Контрольная работа по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:08, контрольная работа

Краткое описание

Эволюцию живых существ нельзя объяснить только приспособлением к среде обитания. Активность всегда перспективней, чем обособление. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла.

Вложенные файлы: 1 файл

Психол. Практ.раб..docx

— 44.04 Кб (Скачать файл)

 

  1. Потребности, их классификация

Потребность - есть состояние нужды в определенных условиях жизни, деятельности, материальных объектах, людях или определенных социальных факторах, без которых данный индивид испытывает состояние дискомфорта. 

Эволюцию  живых существ нельзя объяснить  только приспособлением к среде  обитания. Активность всегда перспективней, чем обособление. Потребности - источник активности живых существ. Это генетические программы, направленные на освоение окружающей среды. Чем больше потребностей у живого организма, тем он активней, тем больше его экспансия, тем выше конкурентоспособность в борьбе за существование. Из всех живых организмов, обитающих на Земле, больше всего потребностей у человека. Одни люди отдают все свои силы карьере, другие самоотверженно занимаются наукой, а третьи проводят жизнь в философских поисках смысла. Особенности потребностей:

Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, которое обусловлено дефицитом того, что требуется.

Потребности определяют избирательность восприятия мира, фиксируя внимание человека на тех  объектах, которые могут эту потребность  утолить. 

Наличие потребности сопровождается эмоциями: сначала, по мере усиления потребности  - отрицательными, а затем-в случае ее удовлетворения - положительными.

Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень  значимости. По мере их утоления они  уступают первенство другим потребностям.  

Классификация потребностей:  

Социологический и психологический подходы к  концепции потребностей позволяют экспериментальными и статистическим методами исследовать изменение потребностей у отдельных людей, групп и социальных общностей. В социологии и психологии существует научная традиция изучения потребностей, хотя в целом эта тема разработана пока не очень потребно. Наиболее известными и удачными обычно признаются концепции потребностей, созданные американским психологом  Абрахамом Маслоу, польским психологом  Обуховским. Психологи обычно делят потребности на первичные, или насущные, без удовлетворения которых человек вообще не может существовать, и вторичные, ненасущные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человеческого организма.                                                                          Существует  множество классификаций потребностей.                                                                                     Первая классификация разделяет  все потребности по происхождению  на две большие группы - естественные и культурные. Первые из них запрограммированы на генетическом уровне, а вторые формируются в процессе общественной жизни.                                         

Вторая  классификация (по уровню сложности) разделяет потребности на биологические, социальные и духовные.

К биологическим потребностям  можно отнести стремление человека поддерживать свое существование (потребность в пище, одежде, сне, безопасности, в экономии сил и пр.).

К социальным потребностям относится потребность человека к общению, к популярности, к господству над другими людьми к принадлежности к определенной группе, в лидерстве и признании.   

Духовные потребности человека - это потребность познать окружающий мир и себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации, в познании смысла своего существования.  

Обычно  у человека одновременно имеется  более десяти нереализованных потребностей одновременно, и его подсознание  расставляет их по степени значимости, образуя довольно сложную иерархическую структуру, известную, как «пирамида Абрахама Маслоу. Согласно идее этого американского психолога, нижний уровень ее составляют физиологические потребности, затем идут потребность в безопасности, выше - потребность в любви, затем потребность в уважении и признании, а на самом верху пирамиды - стремление личности к самоактуализации. Однако этими потребностями далеко не исчерпывается набор актуальных потребностей человека. Не менее важными являются потребности в познании, свободе и красоте.               

Классификация потребностей А. Маслоу используется в менеджменте  и маркетинге для изучения поведения  потребителей. Так, авторы известной  работы "Поведение потребителей" модифицируют иерархию Маслоу, приспосабливая её к рангу товаров и услуг. Они выделяют следующие типы потребностей потребителей:

физиологические потребности; потребности в безопасности и здоровье; потребности в любви и дружбе; потребность в финансовых ресурсах и стабильности; потребность в удовольствии; потребность в социальном имидже; потребность в обладании; потребность в информации; потребность в разнообразии. 

 

  1. Мотивы и мотивация и их роль в регуляции деятельности

Впервые слово «мотивация»  употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины». Затем этот термин прочно вошел в  психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время мотивация  как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение, в другом случае - как совокупность, в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности, как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Отсюда все определения  мотивации можно отнести к  двум направлениям. Первое рассматривает  мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова, мотивация обусловлена потребностями  и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так  и субъективными, внутренними - знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.

Однако и в том и  в другом случае мотивация у авторов  выступает как вторичное по отношению  к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает  как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, позволяющая реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация, т. е. процесс регуляции деятельности с помощью мотива. Например, В. А. Иванников считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности, т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ). Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность - ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация. Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации не проясняют этого вопроса. Так, Р. А. Пилоян пишет, что мотивация и мотив - взаимосвязанные, взаимообусловленные психические категории и что мотивы действия формируются на базе определенной мотивации (т. е. мотивы вторичны). И в то же время он утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом (т. е. уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными). Кроме того, мотивы относятся к действиям, а мотивация - к деятельности, не давая этому какого-либо обоснования.

В. Г. Леонтьев выделяет два  типа мотивации: первичную, которая  проявляется в форме потребности, влечения, драйва, инстинкта, и вторичную, проявляющуюся в форме мотива. Следовательно, в данном случае тоже имеется отождествление мотива с  мотивацией. В. Г. Леонтьев полагает, что  мотив как форма мотивации  возникает только на уровне личности и обеспечивает личностное обоснование  решения действовать в определенном направлении для достижения определенных целей, и с этим нельзя не согласиться.

Во многих случаях психологи  под мотивацией имеют в виду детерминацию поведения, поэтому выделяют внешнюю  и внутреннюю мотивацию.

Наряду с психологами  проблема мотивации и мотива разрабатывается  и криминалистами. Среди них тоже нет единого понимания мотивации. В одном случае она понимается как метод самоуправляемости  личности через систему устойчивых побуждений, т. е. через мотивы, в другом случае - как процесс формирования мотива поведения, в третьем - как совокупность мотивов, как сложная и противоречивая, изменчивая динамическая система.

 

  1.  Потребности и мотивация, их сущность и роль в активизации профессиональной деятельности.

Потребности определяют мотивы деятельности. Мотив - это побуждение к действию, к стремлению удовлетворения потребностей, готовность психики, направляющей к определённой цели. Мотив может иметь такие психические проявления, как желания, намеренья, стремления. Основными характеристиками мотива является его сила и устойчивость. 

Сила мотива оценивается по степени и глубине  осознания потребности и от интенсивности  самого мотива. Сила мотива зависит  от физиологического фактора такого, как сила мотивационного возбуждения, и от психологического фактора, как  знание результатов деятельности и вероятность ее успеха, значимость действительности для личности. Для оценки силы мотива Иткинсон предложил формулу: М = ПхВхЗ, 

Где М - сила мотива, П. - мотив достижений успеха, В - субъективно  оцениваемая вероятность достижения поставленной цели, З. - значимость достижения цели для личности. 

Устойчивость  мотива определяется его сохранением  во времени, его проявлением во всех основных видах деятельности человека. 

Сила и устойчивость мотивации влияют на направление  деятельности и на успех. Усиление мотивации до определенного уровня увеличивает продуктивность и успешность деятельности, при дальнейшем увеличении мотивации показатели деятельности начинают снижаться. 

Основными функциями  мотивов являются: побуждающая, направляющая, регулирующая функции. 

Направляющая  функция отражает направленность энергии  мотива на определенный объект, что  обуславливает выбор поведенческих  стратегий. 

Регулирующая  функция состоит в том, что  мотив предопределяет характер поведения, которое зависит от того, какие  мотивы оказываются наиболее значимыми в каждый конкретный момент времени. 

Мотивационные свойства личности понимаются закрепившимися и предпочитаемыми способами  формирования мотива. Классификация,  предложенная Мюрреем, предполагает более 20 мотивов и соответствующих мотивационных свойств личности. 

С мотивационной  сферой личности тесно связан уровень  притязаний, - это уровень трудности  тех задач, на осуществление которых  претендует индивид, побуждаемый данным мотивом. 

Уровень притязаний: 

1. Степень трудности задач, которые ставит человек перед собой, считая, что он с ними справится. 

2. Степень расхождения  между задуманным и осуществленным. 

3. Уровень притязаний  характеризуется такой степенью  трудности задачи. Выполнение которой  приносит человеку удовлетворение. 

Все стороны  уровня притязаний связаны между  собой. Какую степень трудности  задач выбирает человек, зависит, от доминирующей мотивации: достичь успеха или избежать неудачи. Степень сложности  задачи зависит от силы мотива, и  если мотив слабый, то существует два способа решения задачи: человек выбирает легкие задачи, не рискуя, либо чрезмерно рискует, выбирая задачи высокой сложности. Если же мотив сильный, то обычно выбираются задачи средней сложности. 

От свойств  личности зависит и уровень притязаний. Высокотревожные и интроверты, прежде всего, стараются избежать неудачи, в отличие от них низкотревожные и экстраверты стремятся к успеху. 

Также уровень  притязаний зависит и от психического здоровья человека и от ориентации личности.  

Мотив власти. Личность с  выраженным мотивом власти получает удовольствие от контроля над другими, от возможности судить, устанавливать  нормы и правила поведения. 

Мотив аффиляции - это стремление к контактам с  другими людьми, стремление к сотрудничеству и одобрению со стороны других, стремление строить свои взаимоотношения на основе доверия, равенства партнеров по общению. Обратной стороной этого мотива является боязнь отвержения, которое проявляется в боязни быть отвергнутым, неприятным. 

Альтруистические  мотивы проявляются в потребности помогать другим людям на бескорыстной основе. В основе этой мотивации - способность на безвозмездную жертву, потребность отдавать и большое чувство ответственности. 

Мотивация личности обусловлена потребностями, целями, уровнем притязаний, идеалов, мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и знаниями, способностями и характером. В качестве объективных детерминант мотивации выступают условия деятельности. 

Мотивация рассматривается  как процесс, поддерживающий психическую  активность человека на определенном уровне в каждый конкретный момент времени. 

Если мотивация  сработала один раз, то это не значит, что она будет работать эффективно постоянно, так как со временем потребности  меняются. 

 

  1. Воля и волевой процесс. Основные волевые качества, необходимые для профессиональной деятельности и пути формирования

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"