Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:39, контрольная работа
Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.
Введение……………………………………….……………………………………………2
1. Проведите сравнительный анализ житейской и научной психологии………………5
2. Опишите профессионально важные качества психолога……………………………9
3. Охарактеризуйте объект труда психолога: предмет, цель, средства……………….12
Заключение………………………………………………………………….……………..18
Список использованной литературы………………………………….………………….
Теперь, когда мы убедились
в целом ряде преимуществ
Развитие науки напоминает
движение по сложному
В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет мало полезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен.
Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Важнейшее качество деятельности психолога - профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.
Психолог должен быть
Профессиональные умения
Профессиональные навыки - это
упрочившиеся, легко и уверенно
выполняемые профессиональные
Рассмотрим основные
В области психологии
1) понимать цели, методологию и
методы профессиональной
2) владеть инструментарием,
3) понимать специфику предмета психологии, ее связи с другими дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;
4) знать историю развития и
современные проблемы
5) знать закономерности эволюции психики животных, сходство и качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;
6) понимать мозговые механизмы
психических процессов и
7) знать
природу деятельности человека,
функции психики в
8) знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;
9) знать
психологические
10) знать механизмы внимания, эмоциональных
явлений, процессы волевой
11) иметь понятие о личности и индивидуальности, структуре личности и движущих силах ее развития;
12) знать психологические
13) знать закономерности
14) знать основные закономерности психологии образования;
15) знать критерии нормы и
патологии психических
16) иметь представление о
17) знать основные сферы и виды деятельности психолога;
18) знать основы психодиагностики
19) знать основы психотерапии, коррекционной
и развивающей работы
20) владеть методами
Кроме того, в рамках соответствующей специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и возрастная психология, И) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.
Данные требования как
В сфере научной психологии и педагогической деятельности профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).
Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе (психе - “душа”, логос - “наука”). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе - в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе.
Конец XX века принес в нашу жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница практической психологии. По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес-планов; психологическую оценку членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п. Кто эти люди? Каков их социальный статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?
Хотелось бы не только задать эти вопросы, но и попытаться ответить на них исходя из следующих соображений:
появление любой профессии предполагает ее инструктивную регламентацию, т.е. создание социально приемлемых норм ее осуществления; естественно, что эти нормы появляются как бюрократическая основа определения меры социальной и личной ответственности профессионала за его действия;
профессии, связанные с воздействием на человека, имплицитно несут в себе обобщенную модель человеческой жизни, где отношения с другим человеком (профессионалом в том числе) предполагают использование особой информации - информации об индивидуальной судьбе человека;
использование этой информации делает
границы человеческого “Я”
появляется (через стандартизацию профессиональных действий с человеком) реальная опасность обесценивания качеств человеческой жизни как индивидуальности (проблема массового человека, среднего человека, типичного человека);
существует опасность
Эти соображения возникли
в результате анализа тех
Профессиональная
Появление профессии
По существу, психолог на
заре существования этой
В настоящее время наблюдается
бурное развитие психологической науки,
обусловленное многообразием
Для этого вернемся к явлению
профессии, профессиональной
Она порождается и существует
по законам, свойственным
Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.
Это делает профессию
Психолог, как профессионал, выполняет
важнейшую социальную задачу - задачу
создания обобщенного,
Вполне вероятно, что эта
профессиональная деятельность
психолога - один из способов,
создаваемых в современной