Контрольная работа по «Психологии и педагогике»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 20:38, контрольная работа

Краткое описание

Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно. В качестве примера можно привести случай: когда маленький ребенок находясь около печки и глядя на горящий огонь в ней не произвольно сунул руку и обжегся. Этот случай на протяжении многих лет, постоянно напоминал выросшему ребенку, что огонь опасен, если его не контролировать и обходиться с ним беспечно.
Память как психический познавательный процесс есть у всех живых существ.

Содержание

1. Память как необходимое условие единства человеческой психики……………….3
2. Личность, особенности ее развития…………………………………………………..4
3. Роль коммуникации и коммуникативной компетентности в деятельности современного профессионала…………………………………………………………9
4. Развивающие педагогические технологии………………………………………….10
5. Конструирование форм воспитательной работы. Формы коллективной творческой деятельности…………………………………………………………………………..12
Список использованной литературы………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 48.55 Кб (Скачать файл)

Детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный  тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (группами) в этот период. Эти взаимоотношения  опосредствуются содержанием и  характером деятельностей, которые  задает эта референтная группа, и  общения, которое в ней складывается. Исходя из этого можно сделать  вывод, что развитие группы выступает как фактор развития личности в группе.

В соответствии с концепцией персонализации индивид  характеризуется потребностью быть личностью (т.е. оказаться и оставаться в максимальной степени представленным значимыми для него качествами в жизнедеятельности других людей, осуществлять своей деятельностью преобразования их смысловой сферы) и способностью быть личностью (т.е. совокупностью индивидуальных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния, обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью).

Наилучшие возможности реализации указанной  потребности создает такая группа, в которой персонализация каждого - условие персонализации всех.

Развитие личности в относительно стабильной группе. В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Идет ли речь о переходе ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента - в трудовой коллектив, призывника - в армейское подразделение или же говорится о личностном развитии в глобальных масштабах — в его долговременности и целостности - от младенчества до гражданской зрелости, этот процесс нельзя мыслить иначе как вхождение в общественно-историческое бытие, представленное в жизни человека его участием в деятельности различных групп, в которых он осваивается и которые он активно осваивает.

Мера  стабильности этой среды различна. Только условно мы можем принять  ее как постоянную, неизменяющуюся.

Существует  возможность построения модели развития личности при вхождении ее в относительно стабильную социальную среду . В этом случае развитие личности в ней подчинено  психологическим закономерностям, которые с необходимостью воспроизводятся почти независимо от специфических характеристик той общности, в которой оно совершается - и в первых классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении они будут более или менее идентичными. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности. Могут быть выделены три фазы развития личности: адаптация, индивидуализация и интеграция.

Первая  фаза становления личности предполагает активное усвоение действующих в  общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую  группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как  личность раньше, чем освоит действующие  в группе нормы (нравственные, учебные, производственные и др.) и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. У него возникает объективная  необходимость «быть таким, как  все», максимально адаптироваться в  общности. Это достигается (одними более, другими менее успешно) за счет субъективно  переживаемых утрат некоторых своих  индивидуальных отличий при возможной  иллюзии растворения в «общей массе». Субъективно - потому что фактически индивид зачастую продолжает себя в  других людях своими деяниями, изменениями  мотивационно-смысловой сферы других людей, имеющими значение именно для  них, а не только для него самого. Объективно он уже на этом этапе  может при известных обстоятельствах  выступить как личность для других, хотя в должной мере и не осознавая  этот существенный для него факт. При  этом в групповой деятельности могут  складываться благоприятные условия  для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые  имеются или уже складываются у других членов группы и которые  соответствуют уровню группового развития и поддерживают этот уровень. Итак, первая фаза - адаптация.

Вторая  фаза порождается обостряющимся  противоречием между достигнутым  результатом адаптации - тем, что  субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает  поиск средств и способов для  обозначения своей индивидуальности, ее фиксации. Так, например, подросток, попавший в новую для него компанию старших ребят, первоначально стремящийся  ничем не выделяться, старательно  усваивающий принятые в ней нормы  общения, лексику, стиль одежды, общепринятые интересы и вкусы, справившись, наконец, с трудностями адаптационного периода, начинает смутно, а иногда и остро  осознавать, что, придерживаясь этой тактики, он как личность утрачивает себя. В максимальной степени реализуя в связи с этим потребность  быть идеально представленным в своих  приятелях, подросток мобилизует все  свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (к примеру, начитанность, спортивные успехи, «бывалость» в отношениях между полами, смелость, граничащую с бравадой, особую манеру в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск  в этой референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную  его персонализацию. Это вторая фаза — индивидуализация.

Третья  фаза детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями  и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности и т.д., с другой.

Если  противоречие между индивидом и  группой оказывается неустраненным, возникает дезинтеграция, ее следствием оказывается либо вытеснение личности из данной общности, либо ее фактическая  изоляция в ней, что ведет к  закреплению характеристик эгоцентрической  индивидуализации, либо ее возврат  на еще более раннюю фазу развития. Нередко последнее сопровождается принятием соответствующих воспитательных мер, обеспечивающих эффективную адаптацию молодого человека, которая, очевидно, не была ранее успешно осуществлена и завершена.

Итак, третья фаза - интеграция личности в общности. В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности — черты, которых не было не только у него, но и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществить значимый «вклад» в жизнь группы.

Каждая  из перечисленных фаз выступает  как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и  качествах - здесь протекают микроциклы ее развития. Если человеку не удается  преодолеть трудности адаптационного периода в устойчиво значимой для него социальной среде и вступить во вторую фазу развития, у него скорее всего будут складываться качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в  себе и в своих возможностях. Он в продолжение всего пребывания в данной общности как бы «пробуксовывает» на первой фазе становления и утверждения  себя как личности, и это приводит к серьезной личностной деформации. Если, находясь уже в фазе индивидуализации и пытаясь обеспечить свою представленность в членах значимой для него общности, он предъявляет им свои индивидуальные отличия, которые те не приемлют и  отвергают, как не соответствующие  потребностям общности, то это способствует развитию у него таких личностных новообразований, как негативизм, агрессивность, подозрительность, неадекватная завышенность самооценки. Если он успешно проходит фазу интеграции в высокоразвитой просоциальной  общности, у него формируются положительные  качества личности.

Значительные  изменения, подчиненные той же последовательности фаз развития личности, происходят всякий раз, когда существенно преобразуется  социальная ситуация, в которую включен  индивид. Руководитель, в силу тех  или иных обстоятельств лишившийся своей главенствующей роли, вынужден иной раз в той же общности пройти вновь фазу адаптации, найти в  себе силы и средства для активной индивидуализации и быть интегрированным  в общности за счет того позитивного  вклада, который способствует ее развитию и его собственному развитию как  личности.

Итак, источником развития и утверждения личности выступает противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной  заинтересованностью референтной  для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в  группе, шире - в системе общественных отношений.

Развитие личности в изменяющейся среде. Социальная среда, в которой существует и изменяется личность, лишь относительно стабильна, и сама находится в состоянии постоянных изменений и развития. Она поворачивается новыми и новыми гранями и включает человека во все новые и новые ситуации, новые группы, вообще в новые обстоятельства жизни. Например, сравнительно плавно протекающее развитие личности в условиях старших классов школы претерпевает изменение при переходе в производственную бригаду или воинское подразделение.

Принятый  в одной референтной группе, человек  оказывается не интегрированным, отвергнутым  в другой, в которую он включается после или одновременно с первой. Ему снова и снова приходится утверждаться в своей личностной позиции. Таким образом, завязываются узлы новых противоречий, усложняющих  процесс становления личности, в  крайних своих проявлениях приводящие к невротическим срывам. Помимо этого, сами референтные для него группы находятся в процессе развития, образуя  динамическую систему, к изменениям которой индивид может приспособиться только при условии активного  участия в воспроизводстве этих изменений. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной социальной общности надо учитывать объективную динамику развития тех групп, в которые включается личность, и их специфические особенности, нетождественность друг другу.

Личность  развивается в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза. Характер и особенности развития личности задаются уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована.

Личность  ребенка, подростка, юноши развивается  в результате последовательного  включения в различающиеся по уровню развития общности, доминирующие на разных возрастных ступенях, и, таким  образом, развитие личности определяется процессом развития группы, в которой  она интегрирована.

Особенности интеграции личности в общностях  разного уровня развития подчинены  специфическим для данных групп  закономерностям, и перенос их на группы иной степени развития не может  не привести к серьезным теоретическим  ошибкам и неверно принятым практическим решениям. Этапы развития личности в изменяющейся социальной среде  называют периодами развития.

 

Роль  коммуникации и коммуникативной  компетентности в деятельности современного профессионала

 

Коммуникативная компетентность является одним из важнейших  понятий коммуникативной теории. Оно широко используется наряду с  базовыми понятиями данной системы  научного знания.

Коммуникативная компетентность – развивающийся  и в значительной мере осознаваемый опыт общения, формирующийся в условиях непосредственного человеческого  взаимодействия.

Трудно  переоценить значение коммуникативной  компетентности для современного общества, отличающегося усложнением связей, взаимодействий между людьми. Современное  российское общество отличается высокой  динамичностью. Происходящие в стране кардинальные перемены в политической, экономической, социально-культурной сферах привели к значительному  повышению роли нравственной, духовной личности, сочетающей высокий уровень  ответственности и свободы в  определении своего жизненного предназначения. В этих условиях важнейшим фактором общественного развития является коммуникативная  компетентность специалистов. Особенно велика ее роль в сфере связей с  общественностью.

Под коммуникативной  компетентностью специалиста следует  понимать определенный уровень сформированности личностного и профессионального  опыта взаимодействия с окружающими, который необходим индивиду, чтобы  успешно выполнять свою социально-профессиональную роль.

Коммуникативная компетентность представляет собой  комплекс знаний и навыков и формируется  не только в результате приобретения практического опыта  взаимодействия с другими людьми, но и в процессе обучения.

Из чего состоит коммуникативная компетентность специалиста в области связей с общественностью? На наш взгляд, она включает все составляющие коммуникативной  компетентности личности: знание норм и правил общения, высокий уровень  речевого развития, позволяющий человеку в процессе общения передавать и  воспроизводить информацию, понимание  невербального языка общения, умение вступать в контакт с людьми с  учетом их половозрастных, социально-культурных, статусных характеристик, умение убеждать собеседника, способность правильно  оценивать собеседника как личность, как конкурента или партнера, выбирать собственную коммуникативную стратегию  в зависимости от такой оценки, способность вызывать у собеседника  положительное восприятие собственной  личности.

Уровень образованности, общей и коммуникативной  культуры будущего специалиста во многом зависит от системы подготовки в  высшем профессиональном образовательном учреждении. Именно поэтому одной из актуальных задач современной высшей школы становится введение в образовательный стандарт комплекса дисциплин коммуникативного цикла, в первую очередь – основ теории коммуникации. Образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности “связи с общественностью” содержит перечень знаний, умений и навыков, которые необходимы современному специалисту .

Таким образом, возрастание коммуникативной компетентности во всех сферах жизнедеятельности (особенно это актуально для сферы деятельности “связи с общественностью”)  способствует рационализации и повышению эффективности механизмов управления обществом, утверждению диалога в качестве приоритетной формы общения и решения проблем, формированию нравственной, духовной личности.

 

Развивающие педагогические технологии

 

Зарождение  идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса  в различные области теоретической  и практической деятельности. Нужно  отметить, что у истоков технологизации в педагогике стоял А.С.Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической  поэме» он писал, что «наше педагогическое производство никогда не строилось  по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас  просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический  процесс, учет операций, конструкторская  работа, применение конструкторов и  приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии и педагогике»