Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 09:34, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Содержание

Введение 3 – 4
Развивающие педагогический технологии 5 – 10
Заключение 11-12
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика - копия.docx

— 29.04 Кб (Скачать файл)

                            

 

 

 

                             

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет  – УПИ

имени первого  президента России Б.Н. Ельцина»

Филиала в  г. Краснтурьинске

Факультет заочного обучения

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Психология и педагогика»

 

ВАРИАНТ № 79

 

 

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Краснотурьинск, 2010

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. Введение           3 – 4
  2. Развивающие педагогический технологии   5 – 10
  3. Заключение         11-12
  4. Список использованной литературы    13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании  и употреблении существуют большие  разночтения.

Технология - это совокупность приемов, применяемых  в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Педагогическая  технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный  набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

Педагогическая  технология - это содержательная техника  реализации учебного процесса.

Педагогическая технология - это  описание процесса достижения планируемых  результатов обучения.

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.

Технология  обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы.

Педагогическая  технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Педагогическая  технология - это системный метод  создания, применения и определения  всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Педагогическая  технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений  различных авторов.

Понятие «педагогическая технология» может  быть представлено тремя аспектами.

- научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

- процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей,  содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов;

- процессуально-действенным: осуществление  технологического (педагогического)  процесса, функционирование всех  личностных, инструментальных и  методологических педагогических  средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развивающие педагогический технологии.

 

В педагогической и психологической  литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам  вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке  появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять  основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

- Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

- Системность означает, что педагогическая  технология должна обладать всеми  признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

- Управляемость предполагает возможность  диагностического целеполагания,  планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

- Эффективность, указывает на то, что современные педагогические  технологии существуют в конкурентных  условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

- Воспроизводимость - подразумевает  возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической  технологии в других однотипных  образовательных учреждениях, другими субъектами.

Перечисленные критерии технологичности включают в себя три части: 

- Концептуальная часть педагогической  технологии - это научная база  технологии, те психолого-педагогические  идеи, которые заложены в ее  фундамент. 

- Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала.

- Процессуальная часть представлена  системной совокупностью следующих  элементов: организация учебного  процесса; методы и формы учебной  деятельности учащихся; методы и  формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Организация и реализация педагогической технологии зависит от требований ведущих дидактических принципов. Дидактические принципы, или принципы обучения - это руководящие положения, принципиальные закономерности, которые направляют деятельность преподавателя, помогают определить содержание обучения, методы и формы обучения. К основным дидактическим принципам относятся:

- принцип научности и доступности  обучения;

- принцип системности обучения  и связи теории с практикой;

- принцип сознательности и активности  учащихся в обучении при руководящей  роли учителя; 

- принцип наглядности; 

- принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.

Основой технологии служит четкое определение  конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень  точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения.

Существенной  составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.

В истории дидактики сложились  различные классификации методов  обучения, наиболее распространенными  из которых являются:

- по внешним признакам деятельности  преподавателя и учащихся: лекция; беседа; рассказ; инструктаж; демонстрация; упражнения; решение задач; работа с книгой;

- по источнику получения знаний: словесные; наглядные: демонстрация  плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;  использование технических средств;  просмотр кино- и телепрограмм; практические: практические задания; тренинги; деловые игры; анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.;

- по степени активности познавательной  деятельности учащихся: объяснительный; иллюстративный; проблемный; частичнопоисковый; исследовательский;

- по логичности подхода: индуктивный; дедуктивный; аналитический; синтетический.

В процессе обучения метод выступает  как упорядоченный способ взаимосвязанной  деятельности педагога и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей, как способ организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приемами и средствами. При этом прием обучения выступает лишь элементом, составной частью метода обучения, а средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). Педагогические средства далеко не сразу стали обязательным компонентом педагогического процесса. Долгое время традиционные методы обучения базировались на слове, но "эпоха мела и разговора кончилась", в связи с ростом информации, технологизации общества возникает необходимость использовать другие средства обучения, например технические. К педагогическим средствам относятся: учебно-лабораторное оборудование; учебно-производственное оборудование; дидактическая техника; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и автоматизированные системы обучения; компьютерные классы; организационно-педагогические средства (учебные планы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия и т.п.).

Форма обучения (или педагогическая форма) - это устойчивая завершенная организация  педагогического процесса в единстве всех его компонентов. В педагогике все формы обучения по степени сложности подразделяются на: простые; составные; комплексные.

 

Очень часто, говоря о форме обучения, подразумевают  способ обучения. Способы обучения развивались по мере развития общества. К способам обучения можно отнести: индивидуальное обучение; индивидуально-групповой способ; групповой способ; коллективный способ.

Технологии  обладают качественной спецификой, отражающей способы организации учебной  деятельности. Многообразие педагогических технологий может применяться педагогом  на основе различных критериев.

Основанием для выбора технологий обучения является, прежде всего, уровень  самостоятельности учащихся в учебной  деятельности. Посредством технологий обучения можно предусмотреть степень  репродуктивности и творчества учащихся. В этом направлении крайними видами будут технологии, нацеленные на организацию репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Между ними возможно выделить сколько угодно переходов и соответствующих технологий - от трансляции готового знания до проблемного обучения, педагогической эвристики.

Дидактическое выведение технологий может быть произведено на основании структуры  деятельности. Поскольку необходимо сформировать у учащихся полный цикл познавательного акта и профессиональной деятельности, то основным принципом формирования будет подбор технологий, направленных на обучение: видению проблемы, пониманию связей и отношений, способам формирования мотивации, постановке познавательной задачи как цели и результата, формированию личностного смысла деятельности, связанного с осознанием личной значимости процесса познания и результата;  технологиям, обучающим планированию, проектированию, моделированию; технологиям, обучающим составлению учебных задач, выдвижению и разработке гипотезы, управлению решением задач, мыслительному прослеживанию гипотетического метода решения учащимися, формированию способов решения нормативно-стандартных и эвристических задач, а также сочетанию эвристических и логических процедур в решении задачи; технологиям решения профессиональных задач в конкретных условиях, проверки правильности и эффективности решения, оценивания результата и внесения необходимых коррективов; технологиям по оцениванию ситуации, предполагающим афферентный синтез состояния учебно-педагогической системы и уровня готовности учащихся к восприятию новых знаний.

В процессе применения технологий целевого назначения очень важно помнить, что цель - важнейший показатель в оценке результатов деятельности, в цели заложена модель будущего. Цель, отраженная в учебном процессе, перерастает в интерес при условии ее осознания и перерастания в личностный смысл. Познавательный интерес формируется в деятельности и является внутренним стимулом учения. Благодаря этому учебный процесс становится активным и творческим.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»