Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Понятие личности в психологии. Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
В широком, традиционном смысле – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется сходством с обыденным значением этого слова.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
2. СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик психология.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

В отличие от урегулирования при разрешении конфликта он прекращается в результате прямого взаимодействия сторон или с участием третьей стороны, на основе анализа причин и содержания разногласий, направленного на максимальное сближение позиций и достижение соглашения относительно наилучших способов удовлетворения противоположных интересов. Завершение конфликта по второму «сценарию» является наиболее предпочтительным, так как в этом случае ни одна из сторон не получает преимуществ, и их постконфликтные взаимоотношения могут развиваться на прочной основе.

Альтернативное разрешение конфликтов основывается на следующих  положениях:

  • процесс разрешения конфликта должен осуществляться таким образом, чтобы свести к минимуму его деструктивные возможности и, наоборот, способствовать максимальному проявлению его позитивных функций;
  • конструктивное разрешение конфликта достигается лишь в том случае, если будут удовлетворены интересы всех сторон-участниц и достигнут результат, отвечающий подходу «выигрыш — выигрыш»;
  • решение задачи конструктивного разрешения конфликта и достижения результата «выигрыш — выигрыш» возможно лишь в случае отказа сторон от позиционного торга в пользу ведения переговоров на основе интересов.

Регулирование (урегулирование) конфликтов включает процедуры завершения в соответствии со стратегиями «выигрыш — проигрыш» либо «проигрыш —проигрыш», а его разрешение — со стратегией «выигрыш — выигрыш». Следует также учитывать существующую тенденцию использовать понятие «управление» прежде всего в связи с процедурами юридического разбирательства, а понятие «разрешение» (как и «альтернативное разрешение») — в соответствии с процедурами до- (или не-)юридического решения проблемы (например, путем прямых переговоров между конфликтующими сторонами). Таким образом, разрешение конфликта и управление им различаются по способу и процедурам воздействия: неюридические (разрешение) и юридические (управление).

К юридическим относятся  переговоры (прямые переговоры),примирение (согласительная процедура), посредничество. Основными признаками разрешения конфликтов являются:

• характер взаимоотношения конфликтующих сторон;

• процесс разрешения конфликта носит неофициальный  характер и вмешательство в конфликт третьей стороны (например, миротворца или посредника) основано на действиях, отношениях или ситуациях, которые не всегда и не обязательно связаны с нарушением законодательства;

• соглашения сторон нередко  не имеют юридического характера  и в этом смысле они не являются для сторон обязательными;

однако стороны, как  правило, бывают заинтересованы в соблюдении соглашений, ибо принимали непосредственное участие в их достижении;

• процесс разрешения сосредоточивается на потребностях и интересах сторон.

Управление конфликтами  осуществляется в таких формах, как  администрирование, арбитраж, судебное разбирательство (суд). Перечисленные формы управления конфликтами:

• основываются на юридических  нормах, правилах и стандартах;

• опираются на концепции  справедливого, связанного с издержками судебного разбирательства;

• имеют принудительный характер для сторон, если решение  принимается администратором (менеджером), арбитром или судьей;

• сосредоточивается  на обеспечении законных прав и обязательств сторон в процессе управления конфликтом.

Формы разрешения конфликтов и управления ими различаются  по степени самостоятельности и ответственности сторон за принятые решения, а также по степени вмешательства в конфликт третьей стороны.

Таким образом, разрешение конфликта — это зачастую неюридическое  воздействие на конфликт самих противоборствующих сторон(субъектов), нередко при участии третьей стороны, с целью совместного полного или частичного удовлетворения своих основных потребностей и интересов, снижения уровня конфронтации, а также локализации конфликта и сокращения материальных и моральных издержек, с ним связанных.

Разрешение конфликта  предполагает, что стороны самостоятельно (либо при участии посредников) прилагают определенные усилия для преодоления возникшего между ними противоречия прежде, чем его развитие приведет к необходимости их обращения в арбитраж или суд.

В качестве предварительного условия для применения процедур урегулирования конфликта необходим отказ от силовых методов и следование современной конфликтологической парадигме, согласно которой конфликт признается как естественное свойство социальных систем, обусловленное природой общественных явлений и процессов.

Необходимо понимание, что многие конфликты обладают потенциальной  ценностью и могут помочь:

найти новые, более совершенные  пути решения проблем;

наладить прочные и  долговременные взаимоотношения между  людьми;

облегчить согласие и взаимное понимание проблем, а также способов их разрешения;

получить новую и  более точную информацию о проблеме и ее решении;

вызвать интегративный  эффект в группе или в организации, способствовать их сплочению и целостности, а также стабильности ситуации в результате разрешения конфликта.

Все это возможно только в том случае, если исходить из признания  того, что конфликты — это нормальное явление в жизни каждого человека, группы, организации и общества в целом, а также, если мы знаем, как вести себя в конфликтных ситуациях, как регулировать конфликты и добиваться их разрешения.

Существенными условиями  успешного урегулирования и разрешения конфликтов выступают:

  • институциализация конфликта, т. е. правовое и организационное закрепление процедур урегулирования конфликтов, их разрешения и управления ими, соблюдаемых всеми конфликтующими сторонами;
  • признание каждой из сторон равного с ней права другой стороны на существование, отстаивание собственной позиции в понимании проблемы и путей ее преодоления.

Разрешение конфликта базируется на использовании переговоров между конфликтующими сторонами непосредственно (с помощью прямых переговоров),либо с участием третьей стороны. Поэтому подготовка и осуществление программы действий по разрешению конфликта фактически является подготовкой и осуществлением переговорного процесса в той или иной его форме.

Основными этапами процесса конструктивного воздействия на конфликт являются: подготовка плана; осуществление программы; выполнение соглашений по урегулированию или разрешению конфликта.

На каждом этапе этого  процесса решаются специфические задачи. Подготовка плана включает: анализ конфликта; определение стратегии; разработку программы урегулирования или разрешения конфликта.

Определение стратегии  заключается в выявлении необходимых компонентов для осуществления плана воздействия на конфликт. Осуществление стратегии переговоров предусматривает реализацию следующих задач:

  • определение проблемы. Без точного определения проблемы невозможно разработать стратегию преодоления конфликта;
  • выявление внешних факторов, оказывающих влияние на конфликт. Такими внешними факторами могут быть стремление сторон завершить переговоры к определенному сроку (временной фактор), воздействие на переговоры законодательных процедур, необходимость специальных усилий по обеспечению присутствия на переговорах нужных лиц и др.;
  • определение цели воздействия на конфликт. Цель переговоров, как правило, — это достижение соглашения. Целью может быть также обмен информацией, выявление спорных вопросов и интересов сторон, установление альтернативных путей решения проблемы, разработка рекомендаций;
  • выбор структуры встречи: собрания, группы или комитеты;
  • установление конкретных шагов в процессе воздействия на конфликт;
  • формирование состава участников переговоров. Выбор участников переговоров зависит от формы представительства на переговорах. Например, участниками переговоров могут быть выбранные представители сторон или в них могут принимать участие все заинтересованные лица;
  • распределение других ролей на переговорах. Подразумевается не только установление непосредственных участников переговоров, но и их инициаторов, ответственных за проведение собраний, экспертов и т. п.

Программа конструктивного  воздействия на конфликт включает: принятие процедур переговоров; обмен информацией; выработку вариантов возможного решения проблемы; достижение соглашения.

Осуществление программы  предусматривает поэтапную реализацию всех ее компонентов, перечисленных  выше.

Принятие процедуры  переговоров. Общая процедура переговоров  должна быть представлена и одобрена на первой встрече конфликтующих сторон.

Она включает: констатацию  проблемы; цели программы; предлагаемые этапы процесса; методику принятия решений; планируемое время для урегулирования конфликта; правила поведения сторон на переговорах.

Обмен информацией. Данный компонент программы воздействия  на конфликт означает непосредственный обмен информацией между сторонами, участвующими в конфликте, относительно позиций друг друга по проблеме. Информация может включать обзор истории возникновения и развития конфликта, указание на наиболее важные спорные вопросы и интересы сторон и др.

Выработка вариантов  возможных решений проблемы. Целью  данного этапа является нахождение возможно большего числа альтернатив для урегулирования конфликта. Такой подход существенно отличается от традиционного, при котором стороны приходят на переговоры с готовыми предложениями.

Предложения по урегулированию конфликта обычно бывают двух типов: одни выносятся по каждому спорному вопросу; другие охватывают все спорные вопросы одновременно.

Достижение соглашений. Соглашения заключаются следующим  образом:

  • в общих чертах, после чего оговариваются детали по каждому спорному вопросу;
  • в частности, по каждому вопросу;
  • посредством сочетания предложений, приемлемых для спорящих сторон.

В сложных случаях  возможны комбинации этих вариантов.

Для всех перечисленных  подходов характерна определенная последовательность действий:

  • выработка объективных критериев для оценки возможных вариантов решения проблемы;
  • выбор при помощи этих критериев наиболее приемлемых решений;
  • утверждение отобранных решений на основе консенсуса;
  • рассмотрение утвержденных решений представителями всех сторон;
  • окончательное принятие решения.

Наилучшим способом выполнения соглашения является включение в  конечное соглашение плана по его реализации. Конфликтующие стороны должны понимать, что переговоры будут успешными только в том случае, если определены конкретные пути их достижения. Кроме того, выполнение соглашения должно обязательно предусматривать систему контроля, процедуры возможного пересмотра соглашения или его частей, а также процедуры, препятствующие нарушению соглашения.

Эффективная программа  и стратегия конструктивного  воздействия на конфликт основывается на следующих десяти принципах.

1 принцип. Преодоление конфликта предполагает не только рассмотрение различного рода процедур, направленных на решение возникающих проблем, но и учет отношений между конкретными людьми.

2 принцип. Невозможно  уладить конфликт, не понимая  сути проблемы, которая его вызвала. Анализируя информацию о конфликте, необходимо понять истинные цели конфликтующих сторон.

3 принцип. Стратегия  воздействия на конфликт должна  быть тщательно продумана и ее следует придерживаться неукоснительно.

4 принцип. Прогресс  на переговорах требует нормальных, рабочих взаимоотношений между конфликтующими сторонами.

5 принцип. Переговоры  должны начинаться с конструктивного  определения, проблемы — установления  главного спорного вопроса, который  должен рассматриваться всеми конфликтующими сторонами как общая проблема.

6 принцип. Решение  спорного вопроса зависит от  непосредственного участия в  его разработке конфликтующих  сторон.

7 принцип. Долговременные  соглашения основываются на интересах,  а не на позициях сторон.

8 принцип. Процесс  выработки соглашения по преодолению конфликта должен быть гибким, т.е. видоизменяться по ходу обсуждения спорных вопросов и изменений в отношениях между сторонами.

9 принцип. В ходе  подготовки к переговорам необходимо  предусмотреть сложности, возникновение  которых может помешать успешным переговорам. Определите заранее линию поведения в таких случаях.

10 принцип. Не следует  предпринимать что-либо до тех  пор, пока нет уверенности, что это будет выполнено качественно.

Когда основные стратегии  регулирования и разрешения конфликтов, а также управления ими приобретают характер основных ориентиров индивидуального поведения, они превращаются в личные стили поведения сторон в конфликте. Эти стили выделяются в зависимости от возможных целей, преследуемых сторонами в конфликте, под которыми подразумеваются ожидаемые результаты, осознанно соотнесенные с теми средствами, которые должны быть использованы для их достижения.

Существуют следующие основные стили: конфронтация(соперничество, противоборство, конкуренция); приспособление (уступка);избегание (уклонение); компромисс и сотрудничество. Первоначально эти стили были идентифицированы Дж. Холлом в 1969 г. в соответствии с двумя параметрами описания конфликта. Одним из параметров является степень стремления каждой из сторон к реализации собственных целей, другим — степень готовности к установлению и поддержанию взаимоотношений с другой стороной. Впоследствии пять основных стилей поведения сторон в конфликте получили широкое распространение благодаря методике, разработанной Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972г. Графический вариант изображения этих стилей получил название «сетки Томаса — Килменна». Характеристика каждого стиля связана с общим источником любого конфликта противоположными интересами сторон. Параметрами описания стилей в соответствии с методикой Томаса — Килменна являются степень настойчивости сторон в удовлетворении собственных интересов и степень их готовности к удовлетворению интересов другой стороны.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"