Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:15, контрольная работа
1.Приведите систему явлений, которые изучает психология, дайте им определение.
2. Причиной невроза является?
3.Укажите,какие существуют индивидуальные различия памяти.
4. Какое слово не относится к видам взаимодействия ?
5. Дайте определение понятия "воля" и назовите этапы волевого процесса.
7. Дайте определение понятию " память". Укажите,какие существуют формы памяти.
Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.
Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.
Еще один процесс, связанный с памятью и в то же время противоположный ей по результату, — это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.
Свойства памяти отражены на рис. 8.1.
Рис. 8.1. Основные свойства памяти человека
Объем, быстрота, точность и прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти конкретного человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.
Существует два основных
вида классификации видов памяти
— по характеру психической
Таблица 8.1. Классификация видов памяти
По характеру психической активности |
По продолжительности сохранения материала |
По участию воли в процессе запоминания |
По способу заучивания |
Образная |
Мгновенная |
Произвольная |
Механическая |
Эмоциональная |
Кратковременная | ||
Двигательная |
Оперативная |
Непроизвольная |
Смысловая |
Словесно-логическая |
Долговременная |
Обе эти классификации
являются независимыми друг от друга
— например, в кратковременной
памяти может храниться информация
словесно-логического или
Разберем подробнее эти классификации видов памяти (кроме классификации по продолжительности сохранения материала, о которой будет рассказано в разделе 8.4).
По способу заучивания. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая — это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа. Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом последняя связывается с уже имеющейся информацией и по новому структурируется.
По участию воли в процессе запоминания. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.
Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.
По характеру психической активности. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.
В эмоциональной памяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.
Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.
Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.
Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина — зрительная, у музыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой — поддаются тренировке и улучшению.
Согласно ассоциативным
теориям памяти предметы и явления
действительности запечатлеваются
и воспроизводятся не изолированно
друг от друга, а в связи друг с
другом, по выражению И. М. Сеченова,
«труппами или рядами». Воспроизведение
одних из них влечет за собой воспроизводство
других, что обусловливается реальными
объективными связями предметов
и явлений. В психологии эти связи
рассматривались как ассоциации
Впервые на важную роль ассоциаций
в процессах памяти указывал еще
Аристотель. Он же обозначил основные
виды ассоциаций. Связь этих разновидностей
ассоциативных явлений с
Таблица 8.2. Ассоциации и память
Тип ассоциации |
Классический пример |
В чем может проявляться |
По смежности |
«Стол — стул» |
Хорошо запоминается то, что ранее воспринималось или запоминалось вместе. Например, если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если нам напомнят, где мы встречались |
По сходству |
«Яблоко — груша» |
Хорошо запоминается то, что имеет общие черты. Если мы забыли человека, то можем вспомнить его, если увидим похожего человека |
По контрасту |
«День — ночь» |
В пустыне часто вспоминают зиму, снег, и наоборот, полярники вспоминают пляж |
Согласно учению И. П. Павлова,
ассоциации — это вид временной
связи, возникающей между двумя
очагами в коре больших полушарий
мозга при одновременном