Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:10, контрольная работа
Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.
1. Основные направления развития представлений об эмоциях.
2. Теории эмоций.
3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
4. Дискуссия об условиях возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон). Когнитивные теории эмоций.
5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
7. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.
Волгоградский Государственный
Медицинский Университет
Кафедра
Психологии
Самостоятельная Работа Студента
(по
общей психологии)
Волгоград. 2012г.
Содержание.
1. Основные направления
развития представлений об
2. Теории эмоций.
3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
4. Дискуссия
об условиях возникновения
5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
7. Развитие представлений
об эмоциях в отечественной
науке.
Основные направления развития представлений об эмоциях.
Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.
Эмоциональные состояния различны, переходят одно в другое с течением времени, иногда – в прямую противоположность.
Эмоции –
особые внутренние ощущения, но их нельзя
соединить с понятием ощущения. Они,
в отличие от ощущений, характеризуют
не объективно вне нас существующие
предметы и явления, а наши собственные
психологические и физические состояния.
Эмоции не имеют предметной отнесенности.
Эмоции характеризуют не данный момент
(событие или явление), а наше собственное
внутреннее состояние, возникающее
в результате его восприятия в
связи с определенными
Эмоциональные
состояния – это психические
состояния, которые возникают в
процессе жизнедеятельности субъекта
и определяют не только уровень информационно-
1
Эмоция веселого
любопытства стимулирует
• радость (удовлетворение, веселье);
• грусть (апатия, печаль, депрессия);
• гнев (агрессия, озлобление);
• страх (тревога, испуг);
• удивление (любопытство);
• отвращение (презрение).
Теории эмоций.
Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. В. Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка.
Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами.
Концепция выразительных движений создана Ч. Дарвиным. Это — теория происхождения эмоций, в которой сформулировано предположение о том, что выразительные движений человека являются рудиментами инстинктивных действий живого существа, связанных с борьбой, нападением, защитой потомства и т.п.
Данная концепция
не может объяснить всего
Теория Джемса–Ланге разработана одновременно и независимым образом У. Джемсом и К.Г. Ланге. Это — объяснительная модель возникновения эмоций,
2
которая представляет
собой сосудо-двигательную теорию эмоций,
в которой ведущую роль отводилась
соматовегетативному
Один из первых предпринял попытку экспериментальной проверки теории Джемса–Ланге Ч.С. Шеррингтон, для чего перерезал шейный отдел спинного мозга и блуждающие нервы.
В результате этого показал, что отделение висцеральной нервной системы от центральной нервной системы не изменяет общего поведения животного в ответ на эмоциогенное воздействие.
В дальнейшем окончательно была опровергнута У.Б. Кенноном (1871–1945), американским физиологом и психофизиологом. Им было показано, что при эмоциональном возбуждении происходит выброс адреналина, который обеспечивает мобилизацию организма к активным действиям. При этом усиливается сердцебиение, повышается уровень сахара в крови, расширяются зрачки, происходит торможение пищеварения.
Биологическая
теория эмоций разработана П.К. Анохиным.
Это — теория эмоций, которая
объясняет возникновения
3
Потребностно–информационная
теория предложена П.В. Симоновым (1964 г.).
Здесь постулируется, что эмоция
является отражением мозгом человека
и животных какой–либо актуальной
потребности (ее качества и величины)
и вероятности ее удовлетворения,
которую мозг оценивает на основе
генетического и ранее
Соотношение этих переменных представлено в формуле[3]:
Э = f [П, (Ин–Ис), ...],
где Э — эмоция;
П — сила и качество актуальной потребности;
(Ин–Ис) —
оценка вероятности
Ин — информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
Ис — информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент времени.
Теория активации эмоций происходит из более старой таламической теории У. Кеннона и Ф. Барда, здесь более подчеркнута роль внутренних структур мозга. Сенсорные раздражители поступают от периферии к кортексу, оцениваются; там присоединяются чувственные оценки и заложенные в таламусе образцы поведения.
После этого
происходит переход к органу реализации.
Оттуда идет обратное сообщение, которое
снова проходит оценивание и очувствование.
Эта теория способна объяснить наблюдаемое
в клинике внезапное
Двухкомпонентная
теория С. Шехтера постулирует, что
переживание эмоций обусловлено
сочетанием двух факторов. С одной
стороны, должно быть
4
физиологическое
возбуждение, с другой, ситуация должна
допускать осмысленную
Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
Учению Вундта
об эмоциональной «ткани»
Таким образом,
отстаивая ту же идею об эмоциональной
основе целостности отражения, синтезу
Вундта Крюгер противопоставляет
5
Дискуссия об условиях возникновения эмоций.
Затруднения, возникающие
при попытке провести непосредственно
различаемую грань между
Существующие концепции различаются по тому, какое значение в них придается этому вопросу: если для некоторых из них он является одним из многих, то для других — одним из центральных (как правило, наряду с вопросом о функциях эмоций) рассматриваемых вопросов. К последним относятся, например, теории У. Джемса, Ж.-П. Сартра, П. К. Анохина, П.В. Симонова, группа так называемых «конфликтных» теорий, не представленных в данной книге (Pieron, 1928; Hodge, 1935; Andreani, 1968; и др.), теоретическая схема П. Фресса (1975) и др.
В ответах на рассматриваемый вопрос обычно признается, что эмоции возникают в случаях, когда происходит нечто значимое для индивида. Расхождения начинаются при попытке уточнить характер и меру значимости события, способного возбудить эмоцию. Если для В. Вундта или Н. Грота любое воспринимаемое событие является значимым, т.е. эмоциональным уже в силу того, что в момент восприятия оно является частью жизни индивида, не знающей беспристрастного состояния и во всем способной найти хотя бы незначительный оттенок интересного, неожиданного, неприятного и т.п., то, согласно Р.С. Лазарусу (Lazarus, 1968), эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой — невозможности ее избежать.
Однако эти внешне столь различные точки зрения не являются взаимоисключающими, просто речь в них идет о разном. В работе Лазаруса дана схема возникновения лишь тех «очевидных» эмоциональных состояний, которые в терминологии, принятой в советской психологии, скорее следовало бы отнести к аффектам.