Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………………………2
1. Проведите сравнительный анализ житейской и научной психологии………………5
2. Опишите профессионально важные качества психолога……………………………9
3. Охарактеризуйте объект труда психолога: предмет, цель, средства……………….12
Заключение………………………………………………………………….……………..18
Список использованной литературы………………………………….………………….

Вложенные файлы: 1 файл

введение в профессию, вар.1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)


 

ВЯТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

Гуманитарный факультет

 

 

 

 

 

Предмет:_Введение в профессию_____________

 

Вариант:_1_________________________

 

Тема контрольной работы:____________

        

                                                  Студентки _1_курса, группы_ПС-13_________

                                          

                                                 Ф.И.О._Хлюпина Татьяна Леонидовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата сдачи работы «__»________20__ г.

Оценка:_____________________

Проверил:___________________

 

 

 

 

 

 Киров 

2011_г_


 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………….……………………………………………2

  1. Проведите сравнительный анализ житейской и научной психологии………………5
  2. Опишите профессионально важные  качества психолога……………………………9
  3. Охарактеризуйте объект труда психолога: предмет, цель, средства……………….12

Заключение………………………………………………………………….……………..18

Список использованной литературы………………………………….………………….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой  жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

 В общественном мнении наиболее распространено представление о психологе как о врачевателе души, умеющем глубоко проникать в мысли и чувства людей, способном понять их тайные замыслы, помочь им изменить свою судьбу. Этот идеализированный портрет психолога порой не соответствует действительности. Психолог - "по образованию" и психолог -"по жизни" далеко не всегда одно и то же. Психологическое образование вовсе не гарантирует проницательности, коммуникабельности и эффективности воздействия на себя и на других людей. В то же время есть люди, изначально обладающие особым даром контактности и непринужденного общения, что позволяет им выслушивать других людей и оказывать им моральную и психологическую поддержку, помогать им в ответах на те или иные вопросы. И делают они это без всякого психологического образования. Кого же из них считать психологом?

 В связи с большой популярностью  слова "психология" многие молодые  люди, выбирая пути продолжения  образования, стремятся получить  профессию психолога. Таким образом  они надеются глубже познать  себя, а главное - овладеть методами, позволяющими лучше понимать других людей, и, в итоге, успешнее воздействовать на них. Как показывает педагогический опыт, далеко не все абитуриенты психологических факультетов ясно представляют себе, "что такое психология" и "кто такой психолог". Побуждает скорее престижность профессии, которая наряду с медицинской, юридической и экономической специальностями, а также профессией программиста, стала очень модной. В обыденных разговорах психолога чаще всего путают или с врачом (психиатром), или с педагогом. Поэтому научно-популярные лекции о психологии приходится обычно начинать с уточнения, что психология - это не психиатрия, хотя связи у этих двух отраслей знаний достаточно тесные. Психиатрия изучает и лечит людей с психическими болезнями. Психология же изучает душевный мир человека. Одна из отраслей психологии -патопсихология - правда, изучает внутренний мир психически больных людей и тесно связана с психиатрией. Однако большая часть других отраслей психологии имеет дело с нормальными, здоровыми людьми. Что же такое психология?

 Психология - это знания о  внутреннем мире человека, о законах,  объясняющих его поведение. К  числу психических относятся  разнообразные проявления душевной  жизни человека.

 Ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, речь - это познавательные психические процессы. В протекание этих процессов включаются образы, понятия, суждения, умозаключения. С помощью них человек познает мир.

 К сфере эмоциональных явлений  относятся аффекты, стрессы, тревожность, чувства, страсти, настроения и др. С их помощью человек переживает свое отношение к тем или иным предметам и событиям мира.

 К психическим явлениям относятся  мотивация, внимание, интерес, уровень  притязаний, стремление, принятие решений,  волевое усилие, самоконтроль, самообладание. С их помощью человек регулирует свою деятельность, свое воздействие на окружающий мир и на себя самого. Различные состояния, такие как вдохновение, усталость, адаптация, напряженность, фрустрация изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, придают им особый качественный оттенок. Темперамент, характер, способности, одаренность, настойчивость, фанатизм, эгоизм придают своеобразие психической жизни каждого человека. К психическим свойствам человека относятся его уровень притязаний, представления о самом себе, самооценка и самоуважение. Многие психические явления характеризуют межличностные отношения человека, такие как совместимость, внушаемость, конформность, симпатия, дружба, любовь, конфликты, психологический климат.

 Психические явления бывают  осознанные и неосознанные. Сознание - это совокупность психических  явлений, в которых человек  может дать себе отчет. Когда  человек находится в сознании, он осознает себя, свои мысли и чувства, т.е. может дать отчет в том, что с ним происходит. Существует и большая группа неосознаваемых психических явлений.

 Профессиональные психологи  используют язык научной психологии. Специфика психологических понятий  такова, что многие из них включены в нашу обыденную разговорную речь. Это вызывает невольную терминологическую путаницу у человека, входящего в мир профессиональной психологии, затрудняет первые шаги на пути к научно-психологическим знаниям. С другой стороны, психологи часто пользуются особой профессиональной терминологией, которая на первых порах может быть малопонятна студенту-психологу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проведите сравнительный анализ житейской и научной психологии.

 

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас  житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели, а также некоторые (хотя и не все) представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др. Но, повторяю, и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п.

   Можно выделить пять отличий житейских психологических знаний от научных. Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси — тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач ? Как мы знаем, часто — довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим — с отцом, и снова совсем иначе — с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

   Научная же психология, как  и всякая наука, стремится к  обобщениям. Для этого она использует  научные понятия. Отработка понятий  — одна из важнейших функций  науки. В научных понятиях отражаются  наиболее существенные свойства  предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

 

   Например, в физике благодаря  введению понятия силы И. Ньютону  удалось описать с помощью  трех законов механики тысячи  различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел.

   То же происходит и  в психологии. Можно очень долго  описывать человека, перечисляя  в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения  с другими людьми. Научная же  психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

   Второе отличие житейских  психологических знаний состоит  в том, что они носят интуитивный  характер. Это связано с особым  способом их получения: они  приобретаются путем практических  проб и прилаживаний.

   Часто педагоги и тренеры  находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя наощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.

В отличие от этого научные психологические  знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез  и проверке логически вытекающих из них следствий.

   Третье отличие состоит  в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта — его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф.М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли — стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.

 

   В то же время в науке  знания аккумулируются и передаются  с большим, если можно так  выразиться, КПД. Кто-то давно  сравнил представителей науки  с пигмеями, которые стоят на  плечах у великанов — выдающихся  ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

   Четвертое различие состоит  в методах получения знаний  в сферах житейской и научной  психологии. В житейской психологии  мы вынуждены ограничиваться  наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит  в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его  явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

   Наконец, пятое отличие,  и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в  том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным  фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда — условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т. п., — психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.

 

Итак, обобщая, можно сказать, что  разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой  буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"