Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Содержание

1)Введение……………………………………………………………………..3
2)Задание № 1 …………………………………………………………………4
3)Задание № 2 …………………………………………………………………8
4)Задание № 3………………………………………………………………….1
5)Заключение ………………………………………………………………….13
6)Список литературы………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

кр по психологии.docx

— 33.02 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(Финуниверситет)

Брянский филиал Финуниверситета

 

 

Контрольная работа по дисциплине                      «Психология»

Вариант 10

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнил                                                    Студент                                                        Факультет                                                   Специальность                                          Специализация                                             № Личного дела                                Преподаватель    

 

 

 

 

  Некрашевич Карина Анатольевна

1 курс, вечер, 1 поток

Финансово-кредитный

Финансы и кредит

Бакалавр  экономики

100.04/120026

Глебов  Валерий Владимирович

 

 

Содержание:

 

 

1)Введение……………………………………………………………………..3

2)Задание № 1 …………………………………………………………………4

3)Задание № 2 …………………………………………………………………8

4)Задание № 3………………………………………………………………….1

5)Заключение ………………………………………………………………….13

6)Список литературы………………………………………………………….14

 

 

Введение:

 

      Психика  человека активна и существует  как познавательная деятельность, направленная на познание мира, в котором живет человек. Познание, как внутреннего мира человека, так и внешнего осуществляется  с помощью таких психических  процессов, как ощущение, восприятие, внимание, память, воображение и  мышление.

     Ощущение, как  таковое – достаточно непростое  психическое явление, каким кажется  на первый взгляд. Несмотря на  то, что это достаточно изученное  явление, глобальность его роли  в психологии деятельности и  познавательных процессах человеком  недооценена. Ощущения широко  распространены в обычной жизни  человека, и в непрерывном процессе  познавательной деятельности для  людей является обыденной первичной  формой психологической связи  организма со средой.

       Для  более широкого изучения данной  темы в контрольной работе  будут рассмотрены следующие  основные вопросы: во - первых  приведено определение понятию  «ощущение», как ощущает человек,  значение ощущений в жизни  человека и как они сформировались, физиологические основы ощущений, виды и функции ощущений, характеристика  каждого вида ощущений; во - вторых  приведено понятие и свойства  восприятия, виды восприятия в  зависимости от объекта отражения,  основные различия существующие  в восприятии и наблюдении; в  третьих проведен анализ основных  понятий деятельность, внимание, ощущение, восприятие, константность, активность, навык, мотив, анализатор, непроизвольность, апперцепция и их характеристик,  а также анализ их проявления.  

  1. Характеристика понятия «ощущение».

 

         Ощущение – это простейший  психический процесс, состоящий  в отражении отдельных свойств  предметов и явлений материального  мира, а также внутренних состояний  организма при непосредственном  воздействии материальных раздражителей  на соответствующие рецепторы. 

        Ощущение  – это первичное сознательное  представительство бесформенного  и беспредметного фрагмента реальности  определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение. 

         В области вкуса и запаха  различие между ощущением и  восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет.  Если на вкус мы не можем  определить продукт (сахар, мед), значит, речь идет только об  ощущениях. Если запахи не идентифицируются  с их предметными источниками,  то они презентируются только  в виде ощущений. Болевые сигналы  почти всегда презентируются  как ощущения, так как “построить”  образ боли может только человек  с очень богатым воображением.

 

 Значение ощущений в жизни человека:

 Роль ощущений в  жизнедеятельности человека чрезвычайно  велика, так как они являются  источником наших знаний о  мире и о нас самих. О богатстве  окружающего мира, о звуках и  красках, запахах и температуре,  размерах и о многом другом  мы узнаем благодаря органам  чувств. С помощью органов чувств  человеческий организм в виде  ощущений получает разнообразную  информацию о состоянии внешней  и внутренней среды. Органы  чувств получают, отбирают, накапливают  информацию и передают в мозг, который ежесекундно перерабатывает  ее огромный и неиссякаемый  поток. 

          В результате возникает адекватное  отражение окружающего мира и  состояния самого организма. На  этой основе формируются нервные  импульсы, поступающие к исполнительным  органам, ответственным за регуляцию  температуры тела, работу органов  пищеварения, органов движения, желез  внутренней секреции, за настройку  самих органов чувств и т.п.  Вся эта чрезвычайно сложная  работа, состоящая из многих тысяч  операций в секунду, совершается,  по мнению Т.П. Зинченко, непрерывно.

          Органы чувств - это единственные  каналы, по которым внешний мир  “проникает” в человеческое  сознание. “Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества  и ни о каких формах движения  ничего узнать не можем...”  Органы чувств дают человеку  возможность ориентироваться в  окружающем мире. Если бы человек  лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит  вокруг, не мог бы общаться  с окружающими людьми, добывать  пищу, избегать опасности. 

 

 

           Сенсорная изоляция – продолжительное,  более или менее полное лишение  человека сенсорных впечатлений.  В этом отношении показательны  результаты развивающихся в последние  годы исследований по ограничению  сенсорной информации. Эти исследования  связаны с проблемами космической  биологии и медицины. В тех  случаях, когда испытуемых помещали  в специальные камеры, обеспечивающие  почти полную сенсорную изоляцию (постоянный монотонный звук, матовые  очки, пропускающие лишь слабый  свет, на руках и ногах –  цилиндры, снимающие тактильную  чувствительность, и т.п.), через несколько  часов испытуемые приходили в  состояние тревоги и настойчиво  просили прекратить эксперимент.  Испытуемых кормили, поили, в  случае необходимости они могли  заниматься своим туалетом, но  в остальное время должны были  оставаться максимально неподвижными.

      Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, насколько сильна у человека потребность получать впечатления об окружающем мире в виде ощущений.

 

 Физиологические основы ощущений:

     Физиологической  основой ощущения является нервный  процесс, возникающий при действии  раздражителя на соответствующий  анализатор. Говоря об анализаторах, следует иметь в виду два  обстоятельства.

        Во-первых, это название не вполне точное, потому анализатор обеспечивает  не только анализ, но и синтез  раздражителей в чувство и  обиды.

        Во- вторых, анализ и синтез могут  происходить вне сознательным  контролем этих процессов со  стороны человека. Большинство раздражителей  она чувствует, перерабатывает, но  не осознает. Ощущение носит рефлекторный  характер; физиологически его обеспечивает  анализаторная система. Анализатор - нервный аппарат, осуществляющий  функцию анализа и синтеза  раздражителей, которые пришли  с внешней и внутренней среды  организма. 

       Понятие  анализатора ввел И. П. Павлов. Анализатор состоит из трех  частей:

1) периферийный отдел  - рецептор, что превращает определенный  вид энергии в нервный процесс; 

2) афферентные (центростремительные)  пути, передающие возбуждение, возникшее  в рецепторе в расположенных  выше центрах нервной системы,  и эфферентные (центробежные), по  которым импульсы из расположенных  выше центров передаются в  низших уровней; 

3) подкорковые и корковые  проективные зоны, где происходит  переработка нервных импульсов  с периферийных отделов. 

 

     

  Виды ощущений:

* Зрительные ощущения. При  ослаблении действия аппарата  колбочек человек плохо различает  или совсем не различает хроматические  цвета. Данное заболевание носит  название «дальтонизм» (по имени  английского физика Дальтона, который  впервые его описал). Дальтонизм  является серьезным недостатком  зрения, и его необходимо учитывать  как противопоказание при выборе  профессий водителя и оператора,  которые связаны с цветовой  индикацией.

 

* Слуховые ощущения. Ослабление  деятельности слухового аппарата  оказывает влияние на выбор  активных профессий, неотъемлемой  частью которых являются слуховые  ощущения , например, преподаватель,  телефонисты, продавцы, врачи, юристы, переводчики, радиоведущие и т.п. 

 

* Обонятельные ощущения. Данный вид ощущений оказывает  влияние на выбор профессии,  где обоняние является главным  профессиональным инструментом. Надо  отметить, что таких профессий  не так много. Наиболее яркие  из них – это повар, человек,  занимающийся тестированием парфюмерной  продукции и т.д. 

 

* Вибрационные ощущения. Необходимость вибрационной чувствительности  возрастает в тех видах деятельности, где вибрация становится неисправностью  в работе машины. Это всевозможные  технические операторы, водители, механики и т.д. 

 

* Вкусовые ощущения. Ослабление  деятельности вкусовых ощущений  является противопоказанием при  выборе профессии повара, для  которого ощущения данного вида  являются профессиональным инструментом.

 

* Кожные ощущения. В некоторых  профессиях человеку важно знать  не только расположение отдельных  частей его тела, но и всего  тела и уметь выполнять рабочие  движения при изменении тела  в пространстве (водолазы, парашютисты,  космонавты, летчики, моряки, монтажники-высотники  и т. п.). Поэтому ослабление  деятельности соответствующих ощущений  может быть серьезным ограничением  данных видов деятельности.

       Надо отметить, что ощущения также очень сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии ощущений будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.

 

 

 

-Восприятие не представляется без ощущений, так как оно происходит через воздействие наших органов чувств на предметы и явления объективного мира, вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире. Процесс восприятия протекает под воздействием практически всех ощущений.

 

- Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Внимание – это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

 

* Память - это процессы  воспроизведения, запоминания, сохранения  и переработки человеком разнообразной  информации. А информация, в свою  очередь, как уже было сказано  выше, поступает через органы  чувств.

 

* Воображение - особая  форма человеческой психики, состоящая  отдельно от остальных психических  процессов и вместе с тем  занимающая промежуточное положение  между восприятием, мышлением  и памятью. 

 

* Мышление - является познавательным  высшим процессом. Оно представляет  собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения  и преобразование человеком в  действительности.

 

* Речь – это средство  общения. Речь формируется под  воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем, слов, предложений,  фраз), которыми обмениваются индивиды  с помощью звуковых ощущений.

 

      

 

 

 Функции ощущений:

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"