Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 19:24, контрольная работа

Краткое описание

1. Критерии и атрибуты личности. Личность и её пять потенциалов. 2. Иерархия мотивов как основание личности с точки зрения А.Леонтьева.3. Личность как социокультурная реальность. Со¬ци¬аль¬ная си¬туа¬ция раз¬ви¬тия. Развитие человека и развитие личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Критерии и атрибуты личности.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Временная структура  личности  
   Выделяют различные формы времени, детерминирующие жизнь человека:  
   -физическое или хронологическое время;  
   - биологическое время (зависит от жизнедеятельности биологических систем);  
   - историческое время;  
   - психологическое время - условие и продукт реализации деятельности в ходе жизненного пути.  
   При изучении личности как субъекта деятельности Асмолов выделяет два плана анализа этих проявлений: продуктивный (мотивы, цели, смысл жизни) - осуществляет преобразование себя; и инструментальный (характер, способности) - преобразование других.  
   Ю.Б. Гиппенрейтер выделяет 2 критерия сформированной личности:  
   1. Иерархичность мотивов, опосредованное поведение;  
   2. Способность к сознательному руководству собственным поведением; сознательное соподчинение мотивов, сознательное опосредование поведения.  
   Два "рождения личности" по Леонтьеву:  
   1 - дошкольный возраст - первое иерархическое отношение мотивов, первое подчинение непосредственных побуждений социальным нормам. Один из механизмов этого процесса - интериоризация - переход интерперсональных отношений во внутреннюю мотивационную структуру.  
   2 - подростковый возраст - способность осознавать свои мотивы и проводить активную работу по их соподчинению, то есть появление самосознания.  
   Механизмы формирования личности (Ю.Б. Гиппенрейтер)  
   1. Сдвиг мотива на цель  
   Ребенок выполняет требуемые действия (цель) ради удовлетворения потребности общения с матерью или какой-либо другой потребности (мотив). Со временем те действия, которые длительно насыщались положительными эмоциями посредством сочетания их выполнения с удовлетворением потребности, превращаются в самостоятельный мотив.  
   2. Механизм идентификаци, 2 стадии:  
   Первая стадия - подражание авторитету;  
   Вторая - дезактуализация образца - авторитет теряет субъективную значимость - это означает, что личность переняла от образца нужное, но дальше пошла своим путем (Фиксация на образце - не норма).  
   3. Принятие и освоение социальных ролей, 2 стадии:  
   Первая - принятие и обучение социальной роли или занятие определенной социальной позиции. Социальная позиция способствует формированию определенных черт не сама по себе, а через развитие соответствующей дятельности (например, маленький ребенок, на которого поручили младщих братьев).  
   В норме должна быть вторая стадия - выход за пределы роли. Личность больше, чем роль, но может быть слабая личность и сильная роль - фиксация, слияние личности с ролью; остановка личностного развития.    

Детерминанты развития личности в разных концепциях  
   Различные концепции периодизации жизни человека (Эриксон, Эльконин, Ж.Пиаже, Шпрангер...). Двигателем развития личности в этих концепциях являются противоречия между операционально-техническими возможностями и развитием мотивационно-потребностной сферы.  
   Асмолов классифицирует детерминанты развития личности и разные концепции на следующие классы:  
   1. Движущая сила - стремление к равновесию (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Селливан) - удовлетворение различных врожденных потребностей.  
   2. Принцип стрмеления к напряжению (А. Маслоу, Г. Олпорт) - движущая сила это стремление к самоактуализации.  
   3. Отечественная психология:  
   - роль борьбы противоположностей, противоречия и гармонии этих противопоставлений;  
   - положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности (Леонтьев, Рубинштейн).

  1. Личность и социализация. Социальность.

 

Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком  социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Термин "социализация" соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс  превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанализа.

Понимание процесса усвоения социальных норм, умений, стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин "социализация" применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие "социальность" не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

Выделяют следующие  стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.

Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво  концептуальная социализация, когда  вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

O сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

O изменение себя, "стать  как все";

O конформизм, внешнее  соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.  

 

Социальность, говоря в  самом общем виде, – это предрасположенность  и способность индивидов к  совместному существованию, обусловленная невозможностью выживать во внешнем мире поодиночке.

Существуют в современном  человеке два типа социальности, во многом сходные и как бы «страхующие» друг друга, но во многом и противоположные  друг другу, даже в некоторых случаях  взаимоисключающие. Это:

  • (1) общая у человека с другими животными инстинктивная, или «зоологическая», социальность (грубо говоря, «стадность», «стайность»);
  • (2) специфически человеческая «рациональная», юридическая или гуманная (собственно «социальность»).

Некоторое представление о различии этих типов имеет каждый культурный человек. (Это выражается и в оценочном «стадность» вместо «социальность», хотя ясно, что стадность – тоже социальность.) Однако без их чёткого и последовательного «разведения» сама категория социальности, на мой взгляд, остаётся слишком неопределённой и в нашу (лучше сказать, грядущую, только начинающуюся) космополитическую и правовую эру способна скорее запутывать, чем что-то разъяснять или как-то нас руководствовать. Настоящие заметки представляют собой попытку – впрочем, скорее эссеистического и психологического, чем строго научного, формального – параллельного анализа этих двух типов социальности.

~C~(1) «Зоологическая социальность», или стадность

~C~(2) «Рациональная», или гуманная социальность

Это инстинкт, позволяющий ещё малоразумным людям то, без чего им не выжить, – существовать совместно. Ощущение себя подчинённой частью общественного целого (социума), именно частью «мы», «своих», «наших». Ощущение себя сильным – этой принадлежностью. Готовность поступиться своими интересами и потребовать того же от другого.

Это инстинкт не только объединяющий, но и разделяющий, обособляющий: ни одно из тех ограничений (так называемых нравственных), которые социальный инстинкт накладывает на эгоизм индивида по отношению к социуму и (постольку!) к другим его членам, не распространяется за его пределы. Больше того, у «животного человека» – как и у некоторых других животных, например крыс – его социум определённо и явно агрессивен ко всем другим социумам, – «чужим», «не нашим». (Жертвы социального инстинкта человека исчисляются многими миллионами его «особей».)

Это предрасположенность, естественно возникающая на определённом уровне развития разума в человеке, как неизбежное осознание объективности  существования других людей с их собственными интересами и необходимости общежития: едва ли не то же, что правосознание. То есть сознание своих и чужих одинаковых от природы прав в их логической согласованности.

Любые права в социуме  человеку гарантирует организованный социум, государство, и потому даже в лучших древних правовых системах они распространялись лишь на его членов (граждан). Откуда «правомочный» – то же, что «гражданин». Однако в этом архаизме повинен «зоологический» ещё тип социальности; само же правосознание, как сознание прав естественных – дарованных каждому естеством – государственных границ не ощущает. «Гражданством» как полнотой прав наделяет человека сама принадлежность к роду человеческому. Правосознание космополитично.

Власть, скрепляющая социум (в том числе власть традиции, но это тема особая), – сакральна, свята. Мы ей обязаны тем, что мы есть. Тем самым она мудра и праведна: от «всякая власть от Бога» (плохой власти не бывает, за исключением слабой, то есть не власти) до «я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». Древние это обнаруживали непосредственно: их фараоны были и богами; позже «наш» Бог стал надстраивать и завершать пирамиду власти социума («царь и Бог»). Чудовищные тоталитарные – сверхсоциальные – режимы могли и отметать Бога – но потому, что сами были квазирелигиозными. Даже руководство трудовых коллективов не считает себя чуждым воспитательных функций и требует к себе особого рода уважения, подобия религиозной любви.

Социум – это все  другие и я, объединённые задачей  выжить. Меньше всего социум для меня есть его власть. То есть власть – только механизм, который поставлен нами же нам на службу, и – так как всякий механизм есть источник повышенной опасности – мы его постоянно проверяем на соответствие (компетентность и добрую волю). Посягательства власти на «божественность» – на авторитет сверх делового, на право давать мне мировоззрение, претензии на мои почтение и любовь и т. п. – с точки зрения рациональной социальности отвратительны, смешны и глупы.

Социум подобен трудовому  коллективу. Рациональное разделение функций в коллективе необходимо, но административные функции не выше прочих, и авторитет администратора – того же рода, что и репутация любого иного специалиста.

Патриотизм – наш  долг перед социумом – есть, ближайшим  образом, долг перед нашей властью. Патриотизм, так понятый, есть мир внутри (социума) и война наружу, это комплот против всего человечества. Мы говорим «наша земля», но имеем в виду территорию власти, то есть саму нашу власть. «За Бога, царя и отечество» – это не три субстанции, а одна: отечество – божественность власти. Чужая власть может быть куда человечнее к нам, чем наша собственная; она может оставить нас на нашей земле, а своя власть может её у нас отобрать – и при этом своя власть по определению патриотична, если только достаточно сильна, чтобы уметь отстоять себя, – а супостаты остаются супостатами.

«Родина» – от «род» (именно «отечество»), – социум, кровной частью которого я являюсь.

Если понимать патриотизм не как  стадную агрессивность и не как  коллективный эгоизм, а «по-человечески» – то это комплекс самых естественных чувств привязанности ко всему, что в твоём окружении того заслуживает, и ответственности за то в нём, что дурно. …Вообще говоря, совестливый человек отвечает за весь мир; его «мы» распространяется на всё человечество, хотя и начинается там, где он находится. Такой патриотизм не обособляет нас, не наполняет «гордостью», а роднит со всем остальным человечеством; ведь не полюбит дальнего тот, кто и ближнего-то не любит. Разумеется, власть имеет ко всему этому лишь то отношение, что должна быть цивилизованной властью.

«Родина» – «где я родился», и с чем, соответственно, так или  иначе душевно связан.

…На стороне сильного. Всякую неудачливость зоосоциальность  презирает и боится её, как заразы. А неудачника, ослабевшего, старается «заклевать» (термин, понятный наблюдавшим за жизнью стайных птиц). Несчастный тем самым виноват («несчастный» – ругательство). Так социум уничтожает в себе свои больные члены. Впрочем, это касается социальности дикой, девственной, уж чисто инстинктивной. Ныне таковая проявляется лишь в рефлексах (насмешках над проигрывающими, симпатиях к выигрывающим) и только изредка, в провоцирующих обстоятельствах, в действиях (бессмысленно-жестоких коллективных расправах над попавшими в беду беззащитными одиночками). Социальность же в цивилизованном варианте коллективизма – когда установлено, что ни один «свой» не может быть извергнут, что все в связке – это и взаимовыручка. Но и тут в «каждом» выручают не персонально его, а исключительно «всех». Чтобы у коллектива были, так сказать, должные «показатели», в нём уже не заклёвывают (раз это воспрещается), а «подтягивают» отстающих. Но вот если «отстающий» просто не хочет идти туда, куда идут все, тогда…

…Помнит о слабом, ослабевшем. Идея социальной страховки – столь  же «родная» для рациональной социальности, как и идея права. Ведь здравый смысл не может никого винить в том, в чём нет его собственной вины – в несчастной случайности – значит, помощь только справедлива. (Что такое «неудачник»? Не похоже ли, что это – человек, который по своим способностям и предпринятым трудам заслуживает большего, чем то, что получил; что справедливости в отношении него воспрепятствовал случай? А раз так, то, может быть, это слово доброе? Мы бы хотели, произнося его, чтобы справедливость восторжествовала, и уж никак не осудить?.. Для гуманного человека так оно и было бы, если бы слово не было рождено зоологической, ненавидящей слабость, социальностью.) И эта страховка слабого – не взаимовыручка (как в коллективизме), это просто – выручка. Цель благополучия социального целого, например государства, гуманитарной помощью не преследуется, всякая такая помощь с экономической точки зрения – чистый расход. Правда, только с экономической или животной, зоосоциальной. С рациональной – вопреки принятому мнению – иначе. Ведь жить в мире, не знающем жалости, для человека человечного невозможно…

Нравственность –  не доброта (то есть столько же доброта, сколько и жестокость), – это  правила, традиции (передаваемые не сознанием, а навыком), то, чему следуют все (социум), а потому и я. Но одной силы привычки и знакомых ориентиров мало, нужно ещё принуждение власти; власть отвечает за нравственность и составляет её душу. Авторитарная нравственность – та же зоосоциальность.

Социальность сверх  пределов правосознания – то есть сверх формального – это человечность, гуманность. Собственно, это уже именно не «социальность», ибо сострадать и думать (думать, как помочь другому в его беде) – это способности исключительно индивидуальные. Тому не нужны традиции, заповеди, коллективные ориентиры, не нужны «нравственные устои» – необсуждаемые твёрдые установки, – у кого есть ум и доброта.

Когда социальный организм, община или государство, слабеет, выступают  во всей своей неприглядности частные  эгоизмы его членов. Тогда власть, это воплощение силы и здоровья социума, перестают уважать (бояться), так что даже самые жестокие демонстрации её возможностей никого не убеждают, а только злят; мораль, как добровольно-принудительная подчинённость принципам социума вопреки личной корысти, развеивается, и в каждом просыпается мародёр, стремящийся обогнать других мародёров в урывании чего-то от гибнущего общего пирога. Это – то, что называется «общество прогнило».

Когда разум демонстрирует  человеку равноправность его и чужих  Я, социальные скрепы становятся излишними  и даже мешающими.

Эпохи общего энтузиазма, когда коллективистские (сверхсоциальные) настроения на подъёме – не слишком  благоприятны для расцвета личности, царство которой «не от мира сего», которой нечего для себя ждать  от власти и общего мнения, кроме  того только, чтобы они не вмешивались и не навязывали ей своих «идеалов». Её нравственность (точнее, человечность) – не ради социального целого, а ради всякого индивидуального другого (человека). Если социальное целое и «прогнило», для личности ничего не меняется.

…Отклоняет нестандартное как таковое, агрессивно к нему.

Само зло зоосоциальность  назвала «преступлением» – выходом  за черту принятого, стандартного. Нестандартность  от которой уж вовсе не видно никакого зла другим – включая необычную  доброту, – карается, как минимум, презрением. Сами вкусы стандартизируются (традиции, моды).

…Не нападает, но обороняется  – то есть воюет лишь с тем, что (кто) нападает.

Нестандартное в людях  для этого типа социальности –  скорее святое, заповедное: личное дело, сокровенное чужой души, в которое не лезут и взглядом, не то что «в сапогах» (с поучениями). Социум – на защите личности. «О вкусах не спорят» – личное дело никогда не в общей компетенции.

…Это идейность.

…Это терпимость.

Моё святое, моя «духовность» – это то во мне, что больше, выше меня: это моё социальное. А не будь во мне социальности, что бы могло заставить меня блюсти справедливость? «Я у себя один»… Что до моего личного, то оно – синоним корыстного или интимного в смысле стыдного.

Моё святое, моя «духовность» – моё сокровенное, внесоциальное, интимное. И обратно, предельно личное – например, любовь – это святое и «духовное». Интимно сознание ценностей – самоценного для меня, ничего не обещающего моей корысти; так я блюду чужую жизнь и справедливость – как моё личное дело, мой личный интерес. «Личное» и «корыстное» – случайные синонимы.

Всякий инстинкт рационален в неразумном существе и иррационален в разумном.

Зоосоциальность иррациональна  в прямом смысле слова – доводы разума, ни за, ни против, для неё  не имеют силы, им она противопоставляет свое необсуждаемое-высшее, свои «святыни».

И, обратно, всякое иррациональное устроение общества будет зоологически-социальным, стадным – ведь объединяющее всех в социум божество является в виде веры, а вменять веру во всеобщую обязанность можно лишь существам неразумным – стадным. Теократия – вполне точный синоним тоталитаризма.

Конечно, разум может  и ошибаться. Зато инстинкт не может  исправлять своих ошибок.

Что такое рациональное устройство общества? – Это правовое его устройство. То есть такое, которое сумеет в своих законах логически согласовать равные от природы (так называемые естественные) права каждого индивида, сведя, таким образом, регламентацию к рациональному минимуму.

Между прочим, назвать  «рациональным» устройством социалистическое можно лишь по смешному недомыслию. Регламентация как принцип (например, насильственное выравнивание состояний) рациональна для механизмов, но не для людей.

«Общественное выше личного»: власть, олицетворяющая это общественное и его интересы, вправе распоряжаться всяким личным.

Общечеловеческое, сознаваемое  в себе каждой развитой личностью, составляет её собственный высший интерес.


 

 

  1. Личность и её структура.

 

Целостное понимание  личности не означает, что она является чем-то аморфным, бесструктурным.

Понятие личности

Понятие "личность" гораздо шире, чем такие понятия, как "индивид", "индивидуальность". Если индивид - это представитель  человеческого вида, носитель генетически обусловленных свойств, то личность - это неповторимая комбинация психологических качеств человека, формирующаяся в процессе его социализации, взаимодействия с миром.

Только в процессе усвоения социального, культурного, исторического  опыта человек становится личностью.

С. Л. Рубинштейн по существу первым вплотную подошел к идее о  структуре личности, возражая против ее аморфности. "В психическом  облике личности, - писал он, - выделяются различные сферы или области  черт, характеризующие разные стороны личности".

Они, продолжал он далее, "взаимопроникая друг друга, смыкаются  все же в реальном единстве личности.

Поэтому равно неправильны  как та точка зрения, для которой  единство личности выражается в аморфной целостности... так и другая, противоположная ей, которая видит в личности лишь отдельные черты...".

Здесь кратко и точно  определены два противоположных  ошибочных понимания личности: первое от-стаивала гештальт-психология, второе - функциональная психология. Говорится  здесь и о том, что в дальнейшем было понято как структура личности с ее подструктурами.

Поэтому, хотя самого термина "структура личности" у С. Л. Рубинштейна еще не было, приведенное  положение надо рассматривать как  начало поиска структуры личности.

В своем докладе на 1-м съезде психологов в 1959 г. С. Л. Рубинштейн уже применял этот термин, говоря о "структуре способностей" 2.

О структуре личности сейчас говорят не только советские  психологи, но и социологи. При этом социо-логи справедливо указывают, что структура личности является ее формой.

Психологическая структура личности

Психологическая структура  личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.

В психологической науке  существует два основных подхода  к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни.

Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способа ее взаимодействия с миром. В качестве примера типологического подхода можно привести деление, в основу которого положены четыре основных типа темперамента.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"