Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:10, контрольная работа
Эмоции – это специфические переживания человека, которые связаны с его потребностями, интересами, с процессом их удовлетворения, окрашенные в приятные или неприятные тона в зависимости от полученного результата. Это психологическое состояние человека, зависящее от его физических и психических чувств, а также от того, как идет процесс удовлетворения его потребностей и интересов. Эмоции, являясь специфическими переживаниями, могут всецело характеризовать жизнь и процессы, связанные с ее развитием и сохранением.
1. Основные направления развития представлений об эмоциях.
2. Теории эмоций.
3. Отражение динамики эмоций в теориях Б.Спинозы и В.Вундта.
4. Дискуссия об условиях возникновения эмоций. "Периферическая" теория Джеймса-Ланге и её критика (Э.Клапаред, У.Кэннон). Когнитивные теории эмоций.
5. Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
6. Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
7. Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.
6
Весьма сходным
образом представляет
Таким образом,
решение вопроса об условиях возникновения
эмоций определяется прежде всего тем,
какой именно класс (или классы) эмоциональных
явлений обсуждается в той
или иной работе. При широкой трактовке
эмоций их возникновение связывается
с устойчивыми, обычными условиями
существования, такими как отражение
воздействия или предмета (эмоции
выражают субъективное их значение), обострение
потребностей (эмоции сигнализируют
об этом субъекту) и т.п. При узком
понимании эмоций они рассматриваются
как реакция на более специфические
условия, такие как фрустрация потребности,
невозможность адекватного
Убедительность
примеров и экспериментальных данных,
приводимых в подтверждение этих
различных точек зрения, свидетельствует
о дифференцированности эмоций в
отношении условий их возникновения
и, следовательно, о неминуемой ограниченности
попыток охватить эти условия
в некотором обобщенном принципе
или положении. Эти попытки способны
вооружить нас знаниями такими же
отвлеченными, как и понятие «эмоция
вообще», и доведенные до полного
охвата в них всего разнообразия
эмоциональных явлений смогут констатировать
лишь двойную обусловленность
О сложности
пути, который необходимо пройти, желая
отразить в теории реальную сложность
эмоциональной жизни, можно составить
представление по непревзойденному
анализу условий возникновения
эмоций в учении Б. Спинозы. Оно показывает,
что на возникновение эмоций наряду
с такими анализируемыми
7
в современных
теориях условиями, как фрустация,
нарушение жизненных констант («изменение
способности тела и души к действию»)
или отражение возможности
Разумеется, этот материал нуждается в адаптации к современным представлениям и терминологии, но, с другой стороны, он обнаруживает многие аспекты проблемы, которых в этих представлениях явно недостает.
Феноменологическая теория Ж.-П.Сартра.
Сартр, утверждая
противоположность эйдетической феноменологии
и эмпирической психологии, дает последней
искаженное изображение, полагая, что
она рассматривает психические
факты как грубые, инертные элементы,
механическая комбинация которых и
составляет психическую жизнь сознания.
Такое изображение имеет
8
К тому
же, по Мерло-Понти, эмпирическая
психология (психоанализ) открывает
сущности, смыслы психологических
переживаний. В этом плане
Сартр определяет образ как особое интенциональное действие сознания: нет воображаемого предмета «внутри» сознания, есть только воображающее сознание. Воображение является способностью оживлять то или иное гилетическое содержание, то есть любой образ характеризуется одной и той же интенцией (воображения), направленной в каждом случае на различный природный материал. Другими словами, образ — не особая «вещь», не посредник между моим сознанием и отсутствующим сейчас реальным предметом, который я вспоминаю, но это специфический акт сознания, направленный на отсутствующий или несуществующий предмет. У реального Пьера нет «двойников» — воображаемого, любимого и т.д. Пьеров — инертных сущностей «внутри» моего сознания: есть только реальный Пьер, внешняя материя, которую мое сознание полагает в различных актах — чувственного восприятия, воображения, эмоции и т.д. Поэтому образ — это чистая спонтанная активность сознания, в отличие от восприятия, где сознание пассивно, полагает Сартр. Таким образом, Сартр отождествляет образ с интенциональным актом сознания.
Этот интенциональный
акт имеет свои особенности. Сартр
отличает образ от понятия и восприятия.
В понятии сознание схватывает внешний
предмет сразу в полном объеме.
В восприятии сознание видит предмет
с какой-либо стороны, «в профиль». Образ
имеет черты и восприятия (дан
в профиль), и понятия (дан целиком
сразу). Но в отличие от них в
образе полагается не реальность, а
ничто бытия: воображающее сознание
полагает свой предмет как интуитивно-
9
существующее в другом месте, либо мое сознание нейтрализует вопрос о существовании).
Сводя образ
к сознанию, которое абсолютно
свободно и активно полагает предмет,
Сартр отрицает роль бессознательного
в воображении. Если воображающее сознание
активно и свободно, то такие состояния,
как бред, греза (где образы в действительности
скорее «внушаются» сознанию, что
опровергает сартровскую
Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда.
Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими, работами Дьюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джемса, Кэннона, Мак-Даугала, Дьюмаса, Фрейда, Радо и Вудвортса, а также с более современными работами Якобсона, Пиннота, Маурера, Гельгорна, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, склонны в
10
целом верить в центральное значение эмоций для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Однако за идеологическое обоснование теории более ответствен современный автор — Силван Томкинс, чья блестящая двухтомная работа «Аффект, воображение, сознание» будет часто цитироваться по ходу этой книги. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:
Девять фундаментальных
эмоций образуют основную
Каждая фундаментальная
эмоция обладает уникальными
мотивационными и
Фундаментальные
эмоции, такие, как радость, печаль,
гнев и стыд, ведут к различным
внутренним переживаниям и
Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.
Эмоциональные
процессы взаимодействуют с
Эмоции как основная
Теория дифференциальных
эмоций признает за эмоциями
функции детерминант поведения
в широчайшем диапазоне от
насилия и неумышленного
11
Шесть систем в организации личности
Личность
— это сложная организация
шести систем: гомеостатнческой, эмоциональной,
перцептивной, когнитивной, моторной
и системы побуждений. Каждая
система имеет определенную
Система
побуждений основана на
Наиболее
важны для функционирования
Четыре типа мотивационных феноменов
Согласно теории дифференциальных эмоций шесть систем личности создают четыре основных вида мотивации: побуждения., эмоции, аффективно-когнитивное взаимодействие и аффективно-когнитивные структуры.
12
Побуждения
являются результатом
Развитие представлений об эмоциях в отечественной науке.
Отечественные психологи утверждают, что эмоции - это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов: