоголизму, наркомании. Логотерапия имеет свои процедуры - логотерапевтические техники, а также методики, направленные на диагностику экзистенциального вакуума.
Значительность проблем, составляющих теорию и практику логотерапии В. Франкла, его обращение к сознанию человека в целях обретения смысла жизни, в отношении к каждому человеку как уникальному в своей неповторимости и соответствующим психотерапевтическим техникам определяют особое место этого направления в современной зарубежной психологической науке.
3. Основной метод бихевиоризма:
а) интроспекция, то есть целенаправленное самонаблюдение за психическими процессами;
б) создание математических моделей психических процессов;
в) наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Бихевиоризм – это наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействие окружающей среды.
Бихевиоризм возник в США, основоположником которого является Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике.
Поведение — это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. В результате поведение трактуется механистически, поскольку сводится лишь к его внешним проявлениям.
Важно отметить заслуги бихевиоризма, во-первых, благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, во-вторых, он ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов, событий. Благодаря этому нововведению в психологии получили бурное развитие инструментальные приемы исследования психических процессов. Далее, чрезвычайно расширился класс исследуемых объектов: стало интенсивно изучаться поведение животных, доречевых младенцев и тому подобное. Наконец, в работах бихевиористского направления получили значительное развитие отдельные разделы психологии, в частности проблемы научения, образования навыков и другое.
Но основной недостаток
бихевиоризма состоял в недоучете
сложности психической
Бихевиоризм положил начало
возникновению и развитию различных
психологических и
Сейчас подобные исследования продолжает наука о поведении животных и человека — этология, использующая другие методы (например, этология гораздо меньшее значение придаёт рефлексам, считая врождённое поведение более важным для изучения).
Необихевиоризм свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма, (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий «социальных ролей». Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса.
Когнитивная психология — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений.
Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Это направление возникло под влиянием информационного подхода. Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где психика представляется в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.
Список литературы
1. Ждан А.Н. История психологии: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.-М.; Просвещение – Владос, 1994.
3. Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В.Островского.- М.: Вузовский учебник, 2009.
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
5. Психология. Учебник для экономических вузов (Под общ. ред. В. Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
6. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. Учеб. пособие. – М., 1996.