Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:46, контрольная работа
Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека — его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.
В любом из них можно выделить три измерения:
♦ мотивационно-побудительное;
♦ эмоционально-оценочное;
♦ активационно-энергетическое. Определяющим выступает первое.
1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния
человека....................................................................................................................3
2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.......................................7
3.Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как "эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся
переживанием безысходности, крушением надежд".........................................15
Литература......................................................
Содержание
1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния
человека......................
2.Рассмотрите отрицательные
психические состояния.....................
3.Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как "эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся
переживанием безысходности,
крушением надежд".............
Литература....................
3
1.Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека.
Психические состояния —
целостные характеристики психической
деятельности за некоторый период времени.
Они сопровождают жизнь человека
— его взаимоотношения с
В любом из них можно выделить три измерения:
♦ мотивационно-побудительное;
♦ эмоционально-оценочное;
♦ активационно-энергетическое. Определяющим выступает первое.
Психические состояния человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, многообразием, полярностью.
Целостность проявляется в том, что они характеризуют в определенный промежуток времени всю психическую деятельность, выражают конкретное соотношение всех компонентов психики.
Подвижность заключается в изменчивости, в наличии стадий протекания (начало, определенная динамика и конец).
Психические состояния обладают относительной устойчивостью, их динамика менее выражена, чем у процессов (познавательных, волевых, эмоциональных). При этом психические процессы, состояния и свойства личности теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния влияют на процессы, являясь фоном их протекания. В то же время они выступают в качестве строительного материала для формирования качеств личности, прежде всего характерологических. Например, состояние сосредоточенности мобилизует процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воли и эмоций человека. В свою очередь, оно, неоднократно повторяясь, может стать качеством личности — сосредоточенностью.
4
Психические состояния отличаются
крайним многообразием и
активность/пассивность, фрустрация/толерантность и т. д.).
Психические состояния человека можно классифицировать.
В основу деления положен ряд оснований:
1. В зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний — личностные и ситуативные.
2. В зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые проявлены) — интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.
3. В зависимости от степени глубины (более или менее) глубокие либоповерхностные.
4. В зависимости от времени протекания — кратковременные, затяжные, длительные и т. д.
5. В зависимости от влияния на личность положительные иотрицательные, стенические, повышающие
жизнедеятельность, иастенические.
6. В зависимости от степени осознанности — более или менее осознанные.
7. В зависимости от причин, их вызывающих.
8. В зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки.
Из всего обширнейшего пространства психических состояний человека принято особо выделять три большие группы: типично положительные (стенические) состояния, типично отрицательные (астенические) состояния и специфические состояния.
Типичные положительные психические состояния человека можно разделить на состояния, относящиеся к повседневной жизни, и состояния, относящиеся к ведущему типу деятельности человека (у взрослого человека это обучение или профессиональная деятельность).
5
Возникновение и протекание
психических состояний человека
зависят от его индивидуальных психических
и нейрофизиологических качеств, предшествующих
психических состояний, жизненного
опыта (в том числе
Однако можно выделить типичные положительные и отрицательные психические состояния, свойственные большинству людей, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности, особенно в деятельности, связанной с экстремальными (крайними, необычными) условиями.
Типично положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску.
Ко второй группе следует отнести психические состояния
профессиональной пригодности, осознания значимости своей профессии, состояние радости от успехов в работе, состояние волевой активности и т.д.
Огромное значение для эффективности трудовой деятельности имеет психическое состояние профессиональной заинтересованности.
Глубокий, обоснованный, общественно
и личностно мотивированный, сильный
интерес к профессиональному
труду является важнейшим фактором
профессиональной пригодности. Именно
профессиональный интерес в сочетании
с волей человека к труду создает
эмоционально-волевую
6
Для состояния профессиональной
заинтересованности характерны: осознание
значимости профессиональной деятельности;
стремление больше узнать о ней и
активно действовать в ее области;
концентрация внимания на круге объектов,
связанных с данной областью, и
при этом указанные объекты начинают
занимать господствующее положение
в сознании специалиста. Наконец, состояние
профессиональной заинтересованности
в подавляющем большинстве
Но следует отметить, что
во избежание узкого профессионализма,
для предотвращения профессиональной
деформации личности состояние профессиональной
заинтересованности должно сочетаться
и протекать на фоне любознательности
как направленности человека на получение
знаний в различных областях культуры
и жизни вообще, так и общей
интеллектуальной отзывчивости. В свою
очередь, любознательность здесь будет
выступать и в качестве черты
личности, и в качестве активного
личностного психического состояния,
выражающего потребность в
Разнообразие и творческий
характер профессиональной деятельности
делают возможным возникновение
у работника психических
7
состоянию радости творчества и нечувствительности к усталости. Это состояние подготавливается систематическим трудом профессионала, его обширными знаниями и длительными раздумьями над конкретным делом. Вдохновение профессионала - это всегда единство его таланта, знаний и кропотливого каждодневного труда.
Важное значение для эффективности профессиональной деятельности имеет психическое состояние готовности к ней в целом и к отдельным ее элементам - в частности.
Во многих профессиях важную
роль играет решительность как психическое
состояние готовности быстро принять
решение и привести его в исполнение.
Однако решительность - это ни в коем
случае не спешка, торопливость, необдуманность,
излишняя самоуверенность. Необходимыми
условиями решительности
2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.
Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности (деятельности, общения) могут возникать и отрицательные (астенические) психические состояния. Например, нерешительность как психическое состояние может возникнуть не только при отсутствии у человека самостоятельности, уверенности в себе, но и ввиду новизны, неясности, запутанности той или иной жизненной ситуации в
8
экстремальных (крайних) условиях. Такие условия приводят и к возникновениюсостояния психической напряженности.
Можно и нужно говорить о состоянии
сугубо операционной (операторной,
"деловой") напряженности, то есть
напряженности, которая возникает
как результат сложности
Необходимо также отметить,
что решение сложных
Предварительное эмоциональное переживание ситуации позволяет человеку: а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является "его деятельностью", б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное "эмоциональное планирование". Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие "интеллектуальных" (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и "ситуативных"
9
(эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоций.
Но воздействие экстремальных
условий деятельности может привести
к возникновению у человека специфического
состояния
Понятие стресса в современной
психологии является многозначным. Им
обозначается как ситуация этого
состояния, так и оно само. Этим
термином определяют как собственно
стрессовые явления, выражающиеся в
дезорганизации проведения вплоть до
появления нервно-
Не вдаваясь в теоретические и терминологические вопросы, при дальнейшем изложении под "стрессом будет пониматься только отрицательное психологическое состояние, ухудшающее протекание деятельности, то есть то, что в литературе обозначается дистрессом или эмоциональным стрессом. Таким образом, стрессом нужно считать только такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.
По отношению к стрессу у человека не возникает целенаправленных и адекватных реакций. В этом заключается основное отличие стресса от напряженной и трудной задачи, на которую (вне зависимости от ее тяжести) человек, выполняющий ее, реагирует адекватно.
10
В состоянии стресса возникают
затруднения в осуществлении
функций, связанных с направленностью
мышления на решение определенных задач.
Это происходит ввиду того, что
стресс выступает как фактор, разрушающий
предварительное "эмоциональное
планирование", а в конечном итоге
и всю схему предстоящей
Невозможно выделить группу эмоциогенных экстремальных факторов, которые всегда и для всех людей выступали бы в качестве "стрессоров", то есть всегда бы вызывали состояние стресса. Как правило, стрессорами выступают эмоционально-отрицательные раздражители (например, неудачи в деятельности и общении, боязнь критики или принятия ответственного решения, "цейтнот", перегрузка информацией и т.д.). Но не исключены случаи, например, приезд близкого
человека, что в определенной мере позволяет говорить об эмоциональных стрессах, адекватных и неадекватных, вызвавшей их объективной обстановке.