Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 21:56, контрольная работа

Краткое описание

Ощущение, как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Содержание

1)Введение……………………………………………………………………..3
2)Задание № 1 …………………………………………………………………4
3)Задание № 2 …………………………………………………………………8
4)Задание № 3………………………………………………………………….1
5)Заключение ………………………………………………………………….13
6)Список литературы………………………………………………………….14

Вложенные файлы: 1 файл

кр по психологии.docx

— 33.02 Кб (Скачать файл)

 

* Сигнальная – уведомление  организма о жизненно важных  объектах или свойствах окружающего  мира.

 

* Отражательная (образная) – построение субъективного образа  свойства, необходимого для ориентировки  в мире.

 

* Регулятивная – адаптация  в окружающем мире, регулирование  поведения и деятельности 

 

 

  1. Сущность, виды и свойства восприятия.

 

         Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Однако восприятие больше, чем сумма получаемых ощущений. Воспринимая лес, человек знает, что это именно лес, что оно имеет характерный вид, что в него можно зайти, что это есть некое количество деревьев. Воспринимаемое человек всегда обозначает определенным словом – «лес», которым обозначен не какой-либо определенный цвет, форма или запах, но все как целое.

     «Воспринимать кресло – это значит видеть предмет, в который можно сесть», - писал французский психолог П.Жанэ, - «а воспринимать дом, - говорил Вейцзекер, - это значит видеть не образ, который «вошел» в глаз, а напротив, узнать объект, в который можно войти».

 

Свойства  восприятия:

 

 - Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Предметность, не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. И.М.Сеченов говорил, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

 - Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

 С целостностью восприятия  связана и его структурность.  Восприятие в значительной мере  не отвечает нашим мгновенным  ощущениям и не является простой  их суммой. Мы воспринимаем фактически  абстрагированную из этих ощущений  обобщенную структуру, которая  формируется в течение некоторого  времени.

 - Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способностях перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и форм предметов.

 

 - Осмысленность восприятия. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.

Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой  постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

 - Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой челочек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией. При предъявлении испытуемым незнакомых фигур уже на первых фазах восприятия они ищут эталоны, к которым можно было бы отнести воспринимаемый объект.

            В процессе восприятия выдвигаются и проверяются гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории. Таким образом, при восприятии активизирутся следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.          

              Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа − зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное (классификация по модальности восприятия ).  

               Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например, восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется прежде всего благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно.

           

 

 

  В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований:

-эмоциональное восприятие (восприятие мира, искусства);

- рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

              Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу, как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.

 

              Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении:

 Восприятие и наблюдение  человека характеризуются как  общими закономерностями, так и  индивидуальными особенностями.  Всем людям свойственны общие  проявления психики, благодаря  чему происходит отражение основных  закономерностей действительности.  

               Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий в строении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

               Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

               В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

              У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.

            Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать, прежде всего, детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности.

              

 

 

 

 

     У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности. Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление, прежде всего, выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

 

3. Установить соответствия между основными понятиями и понятиями, выражающими их признаки, особенности, другие характеристики:

 

А)деятельность;                                1)константность,

                                                            2)активность,

Б)внимание;                                       3)навык,

                                                            4)мотив,

В)ощущение;                                     5)анализатор,

                                                            6)непроизвольность,

Г)восприятие;                                    7)апперцепция.

 

Ответ:

 

    А)Деятельность  – навык, мотив, активность. Навык – это доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи. Мотив – то, чем человек объясняет свои действия. Активность – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а так же наличием таких свойств, как инициативность и ситуативность.

    Б)Внимание –  непроизвольность. Непроизвольность  – без специальных усилий возникающее  внимание вызванное действием  сильного, контрастного, нового или  неожиданного раздражителя.

     В)Ощущение  – анализатор. Анализатор – термин  для обозначения функциональной  единицы, ответственной за прием  и анализ сенсорной информации  определенной модальности.

     Г)Восприятие  – константность, апперцепция.  Константность – относительная  независимость воспринимаемых характеристик  объектов от параметров раздражения  рецепторных поверхностей органов  чувств. Апперцепция – зависимость  восприятия от прошлого опыта,  от общего содержания психической  деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

      Создание психических образов окружающей среды осуществляется посредством познавательных психических процессов. Элементарным познавательным психическим процессом является ощущение. Каждый вид ощущения представляет собой специфический субъективный образ какого-то свойства объекта, с которым организм приходит в соприкосновение. Предметные психические образы создаются восприятием, в процессе которого в субъективном пространстве воспроизводятся не только качественные характеристики объектов, но и форма и местоположение предмета в точном соответствии с формой и местоположением объекта. Осуществление познавательной психической деятельности невозможно без процессов памяти. Память скрепляет все уровни познавательных процессов между собой в единую, целостную познавательную психическую деятельность человека.

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1)Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн. – М.: ПровсещениеВладос, 1994.

 

2)Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. – М.: Академия, 1998.

 

 3)Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

 

4)История психологии. XX век. - М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

 

5)Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

 

6)Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2000.

 

Брянск– 2012


Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"