Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:24, контрольная работа
1. Критерии и атрибуты личности. Личность и её пять потенциалов. 2. Иерархия мотивов как основание личности с точки зрения А.Леонтьева.3. Личность как социокультурная реальность. Со¬ци¬аль¬ная си¬туа¬ция раз¬ви¬тия. Развитие человека и развитие личности.
Лиичность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает в себя общие качества homo sapiens - представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности - с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Как личность человек
характеризуется уровнем
Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.
В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.
Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.
В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.
Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человечески- ми, а не животными задатками.
Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.
Личность получает свою
структуру из видового строения человеческой
деятельности и характеризуется
поэтому пятью потенциалами: познавательным,
ценностным, творческим (созидательным,
продуктивным), коммуникативным и художественным
(эстетическим).
Гносеологический
(познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации,
которой располагает личность. Эта информация
складывается из знаний о внешнем мире
(природном и социальном) и самопознания.
Этот потенциал включает в себя психологические
качества, с которыми связана познавательная
деятельность человека.
Аксиологический
(ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе
социализации системой ценностных ориентации
в нравственной, политической, религиозной,
эстетической сферах, т. е. ее идеалами,
жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
Речь идет здесь, следовательно, о единстве
психологических и идеологических моментов,
сознания личности и ее самосознания,
которые вырабатываются с помощью эмоционально-волевых
,и интеллектуальных механизмов, раскрываясь
в ее мироощущении, мировоззрении и мироустремлении.
Творческий потенциал
личности определяется полученными ею и самостоятельно
выработанными умениями и навыками, способностями
к действию созидательному и (или) разрушительному,
продуктивному или репродуктивному, и
мерой их реализации в в той или иной сфере
(или нескольких сферах) труда, социально-организаторской
и критической деятельности.
Коммуникативный
потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности,
характером и прочностью контактов, устанавливаемых
ею с другими людьми. По своему содержанию
межличностное общение выражается в системе
социальных ролей.
Художественный
потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью
ее художественных потребностей и тем,
как она их удовлетворяет. Художественная
активность личности развертывается и
в творчестве, профессиональном или самодеятельном,
и в <потреблении> произведений искусства.
Развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности» от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием, они-то и образуют ядро личности,– отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.
Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл». Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них.
По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» ... и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т.е. становится мотивом». Иными словами, в процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Значение представляет собой обобщение действительности и «принадлежит прежде всего миру объективно-исторических явлений». Таким образом, иерархия деятельностей на наших глазах превращается в иерархию мотивов. Но мотивы, как известно, бывают разные. Какие мотивы имеет в виду А. Н. Леонтьев?
Для выяснения этого он обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельностного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и «механизмом» ее движения. Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. «Они (эмоции) возникают вслед за актуализацией мотива и до рациональной оценки субъектом своей деятельности» (выделено нами – В. А.). Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.
Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.
Итак, существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов. По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий ... образуют как бы общий «психологический» профиль личности».
Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:
широта связей человека
с миром (посредством его
степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыслообразующих
мотивов (мотивов-целей);
общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
Вопрос формирования
и развития личности слишком велик
и неоднозначен и рассматривается
приверженцами разных концепций
с разных сторон. Так, например, биогенетическая ориентация исследования развития
человека ведет изучение в основном фенотипических
особенностей созревания организма. Социогенетическая
ориентация - разрабатывает представления
о развитии "социального индивида"
или "личности" в понимании Б.Г.Ананьева.
Персонологическая ориентация приводит
к анализу преимущественно формирования
самосознания личности, проявлений ее
индивидуальности. Но развести эти модели
по разным "носителям" (организм,
социальный индивид, личность) невозможно,
ибо органические, социальные и психические
свойства интегрируются в личности и развиваются
в совокупности, оказывая влияние друг
на друга.
Личность есть системное качество. С этой
точки зрения исследование личности -
это не исследование отдельно индивидных
свойств, психических процессов и состояний
человека, это исследование его места,
позиции в системе общественных связей
- это исследование того, что, ради чего
и как использует человек свое врожденное
и приобретенное. Соответственно исследование
развития личности поднимает вопросы,
что и как влияет на этот результат.
В схеме системной детерминации развития
личности можно выделить 3 момента: индивидные
свойства как предпосылки развития личности;
социально-исторический образ жизни как
источник развития личности и совместная
деятельность как основание осуществления
жизни личности в системе общественных
отношений.
I. Индивидные свойства
как предпосылки развития
Индивид - то, в чем данный человек подобен
остальным; индивидуальность - то, чем
он отличается.
"Индивидом рождаются, а личностью становятся"
(А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
Биологические особенности человека состоят
именно в том, что у него нет унаследованных
инстинктивных форм деятельности и поведения.
Этому подтверждение - очень малый относительно
взрослого вес головного мозга новорожденного,
его беспомощность и длительный период
детства. Индивидные свойства выражают
тенденцию человека как "элемента"
в развивающейся системе общества к сохранению,
обеспечивая широкую адаптивность человеческой
популяции.
Изучение индивидных предпосылок развития
личности заключается в том, при каких
обстоятельствах, каким путем и в чем находят
свое выражение закономерности созревания
индивида в личностном развитии, а также
как они преобразуются.
Индивидные особенности (возрастно-половые
и индивидуально-типические свойства).
Наивысшей формой интеграции индивидных
свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств:
1. Индивидные свойства характеризуют
преимущественно формально-динамические
особенности поведения личности, энергетический
аспект протекания психических процессов.
2. Определяют диапазон возможностей выбора
той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия
располагает к определенному выбору видов
деятельности).
3. Индивидные свойства приобретают особое
значение, если они становятся осознаваемыми,
то есть приобретают символ, означивание
(калека не может знать об ограниченности
своих действий, пока ему об этом не скажут).
Если индивидные свойства человека становятся
знаками, они подчиняются сознательной
саморегуляции и могут стать не только
предпосылкой, но и результатом развития
личности.
Использование индивидных свойств как
знаков лежит в основе происхождения индивидуальных
стилей и открывает большие возможности
компенсации и коррекциии.
Отдельные индивидные свойства
и их роль.
Возраст - с ним связаны сенситивные и
критические периоды в жизни человека,
а также возрастная периодизация.
Сенситивные периоды - периоды повышенной
восприимчивости, отзывчивости, чувствительности
индивида в данном возрасте к определенного
рода воздействиям.
Критические периоды - наибольшая чувствительность
к неадекватным раздражителям ("повреждаемость").
Потребности - если они проявляются на
уровне условий существования деятельности,
они могут подчиняться механизмам гомеостаза.
Но если они занимают место смыслообразующих
мотивов (например, голодовки) - они включаются
в контекст поведения индивидуальности
или личности.
Пол - предпосылка развития психологического
пола личности, так как половая адекватная
роль не данность, а результат развития.
II. Социально-исторический
образ жизни как источник
Социально-исторический образ жизни определяет
такое пересечение на системе координат
оси исторического времени жизни личности
и оси социального пространства ее жизни,
которое является условием осуществления
деятельности человека и в совокупности
- источником развития личности. Общественно-историческая
ситуация обуславливает широту возможностей
выбора личностью той или иной деятельности.
Идея опосредованности всех общественных
отношений личности деятельностью принадлежит
А.Н. Леонтьеву. Однако центром личности
являются не столько сами по себе "узлы"
многообразных деятельностей человека
или иерархия деятельностей, а то, что
порождается в процессе этих деятельностей,
то, ради чего и как субъект использует
в своей деятельности социальные нормы,
ценности, идеалы и в том числе индивидные
свойства.
На определенном этапе развития личности
взаимоотношения между личностью и порождающим
ее основанием (деятельность в обществе)
изменяется. Совместная деятельность
в конкретной социальной системе по-прежнему
детерминирует развитие личности; но личность,
все более индивидуализируясь, сама выбирает
ту деятельность, а порой и тот образ жизни,
которые определяют ее дальнейшее развитие.
Движущая сила развития личности - противоречия,
рождающиеся в процессе деятельности.
Преобразуя деятельность, развертывающуюся
по тому или иному социальному сценарию,
выбирая различные социальные позиции
в ходе жизненного пути, личность все резче
заявляет о себе как об индивидуальности,
становясь все более активным творцом
общественного процесса. То есть личность
преобразуется из объекта общественного
развития в субъект этого процесса; происходит
переход от режима потребления, усвоения
культуры к режиму созидания и творчества
(от "времени жизни" к "времени
жить").