Контрольная работа по "Психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:15, контрольная работа

Краткое описание

1.Приведите систему явлений, которые изучает психология, дайте им определение.
2. Причиной невроза является?
3.Укажите,какие существуют индивидуальные различия памяти.
4. Какое слово не относится к видам взаимодействия ?
5. Дайте определение понятия "воля" и назовите этапы волевого процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

работа контрольная психология.docx

— 120.88 Кб (Скачать файл)

 

 

7. Дайте определение понятию  " память". Укажите,какие существуют  формы памяти.

Память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Извлечение материала  из памяти осуществляется с помощью  двух процессов — воспроизведения  и узнавания.

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется без воздействия на рецепторы сигналов внешней среды и происходит уже после восприятия.

Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия, причем информация о данном объекте уже была ранее введена в мозг человека. Представление об этом объекте могло сформироваться двумя способами: или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Еще один процесс, связанный  с памятью и в то же время  противоположный ей по результату, — это забывание. Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Часто физиологической основой забывания являются процессы торможения в коре больших полушарий, мешающие актуализации временных нервных связей — это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления. Однако возможны и другие виды забывания, вызванные травмой, некоторыми химическими веществами или психическими заболеваниями. Забывание проявляется в двух основных формах: невозможности что-то припомнить или узнать или в форме неверного припоминания или узнавания.

Свойства памяти отражены на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Основные свойства памяти человека

Объем, быстрота, точность и  прочность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют  эффективность памяти конкретного  человека. Еще один показатель индивидуально-типологической особенности памяти — это ведущий  вид памяти данного человека: зрительная, слуховая или кинестетическая.

Существует два основных вида классификации видов памяти — по характеру психической активности, которая сопровождает запоминание  и фиксируется в памяти, и по длительности сохранения материала (табл. 8.1).

Таблица 8.1. Классификация  видов памяти

По характеру

психической

активности

По продолжительности  сохранения материала

По участию воли в процессе запоминания

По способу заучивания

Образная

Мгновенная

Произвольная

Механическая

Эмоциональная

Кратковременная

Двигательная

Оперативная

Непроизвольная

Смысловая

Словесно-логическая

Долговременная


 

Обе эти классификации  являются независимыми друг от друга  — например, в кратковременной  памяти может храниться информация словесно-логического или двигательного  характера.

Разберем подробнее эти  классификации видов памяти (кроме  классификации по продолжительности  сохранения материала, о которой  будет рассказано в разделе 8.4).

По способу заучивания. В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память. Первая — это запоминание информации путем многократного повторения в той форме, в которой она воспринимается, без ее преобразования и анализа. Смысловая память представляет собой запоминание не внешней формы, а смысла изучаемой информации. При этом последняя связывается с уже имеющейся информацией и по новому структурируется.

По участию воли в процессе запоминания. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес.

Произвольная  память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи.

По характеру психической  активности. В образной памяти хранятся образы: зрительные представления, звуки, запахи. Соответственно выделяют отдельно зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую и другие виды памяти.

В эмоциональной памяти содержатся воспоминания о чувствах и эмоциях, которые когда-то переживал человек.

Двигательная память лежит в основе запоминания и воспроизведения движений.

Словесно-логическая память содержит информацию не в виде образов, а в виде словесных понятий (в том числе абстрактно-логических) или чисел. Это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами информации, получаемой в словесной форме.

Соответственно, у бухгалтера должна быть хорошо выражена словесно-логическая память, у владельца магазина —  зрительная, у музыканта — слуховая, у таксиста — зрительная и двигательная и т. д. Характеристики памяти, с одной  стороны, имеют исходные индивидуальные различия, а с другой — поддаются  тренировке и улучшению.

Согласно ассоциативным  теориям памяти предметы и явления  действительности запечатлеваются  и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с  другом, по выражению И. М. Сеченова, «труппами или рядами». Воспроизведение  одних из них влечет за собой воспроизводство  других, что обусловливается реальными  объективными связями предметов  и явлений. В психологии эти связи  рассматривались как ассоциации. Одни из ассоциаций являются отражением пространственно-временных отношений предметов и явлений (ассоциации по смежности), другие отражают их сходство (ассоциации по сходству), третьи — противоположность (ассоциации по контрасту), четвертые — причинно-следственные отношения (ассоциации по каузальности).

Впервые на важную роль ассоциаций в процессах памяти указывал еще  Аристотель. Он же обозначил основные виды ассоциаций. Связь этих разновидностей ассоциативных явлений с процессами запоминания отображена в табл. 8.2.

Таблица 8.2. Ассоциации и память

Тип ассоциации

Классический пример

В чем может проявляться

По смежности

«Стол — стул»

Хорошо запоминается то, что ранее воспринималось или  запоминалось вместе. Например, если мы забыли человека, то можем вспомнить  его, если нам напомнят, где мы встречались

По сходству

«Яблоко — груша»

Хорошо запоминается то, что имеет общие черты. Если мы забыли человека, то можем вспомнить  его, если увидим похожего человека

По контрасту

«День — ночь»

В пустыне часто вспоминают зиму, снег, и наоборот, полярники  вспоминают пляж


Согласно учению И. П. Павлова, ассоциации — это вид временной  связи, возникающей между двумя  очагами в коре больших полушарий  мозга при одновременном воздействии  на них двух раздражителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психология"