Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2013 в 13:50, контрольная работа

Краткое описание

Понятие личности в психологии. Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.
Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
В широком, традиционном смысле – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется сходством с обыденным значением этого слова.

Содержание

1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.
2. СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик психология.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

План:

1. ПОНЯТИЕ  ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ. СТРУКТУРА  ЛИЧНОСТИ.

2. СТРАТЕГИИ  РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1. понятие  личности в психологии. структура  личности.

Понятие личности в психологии. Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической науки.

Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

В широком, традиционном смысле – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется сходством с обыденным значением этого слова.

В узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении. Согласно Леонтьеву, личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигший определенного возраста.

Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном  мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир, внутренний мир.

Внешний мир – это  мир природы, которым человек  овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.

Социальный мир – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром – это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики.

Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта. Человек усваивает и присваивает способы действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводя образцы действия из внешнего плана во внутренний план психической деятельности.

Когда мы говорим об отношениях личности в смысле личностной 
отнесенности человека к миру и связанных с этим переживаниях то мы 
обращаемся к следующему миру, в котором живет человек, – это внутренний мир. В основе этого мира лежат не объект-объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект-объектные отношения как в мире социальном, а субъект-субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Главный критерий интерсубъективного поведения, когда завязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, – не полезность, не правильность, а искренность, правдивость, открытость.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

1) – направленность личности;

2)- опыт;

3)- индивидуальные особенности  психических процессов;

4)- включает биопсихические  свойства.

Кроме  того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности:

устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);

1) подструктура личности, названная «направленность личности»,  объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

2) подструктура личности, названная   «опыт» объединяет  знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и даже генетически обусловленных свойств личности.  Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

3) подструктура личности, названная «особенности психических  процессов»,

объединяет  индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

4) подструктура личности, названная «биопсихические свойства»,  объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические.

Свойства личности, входящие в эту  подструктуру, несравнимо больше зависят От физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.

А.В.Петровский и В.А.Петровский  понимали структуру личности, когда  она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности).

Первый аспект рассмотрения-интраиндивидная личностная атрибуция : личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту: личностная оказывается погруженным во внутреннее  пространство бытия индивида.

Второй аспект – интериндивидная  личностная атрибуция  как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится  «пространство межиндивидных связей».

Третий аспект рассмотрения –метаиндивидная  личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие , которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения: её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них его персонализации .Сущность этой идеальной представленности –в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности . «Инобытие» индивида в других людях –не статичный отпечаток .Речь идёт об активном процессе , о своего рода продолжении себя в другом ,  вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь в других людях , со смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности  уходит из жизни , но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет ни мистики, ни метафоричности, это констатация  факта идеальной представленности индивида  после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема  только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.

2. стратегии разрешения конфликтных  ситуаций.

Современные технологии разрешения и профилактики конфликтов, базируются на определении конфликта как противостоянии сторон, осознающих различие своих интересов. Понимание конфликта как противостояния на основе противоположных интересов имеет важное значение с точки зрения современных методов ненасильственного разрешения конфликтов, которое обеспечивает достижение конфликтующими сторонами договоренности при учете интересов всех сторон.

Если в 70-х г. XX в. внимание ученых привлекали проблемы управления, регулирования и содержания конфликтов, то в настоящее время все больше значения придается технологиям разрешения и профилактики конфликтов.

Подход, связанный с  прекращением конфликта, обычно связывается  с понятием регулирование (воздействие), а подход, связанный с компромиссом и сотрудничеством, — с понятием разрешение.

При регулировании, конфликт находит свое завершение в результате противостояния сторон, каждая из которых стремится к достижению своих преимуществ, заставляя другую сторону действовать против своих интересов. В результате такого противоборства возможен только проигрыш одной из сторон или обеих. Поскольку урегулирование связано с принуждением, постконфликтные отношения сторон не могут быть прочными и, как правило, достаточно быстро прекращаются.

Силовые методы воздействия  на конфликт с целью его погашения путем подавления одной из сторон имеют свои недостатки, например, подходы«выигрыш — проигрыш», когда победа одной из сторон для другой означает поражение, и «проигрыш — проигрыш», когда ни одна из сторон не достигает желаемого результата, весьма распространены.

Это объясняется сложившимися стереотипами поведения, основой которых являются «конфликтные привычки». В основе стратегии «выигрыш —проигрыш» лежит стремление субъектов конфликта использовать для достижения своих желаемых результатов власть, физические, интеллектуальные или иные преимущества. Энергия оппонентов направляется не на решение проблемы, а друг против друга.

Однако, если оппоненты не хотят  конфронтации, они могут выбрать  стратегию избегания конфликта, которая, как правило, приводит каждого из них к проигрышу (стратегия «проигрыш — проигрыш»). Обе стратегии основаны на противоположном или на различном понимании оппонентами средств достижения определенной цели либо на том и другом одновременно.

При выборе стратегии  «проигрыш — проигрыш» предпочтение отдается либо избеганию конфликта, либо решению проблемы на основе компромисса,при этом понятие компромисса может иметь как положительный, так и отрицательный смысл. Достижение компромисса требует встречных шагов обоих оппонентов и рассматривается как форма сотрудничества, а достигнутое соглашение — как справедливое решение.

Иногда компромисс необходим, но, несмотря на это, он чаще всего рассматривается как отрицательный результат, потому что не отвечает интересам оппонентов. К тому же ему предшествует установка оппонентов на противостояние. В таком случае соглашение сторон и прекращение ими конфликта на основе компромисса не может обеспечить прочное и доверительное сотрудничество. Понятия«компромисс» и «конфронтация» сближает стратегия «выигрыш — проигрыш» и стратегия «проигрыш — проигрыш».

Разрешение конфликта  с помощью стратегии «выигрыш-проигрыш»и «проигрыш-проигрыш» имеет отличительные формы конфронтации и использования силы и угрозы ее применения. Непосредственные переговоры между оппонентами, а также участие третьей стороны, например посредника, может рассматриваться как применение одной из этих стратегий.

Когда оппоненты не могут  договориться с учетом интересов  друг друга, а обращение к третьей стороне используется как способ получения моральной или материальной поддержки, которая является для них значимой, развитие событий может определяться:

  • восприятием конфликта с установкой на неизбежность поражения оппонента, без чего выигрыш невозможен. Отсюда стремление к получению односторонних преимуществ;
  • направленностью действий оппонентов друг против друга, а не на разрешение конфликта. Отсюда отношения сторон характеризуются непримиримостью и жестокостью по отношению к другим точкам зрения;
  • сходством позиций между оппонентами, которые категорически отвергаются, даже если они есть, а различие подчеркивается;
  • стремлением оппонентов получить поддержку извне. Обращение к третьей стороне оппоненты используют для усиления собственной позиции;
  • информацией о существе проблемы, которая скрывается, искажается и используется сторонами для усиления собственной позиции, а информация, которая могла бы способствовать конструктивному решению проблемы, игнорируется;
  • выдвижением лидеров сторон на основе их способности занимать жесткую позицию и принимать меры, вынуждающие оппонента отступить.

Деструктивный процесс  прекращается, когда либо одна из сторон капитулирует, либо стороны признают безвыходный характер сложившейся ситуации.

Отсюда регулирование (урегулирование) конфликта представляет собой его определенное завершение в результате конфронтации и противоборства двух или нескольких сторон, осознающих противоположность своих интересов. Для урегулирования конфликта характерны конфронтация, использование стратегий«выигрыш — проигрыш» или «проигрыш — проигрыш», стремление к получению односторонних преимуществ; подчеркивание различий (интересов, позиций и др.),концентрация внимания сторон на участниках, а не на решении проблемы и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"