Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 21:39, контрольная работа

Краткое описание

Психология в последние годы стала наукой, востребованной самой жизнью. Однако слово "психология" все еще окутано завесой тайны для тех, кому не приходилось соприкасаться с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но в обыденной жизни побаиваются, полагая, что психолог "насквозь видит человека" даже в простом разговоре. При этом затрудняются точно сказать, "кто такой психолог", "что он делает" и "какую пользу он может принести". В то же время проявляют заинтересованность в психологе, видимо находясь под магическим действием слова "психология". Правильному пониманию профессии психолога мешает также и то обстоятельство, что появилось много людей, например, астрологов, хиромантов, гадалок, которые также любят причислять себя к психологам. Вокруг психологической профессии возник ажиотаж.

Содержание

Введение……………………………………….……………………………………………2
1. Проведите сравнительный анализ житейской и научной психологии………………5
2. Опишите профессионально важные качества психолога……………………………9
3. Охарактеризуйте объект труда психолога: предмет, цель, средства……………….12
Заключение………………………………………………………………….……………..18
Список использованной литературы………………………………….………………….

Вложенные файлы: 1 файл

введение в профессию, вар.1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

   Теперь, когда мы убедились  в целом ряде преимуществ научной  психологии перед житейской, уместно  поставить вопрос: а какую позицию  научные психологи должны занять  по отношению к носителям житейской психологии?

   Развитие науки напоминает  движение по сложному лабиринту  со многими тупиковыми ходами. Чтобы выбрать правильный путь, нужно иметь, как часто говорят,  хорошую интуицию, а она возникает  только при тесном контакте  с жизнью.

В конечном счете научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Иначе он не только будет мало полезен науке, но и не найдет себя в своей профессии, попросту говоря, будет несчастен.

   Итак, научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опишите профессионально важные  качества психолога.

 

Важнейшее качество деятельности психолога - профессиональная компетентность, или профессионализм, включающее в себя профессиональные знания, умения, навыки, способности. В число характеристик профессиональной компетентности также входят: диапазон профессиональных возможностей, совершенное владение инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность психолога проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

 Психолог должен быть разносторонне  подготовленным специалистом. Поэтому  его профессиональная эрудиция  включают в себя не только  знания в области психологии, но и определенную совокупность  знаний в области философии,  истории, культурологии, педагогики, экономики, социологии, политологии, права, филологии, физической культуры, математики и информатики, в области концепций современного естествознания.

 Профессиональные умения определяют  успешность практической деятельности  психолога, его способность применять психологические знания к выполнению своих обязанностей: конкретные действия, приемы, психологические "техники".

 Профессиональные навыки - это  упрочившиеся, легко и уверенно  выполняемые профессиональные действия, которые позволяют психологу эффективно выполнять работу. Чем больше опыт, чем больше профессиональных навыков приобретает специалист.

 Рассмотрим основные требования  к подготовленности психолога  по профессиональным дисциплинам. 

 В области психологии специалист  должен:

1) понимать цели, методологию и  методы профессиональной деятельности  психолога; 

2) владеть инструментарием, методами  организации и проведения психологических  исследований;

3) понимать специфику предмета  психологии, ее связи с другими  дисциплинам; знать основные отрасли психологии и возможности применения психологических знаний в различных областях жизни;

4) знать историю развития и  современные проблемы психологической  науки; 

5) знать закономерности эволюции  психики животных, сходство и  качественное различие психики животных и человека; филогенез и онтогенез человеческой психики;

6) понимать мозговые механизмы  психических процессов и состояний; 

7) знать  природу деятельности человека, функции психики в жизнедеятельности  человека;

8) знать закономерности формирования и функционирования его мотивационной сферы;

9) знать  психологические закономерности  познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);

10) знать механизмы внимания, эмоциональных  явлений, процессы волевой регуляции; 

11) иметь понятие о личности  и индивидуальности, структуре личности  и движущих силах ее развития;

12) знать психологические закономерности  общения и взаимодействия людей в группах, межгрупповых отношениях;

13) знать закономерности психического  развития человека на каждой  возрастной ступени; 

14) знать основные закономерности  психологии образования; 

15) знать критерии нормы и  патологии психических процессов,  состояний, деятельности человека, пути и средства компенсации и восстановления нормы;

16) иметь представление о психологических  проблемах трудовой деятельности  человека;

17) знать основные сферы и  виды деятельности психолога; 

18) знать основы психодиагностики и психологического консультирования;

19) знать основы психотерапии, коррекционной  и развивающей работы психолога; 

20) владеть методами психологического  просвещения и преподавания психологии.

 Кроме того, в рамках соответствующей  специализации психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. К основным сферам специализации относятся: 1) общая психология, 2) психология личности, 3) социальная психология, 4) политическая психология, 5) психология менеджмента, 6) психология труда и организационная психология, 7) клиническая психология, 8) психофизиология, 9) специальная психология, 10) психология развития и возрастная психология, И) педагогическая психология, 12) психологическое консультирование, 13) психология социальной работы, 14) юридическая психология, 15) спортивная психология.

 Данные требования как минимум  необходимы для профессиональной  деятельности психолога. Выпускник  высшего учебного заведения по  специальности "психология" должен  удовлетворять этим требованиям  (подробнее см. главу "Подготовка профессиональных психологов"). Помимо этого для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности.

 В сфере научной психологии  и педагогической деятельности  профессиональная квалификация отражается в системе ученых степеней (кандидат и доктор психологических наук) и ученых званий (доцент и профессор).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте объект труда психолога: предмет, цель, средства.

 

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе (психе - “душа”, логос - “наука”). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе с зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе - в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе.

 Конец XX века принес в нашу  жизнь новое явление, которого не существовало в ней легально с 1936 года, когда знаменитым для педагогов и психологов Постановлением ЦК ВКП(б) была закрыта, разрушена, изгнана из социального обихода педология - предшественница практической психологии. По существу через 50 лет начинают появляться люди, которые называют себя практическими психологами, и предлагают обществу совершенно специфические виды услуг - определение готовности ребенка к школе; психологическое обеспечение бизнес-планов; психологическую оценку членов рабочих коллективов и прогноз их совместимости и т.п. Кто эти люди? Каков их социальный статус и место в системе общественных отношений? По какому праву они берут на себя ответственность влиять на индивидуальную и социальную жизнь?

Хотелось бы не только задать эти  вопросы, но и попытаться ответить на них исходя из следующих соображений:

появление любой профессии предполагает ее инструктивную регламентацию, т.е. создание социально приемлемых норм ее осуществления; естественно, что  эти нормы появляются как бюрократическая  основа определения меры социальной и личной ответственности профессионала за его действия;

профессии, связанные с воздействием на человека, имплицитно несут в  себе обобщенную модель человеческой жизни, где отношения с другим человеком (профессионалом в том числе) предполагают использование особой информации - информации об индивидуальной судьбе человека;

использование этой информации делает границы человеческого “Я” очень  уязвимыми; это явление многократно  описывалось в философской и  психологической литературе как явление отчуждения человека от собственной жизни;

появляется (через стандартизацию профессиональных действий с человеком) реальная опасность обесценивания  качеств человеческой жизни как  индивидуальности (проблема массового  человека, среднего человека, типичного человека);

существует опасность превращения  профессионала, берущего на себя ответственность  за изменение индивидуальной судьбы, в человека, которому будут передаваться все виды ответственности за качества индивидуальной жизни по типу: “Психолог (или кто-то другой) сказал так, я так делал (думал, чувствовал), но ничего (что-то) не получилось... (или получилось плохо)”.

 Эти соображения возникли  в результате анализа тех проблем,  с которыми сталкиваются психологи  в своей ежедневной профессиональной деятельности.

 Профессиональная деятельность  человека в отличие от других  видов деятельности (учебной, игровой,  общения) состоит в том, что  она предполагает обязательную  рефлексию на содержание предмета  профессиональной деятельности. При  этом совершенно не принципиально, в этом смысле, физическое отличие предметов профессиональной деятельности Освоение профессии предполагает включение ее предмета в содержание Я-концепции человека. Естественно, что варианты этого будут бесконечно разнообразны, но тем не менее в них есть то принципиально общее, что конституирует предмет одной профессиональной деятельности в отличии от другой.

 Появление профессии психолога  в начале века было связано  с социальными задачами максимального  использования индивидуальных ресурсов человека в трудовой и учебной деятельности: человек должен хорошо работать и хорошо учиться. Это нашло свое отражение в истории психологии труда и в истории психологии обучения. В конечном итоге это позволило появиться целой отрасли психологического знания - психологии индивидуальных различий.

 По существу, психолог на  заре существования этой профессии  начинал работать с одной из  важнейших характеристик индивидуальной  жизни - с характеристикой перспективы  личного развития, беря таким  образом (пусть даже временно) ответственность за определение этой перспективы в достаточно конкретных проявлениях успешности осуществления учебной или трудовой деятельности.

В настоящее время наблюдается  бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

 Для этого вернемся к явлению  профессии, профессиональной деятельности  психолога. Имея дело с человеком,  как предметом своей деятельности, психолог с необходимостью должен (это профессиональный долг) удерживать свой предмет. Таким предметом является психическая реальность человека.

 Она порождается и существует  по законам, свойственным только  ей. Удержать ее как предмет профессиональной деятельности можно тогда, когда действия психолога (работа психолога) направлены на свойства этой реальности и отвечают законам ее существования. При всей очевидности этого утверждения и возможной его банальности оно далеко не просто для осуществления, так как психолог выступает по отношению к другому человеку как другой человек, порождающий в нем психическую реальность, и как профессионал, сохраняющий эту реальность в качестве предмета взаимодействия.

Выраженная ориентация на ценность другого человека в профессиональной деятельности психолога предполагает адекватное восприятие им своих возможностей как меры воздействия на Другого человека, основанной на переживании чувства профессионального долга и ответственности за свои профессиональные действия.

 Это делает профессию психолога  одним из немногих видов социальной  активности, где обобщенные идеи  о ценности человека предельно  конкретизируются и персонифицируются  в его словах и действиях,  направленных на Другого человека. В известном смысле психолог создает своими профессиональными действиями образ Другого для тех людей, с которыми он работает.

 Психолог, как профессионал, выполняет  важнейшую социальную задачу - задачу  создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа Другого человека.

 Вполне вероятно, что эта  профессиональная деятельность  психолога - один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности  как особой характеристики жизни.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"