Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:10, контрольная работа

Краткое описание

Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.

Содержание

1. Основные направления развития представлений об эмоциях.
2. Теории эмоций.
3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
4. Дискуссия об условиях возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон). Когнитивные теории эмоций.
5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
7. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.

Вложенные файлы: 1 файл

срс общая.docx

— 39.16 Кб (Скачать файл)

Волгоградский Государственный

Медицинский Университет

Кафедра Психологии 
 
 
 

Самостоятельная Работа Студента

(по  общей психологии) 
 
 
 

                                                                       Сдала работу: Студентка  1 курса

                                                                             Факультета: Клинической  психологии 

                                                                             Алексеева Екатерина  Анатольевна

                                                                             Проверил работу:

                                                                             Тимофеев Алексей  Владимирович. 
 
 
 
 

Волгоград. 2012г.

Содержание.

1. Основные направления  развития представлений об эмоциях. 

2. Теории эмоций.

3. Отражение  динамики эмоций в теориях  Б.Спинозы и В.Вундта.

4. Дискуссия  об условиях возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джеймса-Ланге  и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон). Когнитивные теории эмоций.

5. Феноменологическая  теория Ж.-П.Сартра.

6. Теория дифференциальных  эмоций К.Э.Изарда.

7. Развитие представлений  об эмоциях в отечественной  науке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основные  направления развития представлений  об эмоциях.

Эмоции –  это специфические переживания  человека, которые связаны с его  потребностями, интересами, с процессом  их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости  от полученного результата. Это психологическое  состояние человека, зависящее от его физических и психических  чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать  жизнь и процессы, связанные с  ее развитием и сохранением.

Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое с течением времени, иногда – в прямую противоположность.

Эмоции –  особые внутренние ощущения, но их нельзя соединить с понятием ощущения. Они, в отличие от ощущений, характеризуют  не объективно вне нас существующие предметы и явления, а наши собственные  психологические и физические состояния. Эмоции не имеют предметной отнесенности. Эмоции характеризуют не данный момент (событие или явление), а наше собственное  внутреннее состояние, возникающее  в результате его восприятия в  связи с определенными потребностями  и интересами. Эмоции имеют временные, закономерные, периодические изменения. Качество эмоциональных переживаний  определяется именно актуальными потребностями  и интересами человека. Эмоции –  это индивидуальные, личностные особенности  человека.

Эмоциональные состояния – это психические  состояния, которые возникают в  процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического  обмена (как функциональные состояния), но и направленность поведения. Так, например, агрессивно-оборонительное поведение провоцируется эмоцией  гнева или активизирующего страха, а пассивно-оборонительное поведение  – эмоцией огорчения или парализующего  страха. 

1

Эмоция веселого любопытства стимулирует ориентировочно-исследовательскую  деятельность и является наиболее адекватным эмоциональным фоном для развития познавательных мотивов и интересов  и т. д. Основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

• радость (удовлетворение, веселье);

• грусть (апатия, печаль, депрессия);

• гнев (агрессия, озлобление);

• страх (тревога, испуг);

• удивление (любопытство);

• отвращение (презрение).

Теории  эмоций.

Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения  эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.

Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать  независимыми факторами.

Концепция выразительных  движений создана Ч. Дарвиным. Это  — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение  о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных  действий живого существа, связанных  с борьбой, нападением, защитой потомства  и т.п.

Данная концепция  не может объяснить всего богатства  человеческих выразительные движений (улыбка, сдерживаемые слезы).

Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым  образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения  эмоций,

2

которая представляет собой сосудо-двигательную теорию эмоций, в которой ведущую роль отводилась соматовегетативному компоненту. Та или иная эмоция представляет собой  ощущения, вызываемые изменениями в  произвольной сфере (внешние движения) и непроизвольной (сердечная, сосудистая, секреторная деятельность). Таким  образом, периферические органические изменения трактовались не как следствие  эмоционального процесса, а как их причина. Особенность подхода Ланге  заключалась в том, что он делал  акцент лишь на сосудистой системе. В  ней эмоции трактовались как субъективные образования, возникающие в ответ  на нервное возбуждение, обусловленное  состоянием иннервации и шириной  кровеносных сосудов висцеральных органов.

Один из первых предпринял попытку экспериментальной  проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел  спинного мозга и блуждающие нервы.

В результате этого  показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной  нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ  на эмоциогенное воздействие.

В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном  возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию  организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.

Биологическая теория эмоций разработана П.К. Анохиным. Это — теория эмоций, которая  объясняет возникновения положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный  субстрат эмоций активируется в тот  момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых  результатов, с одной стороны, и  сигнализации о реально достигнутом  эффекте, с другой.

3

Потребностно–информационная теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой–либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

Соотношение этих переменных представлено в формуле[3]:

Э = f [П, (Ин–Ис), ...],

где Э — эмоция;

П — сила и  качество актуальной потребности;

(Ин–Ис) —  оценка вероятности удовлетворения  потребности на основе врожденного  и приобретенного опыта; 

Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для  удовлетворения потребности,

Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в  данный момент времени.

Теория активации  эмоций происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и  Ф. Барда, здесь более подчеркнута  роль внутренних структур мозга. Сенсорные  раздражители поступают от периферии  к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения.

После этого  происходит переход к органу реализации. Оттуда идет обратное сообщение, которое  снова проходит оценивание и очувствование. Эта теория способна объяснить наблюдаемое  в клинике внезапное пробуждение  аффекта.

Двухкомпонентная  теория С. Шехтера постулирует, что  переживание эмоций обусловлено  сочетанием двух факторов. С одной  стороны, должно быть  

4

физиологическое возбуждение, с другой, ситуация должна допускать осмысленную когнитивную  интерпретацию этого возбуждения  в терминах эмоций. Эта теория основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.

Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы  и В.Вундта.

Учению Вундта об эмоциональной «ткани» психического созвучны представления Ф. Крюгера, в работе которого тоже отстаивается прямая связь между эмоциями и  целостностью отражения. Однако, будучи принципиальным противником свойственного  Вундту «атомизма», стремящегося во что  бы то ни стало сложить всевозможные психические образования из элементарных единиц, этот автор развивает свою теорию в направлении, противоположном  вундтовскому – от целого к части. Согласно Крюгеру, эмоциональные переживания  являются изначальным и единственным носителем целостности, сохраняющим  за собой эту особенность и  при выделении из тотальной целостности  опыта диффузных комплексов и  более строго организованных гештальтов. Именно эмоции, как бы репрезентирующие в этих обособляющихся образованиях целостность и являющиеся мерой  этой целостности, препятствуют их изоляции и позволяют им оставаться частями  единого мироощущения индивида.

Таким образом, отстаивая ту же идею об эмоциональной  основе целостности отражения, синтезу  Вундта Крюгер противопоставляет дифференциацию как основной принцип развития эмоциональных  процессов. Однако и в данном случае обе точки зрения не являются альтернативными. Есть основания утверждать, что представления  Крюгера более отвечают генетическому, тогда как Вундта – функциональному  аспекту взаимоотношения эмоциональных  и познавательных процессов. К сожалению, усвоение интересных и перспективных  идей Крюгера затрудняет крайне сложный  и трудный для восприятия язык их изложения. 

5

Дискуссия об условиях возникновения эмоций.

Затруднения, возникающие  при попытке провести непосредственно  различаемую грань между эмоциональными и неэмоциональными явлениями, вынуждают  искать отличительные признаки эмоций в более широком контексте  их проявления, в частности во внешних  и внутренних условиях их возникновения.

Существующие  концепции различаются по тому, какое  значение в них придается этому  вопросу: если для некоторых из них  он является одним из многих, то для  других — одним из центральных (как  правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж.-П. Сартра, П. К. Анохина, П.В. Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий, не представленных в данной книге (Pieron, 1928; Hodge, 1935; Andreani, 1968; и др.), теоретическая схема  П. Фресса (1975) и др.

В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и  меру значимости события, способного возбудить  эмоцию. Если для В. Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие  является значимым, т.е. эмоциональным  уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни  индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной  найти хотя бы незначительный оттенок  интересного, неожиданного, неприятного  и т.п., то, согласно Р.С. Лазарусу (Lazarus, 1968), эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных  процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой  угрозы, с другой — невозможности  ее избежать.

Однако эти  внешне столь различные точки  зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения  лишь тех «очевидных» эмоциональных  состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к  аффектам.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"