Второй подвид профессиональных
эмоций - это те эмоции, которые возникают
в процессе самой работы. Это, прежде
всего те профессии, в которых могут возникнуть
аварийные ситуации и где неправильное,
замедленное принятие решения может привести
в условиях высокой эмоциональной напряженности
к аварии (летчики, верхолазы, некоторые
виды операторского труда). В этих профессиях
эмоционально неустойчивые люди не могут
работать.
- Эмоции и воля. Эмоционально-волевая регуляция и саморегуляция в профессиональной деятельности.
Под эмоциями понимают протяжённые во
времени процессы внутренней регуляции
деятельности человека или животного,
отражающие смысл (значение для процесса
его жизнедеятельности), который имеют
существующие или возможные в его жизни
ситуации. У человека эмоции порождают
переживания удовольствия, неудовольствия,
страха, робости и тому подобного, играющие
роль ориентирующих субъективных сигналов.
Способа оценить наличие субъективных
переживаний (в виду того, что они субъективны)
у животных научными методами пока не
найдено.
Выражение эмоций имеет черты социально формирующегося,
изменяющегося с течением истории языка,
что можно видеть из различных этнографических описаний.
В пользу этого взгляда говорит так же, например,
своеобразная бедность мимики у слепых
от рождения людей.
Понятие «воля» имеет различные истолкования
в истории философии и психологии. Связано это, прежде
всего с тем, что точно определение такому
фундаментальному термину дать почти невозможно.
Некоторые рассматривают волю как «силу»,
обусловленную извне через физические,
психологические, социальные причины,
и, даже, через божественное определение.
Другие считают что воля - внутренняя,
заранее заложенная самополагающая силу
(Свобода воли). Например, в учениях волюнтаризма
воля предстаёт как начальное, первичное
основание всего мирового процесса, в
частности, человеческой деятельности.
Проблемы различия философских подходов
к проблеме изучения и понимания воли
попытались найти своё отражение в психологических
теориях воли. Их разделяют на две основные
группы. Первая - «автогенетическая» -
рассматривает волю как специфическое,
не сводимое к каким-либо другим процессам
способность. Вторая - «гетерогенетические»
теория определяет волю как нечто вторичное.
Данная способность является продуктом
каких-либо других психических факторов
и явлений. В данной случае воля выполняет
функцию мышления, представления или чувств.
В некотором роде воля - психическая деятельность.
Так же воля - процесс рефлекторный. Предпосылка
развития воли и волевого поведения нужно
искать у животных. Каждое животное имеет
врождённую реакцию, для которой стимулом
служит ограничение движений. Таким образом,
воля как активность, связанная с потребностью
в преодолении преград, обладает самостоятельностью
по отношению к мотивам, изначально создавшим
данное поведение. Специфические действия
некоторых лекарственных веществ на организм
и «силу» воли позволяют говорить о наличии
определенного мозгового аппарата, реализующего
рефлекс «свободы». Доказано, что на механизмах
волевого воздействия и усилия огромную
роль играет система речевых сигналов.
Воля тесно связана с действиями, сознанием
и эмоциями человека. Отсюда следует, что
воля представляет собой самостоятельную
форму психической жизни человека. В то
время как эмоции обеспечивают мобилизацию
энергетических ресурсов и переход к различным
формам реагирования человека на внешние
и внутренние значимые сигналы, воля, в
противовес, препятствует чрезмерной
генерации эмоционального возбуждения,
способствует удержанию начального выбранного
направления. Но так же волевое поведение
может явиться источником положительных
эмоций до того, как будет достигнута конечная
цель, за счёт удовлетворения потребности
преодоления самих препятствий. Поэтому
наиболее продуктивной деятельностью
человека оказывается сочетание сильной
воли с оптимальным уровнем эмоционального
напряжения.
Основной и наиболее общей
особенностью эмоционально-волевой
регуляции состояний в управленческой
деятельности является сочетание в
ней двух следующих особенностей.
Во-первых, именно управленческая деятельность
характеризуется предельно высокой
эмоциогенностью и стрессогенностью,
содержит огромное количество причин
для возникновения негативных эмоций
и трудных состояний. Во-вторых, именно
она предъявляет и наиболее высокие
требования к эффективности и
жесткости эмоционально-волевой
регуляции состояний, что связано
с ее ответственностью. По-видимому,
никакая иная деятельность не содержит
столь обширного спектра причин и факторов,
порождающих эмоциональные реакции, как
управленческая.
Помимо факторов, связанных
с самим процессом деятельности,
с ее организацией, в ней имеет
место дополнительная и очень
мощная группа эмоциогенных факторов,
связанных с межличностными отношениями.
Сложность содержания этой деятельности,
наличие трудных, а зачастую экстремальных
условий ее реализации в сочетании
с высокой ответственностью за ее
результаты образуют постоянный симптомокомплекс
характеристик управленческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильин Е. Л. Мотивация и мотивы.
СПб., 2008.
2. Леонтьев А.Н. Лекции по общей
психологии. М., 2006.
3. Маслоу А. Мотивация и личность.
С.-П6., 2006.
4.Михайлов Н.Н. Социализм и разумные
потребности личности. – М.: Политиздат.
– 1982.
5. Нуркова В. В., Березанская
КБ. Психология: Учебник. М., 2007.
6. Орлов С.В., Дмитриенко Н.А.
Человек и его потребности. - СПб.: Питер.
– 2007.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей
психологии. СПб., 2006.
8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность:
Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского.
М., 2006