Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 01:46, контрольная работа
Психические состояния — целостные характеристики психической деятельности за некоторый период времени. Они сопровождают жизнь человека — его взаимоотношения с другими людьми, обществом и т. д.
В любом из них можно выделить три измерения:
♦ мотивационно-побудительное;
♦ эмоционально-оценочное;
♦ активационно-энергетическое. Определяющим выступает первое.
1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния
человека....................................................................................................................3
2.Рассмотрите отрицательные психические состояния.......................................7
3.Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как "эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся
переживанием безысходности, крушением надежд".........................................15
Литература......................................................
Степень стрессовости реакций человека зависит не только от силы и длительности внешнего эмоциогенного воздействия (стрессора), но и от силы нервной системы, от многих качеств его личности, от прошлого опыта, тренированности и т.д. Стресс - это прежде всего эмоциональное состояние. Но ввиду тесной связи эмоций с интеллектуальной деятельностью можно говорить об "интеллектуальном стрессе", "интеллектуальной фрустрации" и даже "интеллектуальной агрессии". После стресса, как и после иных сильных эмоциональных переживаний, согласно психоаналитической концепции, у человека наступает катарсис (очищение) как душевное облегчение.
Состояние стресса у человека нередко может сопровождаться таким сложным психическим состоянием как "беспокойство", "тревога",
11
"тревожность". Тревожность - это психологическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях. По преобладающему компоненту тревожность может быть причислена к эмоциональным состояниям. Но это состояние играет большую роль и в процессе мотивации человеческого поведения, в определенных случаях прямо выступая в качестве мотива. Условиями, вызывающими беспокойство - тревогу ("нарушителями спокойствия") будут является, к примеру, неожиданные изменения в обстановке деятельности; неудачи и ошибки; возможность различных неприятностей, обусловленных спецификой деятельности или общения; ожидание (иногда длительное) определенного результата и т.д.
Как показывают данные многих исследований, "тревожные" испытуемые превосходят "нетревожных" в решении простых задач, но отстают в решении сложных.
Следует ли из сказанного, что
состояние тревожности всегда препятствует
успешной деятельности? Представляется,
что такой вывод был бы поспешным.
Все здесь будет зависеть, с
одной стороны, от конкретного содержания,
глубины и длительности состояния
тревожности, а с другой - от адекватности
этого состояния вызвавшим его
раздражителям, от наличия или отсутствия
самоконтроля, от форм реакции и
степени "вязкости" данного состояния.
Так, тревожность будет
вообще невозможно успешное осуществление многих видов профессиональной деятельности и общения, и указанная тревожность должна быть не только длительным психическим состоянием человека, но и чертой его личности, свойством его характера.
12
"Мягкие" формы тревожности служат человеку в качестве сигнала к устранению имеющихся в работе недостатков, к воспитанию решительности, смелости, уверенности в собственных силах.
Если же тревожность возникает по ничтожным причинам, неадекватна объектам и ситуации, ее вызвавшим, принимает формы, свидетельствующие о потере самоконтроля, является длительной, "вязкой", плохо изживается, то такое состояние, безусловно, отрицательно влияет на осуществление деятельности и общения.
Трудности и возможные неудачи в жизнедеятельности при определенных условиях могут привести к возникновению у человека не только психических состояний стресса и тревожности, но и состояния фрустрации. Буквально этот термин означает переживание расстройства (планов), уничтожения (замыслов), крушения (надежд), напрасные ожидания, переживание провала, неудачи. Однако фрустрация должна рассматриваться в контексте выносливости по отношению к жизненным трудностям и реакций на эти трудности.
Применительно к человеку
фрустрацию в самом общем виде
можно определить как сложное
эмоционально-мотивационное
Фрустрация проявляется
тогда, когда лично значимый мотив
остается неудовлетворенным или
его удовлетворение тормозится, а
возникшее при этом чувство неудовлетворенности
достигает степени
Можно выделить состояния, типичные реакции, появляющиеся у людей при воздействии фрустраторов, т.е. препятствий, раздражителей, ситуаций, вызывающих фрустрацию. Типичными реакциями на воздействие
13
фрустраторов являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, регрессия, депрессия и др.
Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, относя сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, задиристость, озлобленность и т.д. Она может быть направлена не только на лиц, виновных в создании "барьера", но и на всех окружающих или даже на неодушевленные предметы, на которых в данных случаях "срывается зло". Наконец, возможен перенос агрессии на самого себя ("автоагрессия"), когда человек начинает "бичевать себя", нередко при этом приписывая себе несуществующие недостатки или сильно их преувеличивая.
Необходимо отметить, что,
с одной стороны, не всякая агрессия
как психическое состояние
Если у человека часто
повторяются фрустрации, то его личность
может приобрести деформационные черты:
агрессивность, завистливость, озлобленность
(при фрустрациях в форме
14
перемены деятельности приводит к утрате настойчивости, трудолюбия, усидчивости, организованности, целенаправленности.
Заканчивая разговор об отрицательных психических состояниях, которые могут возникать у человека в процессе его деятельности и общения, необходимо хотя бы кратко остановиться на состояниях персеверации и ригидности. Некоторые авторы, особенно зарубежные (Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто объединяют эти состояния, и в них действительно много общего. Однакоперсеверация - пассивное состояние, возникающее по инерции, навязчивое, стереотипное, вязкое; ригидность - более активное состояние, характеризующееся сопротивлением изменениям, близкое к упрямству. Ригидность более личностное состояние, чем персеверация, показывает отношение или установку человека к изменениям.
Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, "застойности", вторые - вследствие такой "подвижности", которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты.
Важнейшими факторами, предотвращающими
возникновение отрицательных
15
3. Укажите, какое психологическое понятие характеризуется "эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, провождающееся переживанием безысходности, крушением надежд".
а) аффект;
б) фрустрация;
в) стеническая эмоция.
16
Литература
1. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.
2. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. - М., 1977.
3. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
4. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. - М., 1983.
5. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина. - М: Центр: 2002.