Контрольная работа по "Психологии управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 08:34, контрольная работа

Краткое описание

Формирование характера начинается с момента появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание.

Содержание

1 Формирование характера……………………………………..…… …3
Список использованных источников………………………………..…..12

Вложенные файлы: 1 файл

психология управления.docx

— 37.40 Кб (Скачать файл)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

по дисциплине: «Психология управления»

 

Вариант №  7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1 Формирование  характера……………………………………..……  …3

Список  использованных источников………………………………..…..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование характера

Формирование  характера начинается с момента  появления ребенка на свет и продолжается в течение всей жизни. Особенно важны годы раннего детства, когда закладываются его основы, такие черты и свойства, через которые все последующие воспитательные воздействия будут преломляться как через внутренние условия. Решающее значение для формирования характера имеет целенаправленное воспитание. Основу воспитания составляют нравственное развитие, убеждение, личный пример, включение человека в разнообразные формы общения и усложняющиеся виды деятельности: игровую, учебную, трудовую и другие, а также учет природных задатков, индивидуальных и возрастных особенностей. Велико значение личности воспитателя, его характера и примеров поведения, которые он показывает другим. Усилия родителей или учителей в воспитании какой-либо черты характера могут оказаться тщетными, если она не присуща им самим.

Первые  ростки характера человека формируются в семье. Семья это малая социальная группа, где складываются основные формы взаимоотношений ребенка с другими людьми. В семье происходит усвоение социального опыта, развитие и расширение отношений ребенка к окружающему миру, людям, живой и неживой природе. В одних семьях - это отношения с позиций добра и красоты, в других они основаны на злобе и зависти. В зависимости от стиля семейного воспитания потребности детей в любви, уважении, признании удовлетворяются в разной степени, так же как и их стремление к самостоятельности. В характере каждого ребенка отражаются все особенности семьи, семейных отношений и стиля воспитания. Например, гиперпротекция способствует формированию изнеженного, несамостоятельного характера, при авторитарном стиле будут усваиваться жесткие формы воздействия на людей.

Далее происходит расширение социальных контактов ребенка. Он становится членом других социальных групп: учебной, спортивной и т.д. У него складывается система деловых и неформальных отношений, в которых продолжает развиваться характер.

Главным условием формирования характера в  деятельности является

высокий уровень  мотивации, понимание ее важности и необходимости выполнения. То, что интересно, всегда вызывает сильные и яркие эмоции. Трудная, но интересная задача, вызывает желание ее решить. Интересный вопрос побуждает к самостоятельному поиску ответа. Опыт положительных эмоциональных состояний при преодолении трудностей будет закрепляться в характере как его активность, самостоятельность, настойчивость, усидчивость. Большую роль в воспитании характера школьников играют чтение, занятия художественным творчеством, спортом, туризмом. Включение их в разнообразные виды деятельности, расширение социальных контактов формирует новые типы отношений и новые черты характера.

На формирование многих черт характера определенное влияние

оказывают свойства нервной системы и темперамент как интегральная форма индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения человека. Свойства нервной системы служат предпосылкой формирования тех черт характера, как положительных, так и отрицательных, которые зависят от динамической стороны эмоциональных, волевых и других процессов. Но темперамент влияет на формирование характера не фатально. Человек с сильным характером способен научиться управлять своим темпераментом. Импульсивное поведение, вызываемое высокой динамичностью движений и психических процессов, может преодолеваться за счет прижизненно сформированных механизмов выдержанности и самообладания.

При воспитании характера важно как можно раньше включать детей в процесс самовоспитания. Установлено, что когда требования к ребенку становятся его собственными требованиями к себе, добиться от него желаемых форм поведения значительно легче и они скорее приобретают устойчивость, превращаясь в черты характера. Самовоспитание характера предполагает ориентацию на определенную модель, формирование желаемых черт и свойств и преодоление негативных, для чего приходится решать непростую задачу — разобраться во внутреннем строе своего характера. Путь к этому лежит через осознание собственных действий и поступков, через анализ их мотивов и смыслов.

Формирование  характера происходит в различных  по своим особенностям и уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив  и др.). В зависимости от того, какая  группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует эта группа, у человека развиваются соответствующие черты характера.

Характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни. Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок, прежде всего, подражает своим близким. При помощи прямого учения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.

Весьма  важны для становления характера  ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится  к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.

Раньше  других в характере человека закладываются  такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные  им качества - эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются  данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются  в труде - трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, - складываются несколько позже, в  раннем и дошкольном детстве. Они  формируются и закрепляются в  играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное  влияние на их развитие оказывает  адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются  и закрепляются в основном такие  черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).

В начальных  классах школы оформляются черты  характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими  за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в  школе поддержку, то соответствующие  черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в  течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения  со сверстниками и учителями не подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными  внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка  характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.

В подростковом возрасте активно развиваются и  закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются  базовые нравственные, мировоззренческие  основы личности. К окончанию школы  характер человека можно считать  в основном сложившимся, и то, что  происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто  с ним общался в школьные годы.

Характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.

Самовоспитание  характера предполагает, что человек  способен освободиться от излишнего  самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это  позволит ему определить цель работы над собой, т. е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому  большинство людей стремится  найти себе хорошего наставника. Неслучайно на Востоке говорят: “Если есть ученик, учитель найдется”. В этом высказывании заложен глубокий смысл. Никакой  учитель не в состоянии обучить  того, кто не хочет учиться. Тот, кто  хочет учиться, всегда найдет, на кого ему равняться.

Пример  для подражания не обязательно должен быть реальным. Это может быть киногерой  или герой литературного произведения, отличающийся глубокой принципиальностью  и исключительной твердостью характера, герой войны, передовой ученый и  т. д. Кроме этого, особое значение в  формировании характера принадлежит  общественной деятельности человека, активное участие в которой развивает  чувство ответственности перед  коллективом, способствует развитию организованности, выдержки, чувства долга.

Наиболее  эффективным средством формирования характера является труд. Сильными характерами обладают люди, ставящие перед собой большие задачи в  работе, настойчиво добивающиеся их решения, преодолевающие все стоящие на пути к достижению этих целей препятствия, осуществляющие систематический контроль за выполнением намеченного. Поэтому мы вправе утверждать, что характер, как и другие черты личности, формируется в деятельности.

Каждое  свойство характера обусловлено  отношениями личности. Но отношения  личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными  свойствами в семьях различного социального  положения приобретают разные свойства характера. Большое значение при  этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда  или обеспеченность, безработица  или уверенность в будущем, угнетение  или социальное равенство - все это  накладывает глубокий отпечаток  не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера.

В условиях весьма сложной опосредствованной  зависимости от общественных отношений  складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах - отношения симпатии, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт характера человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формируют целый ряд специфических свойств характера Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.

Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся  в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы  и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились  з более позднем возрасте. Основываясь  на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь  отношениями, которые сложились  в раннем детстве в зависимости  от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство  свойств характера в большой  степени зависят также от степени  сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются. Наиболее сознательны те отношения  личности к окружающей действительности, которые складываются на основе идейной  направленности человека, на основе коммунистического  мировоззрения. Поэтому активным и  устойчивым свойство характера становится также тогда, когда оно мотивировано коммунистическими сознательными  взглядами и убеждениями.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии управления"