Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 11:15, контрольная работа
1.Приведите систему явлений, которые изучает психология, дайте им определение.
2. Причиной невроза является?
3.Укажите,какие существуют индивидуальные различия памяти.
4. Какое слово не относится к видам взаимодействия ?
5. Дайте определение понятия "воля" и назовите этапы волевого процесса.
АГМУ
Фармацевтический факультет
Заочное отделение
Кафедра психологии,психотерапии и педагогики
Контрольная работа по курсу "Психология"
Вариант № 6
Выполнила студентка 2 курса 023 группы
Нургалиева(Даниленко) Валерия Сергеевна
Дата выполнения: 19.11.2012
Проверил(а):__________________
Барнаул,2012-2013г.
1.Приведите систему
явлений, которые изучает
Предметом изучения психологии прежде всего является психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческие общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмысленны до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организованно его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований. Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связанны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека. |
Рис1 - Общие понятия,
с помощью которых описываются
Психические процессы
выступают в качестве первичных
регуляторов поведения
К познавателъным
психическим процессам
связанные с восприятием
и переработкой информации. В их
число входят ощущение, восприятие,
представление, память, воображение, мышление,
речь и внимание. Благодаря данным
процессам человек получает сведения
об окружающем его мире и о себе.
Однако сами по себе сведения или знания
для человека не играют никакой роли,
если они для него не значимы. Вы,
наверное, обращали внимание на то, что
одни события у вас остаются в
памяти надолго, а о других вы забываете
на следующий день. Иная же информация
вообще может остаться для вас
незамеченной. Это связано с тем,
что любая информация может иметь
или не иметь эмоциональную окраску,
т. е. может быть значимой или не значимой.
Поэтому наряду с познавательными
психическими процессами в качестве
самостоятельных выделяют эмоциональные
психические процессы. В рамках этой
группы психических процессов
Иногда выделяют
как самостоятельную еще одну
группу психических процессов - неосозноваемые
процессы. В нее входят те процессы,
которые протекают или
Психические процессы
тесно взаимосвязаны между
Следующий класс
психических явлений - психические
свойства личности - характеризуется
большей устойчивостью и
Под психическими
свойствами личности принято понимать
наиболее существенные особенности
личности, обеспечивающие определенный
количественный и качественный уровень
деятельности и поведения человека.
К психическим свойствам
Кроме индивидуальной психологии поведения в круг явлений, изучаемых психологией, входят и отношения между людьми в различных человеческих объединениях -больших и малых группах, коллективах.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику таких психических явлений.
Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.
На рис.1 представлены в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современная психология.
2. Причиной невроза является?
а) переохлаждение;
б) психические переживания;
в) заболевания внутренних органов;
г) черепно-мозговые травмы.
3.Укажите,какие существуют
индивидуальные различия
Различия памяти у людей
бывают количественные
и качественные . К количественным
характеристикам относятся скорость,
прочность, длительность, точность и объем
запоминания. Качественные различия касаются
как доминирования отдельных видов памяти
- зрительной, слуховой, эмоциональной,
двигательной и других, так и их функционирования.
"Чистые" виды памяти в смысле безусловного
доминирования одного из перечисленных
крайне редки. Чаще всего на практике мы
сталкиваемся с различными сочетаниями
зрительной, слуховой и двигательной памяти.
Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная,
зрительно-слуховая и двигательно-слуховая
память. Однако у большинства людей все
же доминирует зрительная память.
Наибольшего развития у человека обычно
достигают те виды памяти, которые чаще
всего используются. Большой отпечаток
на этот процесс накладывает профессиональная
деятельность. Например, у ученых отмечается
очень хорошая смысловая и логическая
память, но сравнительно слабая механическая
память. У актеров и врачей хорошо развита
память на лица.
Процессы памяти тесным образом связаны
с особенностями личности, его эмоциональным
настроем, интересами и потребностями.
Они определяют то, что и как человек запоминает,
хранит и припоминает. То, что интересно
и эмоционально значимо, запоминается
лучше.
Кроме того, память человека теснейшим
образом связана с физическим состоянием
и личностными ощущениями. Это доказывается
случаями болезненного нарушения памяти.
Практически во всех таких случаях (они
называются амнезиями и представляют
собой кратковременные или длительные
потери различных видов памяти) происходят
характерные расстройства памяти, которые
в своих особенностях отражают расстройства
личности больного.
Память человека не является постоянной,
а изменяется в течение жизни. Рассмотрим
типичные изменения, происходящие в памяти
по мере социализации индивида. С раннего
детства процесс развития памяти ребенка
идет по нескольким направлениям. Во-первых,
начинают действовать аффективная (эмоциональная)
и механическая (моторная, двигательная)
память, которая постепенно дополняется
и замещается логической и образной. Во-вторых,
непосредственное запоминание со временем
превращается в опосредствованное, связанное
с активным и осознанным использованием
для запоминания и воспроизведения различных
мнемотехнических приемов и средств. В-третьих,
непроизвольное запоминание, доминирующее
в детстве, у взрослого человека превращается
в произвольное. Кроме того и сами средства-стимулы
для запоминания подчиняются некоторой
закономерности: сначала они выступают
как внешние (например, завязывание узелков
на память, использование для запоминания
различных предметов, зарубок, пальцев
рук, записей и т.п.) , а затем становятся
внутренними (речь, чувство, ассоциация,
представление, образ, мысль). Характерно,
что в формировании внутренних средств
запоминания центральная роль принадлежит
речи, которая также из чисто внешней функции
общения все больше превращается во внутреннюю.
4. Какое слово не относится к видам взаимодействия ?(выберите правильный ответ):
а) кооперация;
б) расторжение;
в) конкуренция;
г) согласованное взаимодействие ;
д) конфликтное взаимодействие;
е) помогающее обучение;
ж) обучение, "расшатывающее" совместную деятельность.
5. Дайте определение понятия "воля" и назовите этапы волевого процесса.
Воля – психическая
деятельность человека, определяющая
его целенаправленные действия и
поступки, связанные с преодолением
трудностей и препятствий. Трудности
и препятствия бывают внешние (не
зависящие от человека, объективные
препятствия. Внешние помехи, противодействия
других людей, природные препятствия)
и внутренние (зависят от самого
человека, это не желание делать
то, что нужно, наличие противодействующих
побуждений, пассивность человека,
плохое настроение, привычка действовать
необдуманно, лень, чувство страха и
т.д.). Воля человека выражается в том,
насколько он способен преодолевать
препятствия и трудности на пути
к цели, насколько умеет управлять
своим поведением, подчинять свою
деятельность определенным задачам.
Преодоление препятствий и трудностей
требует так называемого волевого усилия
– особого состояния нервно-психического
напряжения, мобилизующего физические,
интеллектуальные и моральные силы человека.
Воля проявляется не только в умении достигнуть
цель, но и в умении воздержаться от чего-либо.
Воля проявляется во всех видах деятельности
человека.
Основной функцией воли является регуляция
действий и поступков, руководство потребностями,
желаниями, мотивами человека.
Действия, связанные с преодолением встретившихся
на жизненном пути трудностей называются
волевыми действиями.
Волевое действие осуществляется по собственному
решению человека, оно является осознанным
и намеренным. Это собственное решение
человек принимает на основе внешней или
внутренней необходимости.
Волевые действия имеют следующие этапы:
Первый этап – подготовительный – постановка цели,
т.е. ожидаемый и предполагаемый результат
действия. Цель ставится для удовлетворения
потребностей, для установления цели необходимо
понять мотивы (побуждение), которые побудили
человека действовать. Т.е. каждое действие
человека совершается для чего-то (цель)
и почему-то (мотив). Мотивы бывают разного
уровня – низшего (эгоистические побуждения
и высшего (мотивы общественного порядка,
чувства долга).
Подготовительный этап волевого действия
завершается принятием определенного
решения.
Второй этап – исполнительный – важнейший этап
волевого действия – исполнение принятого
решения. Исполнение может иметь двоякую
форму: форму внешнего действия (внешний
волевой поступок) и форму воздержания
от внешнего действия (внутренний волевой
поступок).
Результатом волевого действия является
достижение цели. Завершается волевое
действие его самооценкой: человек оценивает
избранные способы достижения цели, затраченные
усилия и делает соответствующие выводы
для будущего.
Анализ волевого поведения человека позволяет
выделить ряд волевых качеств, каждое
из которых характеризует отдельные волевые
проявления.
К волевым качествам относятся:
1. целеустремленность – это подчинение
человеком своего поведения устойчивой
жизненной цели, готовность и решимость
отдать все силы и способности для ее достижения,
планомерное, неуклонное ее осуществление.
2. самостоятельность – подчинение поведения
собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельный
человек не поддается попыткам склонить
его к действиям, не согласующимся с его
убеждениями. Отрицательное качество
воли – негативизм – когда отвергается
всякое чужое мнение только потому, что
оно чужое, происходит необоснованное
противодействие всему, что исходит от
других людей и внушаемость – когда человек
легко поддается чужому влиянию, он не
умеет критически относится к чужим советам.
3. решительность – это способность своевременно
принимать обоснованные и устойчивые
решения и без лишних задержек переходить
к их выполнению. Особенно ярко решительность
проявляется в сложных ситуациях, там,
где имеется выбор одной возможности из
нескольких, и там, где действие связано
с некоторым риском.
4. настойчивость – это способность доводить
до конца принятые решения, достигать
поставленные цели, преодолевая всякие
препятствия и затруднения на пути к ней.
Отрицательное качество воли отличное
от настойчивости – упрямство.
5. выдержка (самообладание) – есть способность
постоянно контролировать свое поведение.
Это качество предполагает умение воздерживаться
от действий, которые осознаются как ненужные
или вредные в данных условиях. Противоположное
отрицательное качество – импульсивность
– склонность действовать по первому
побуждению, поспешно, не обдумывая своих
поступков.
6. мужество и смелость – это готовность
человека идти к достижению цели, несмотря
на опасность для жизни или личного благополучия,
преодолевая невзгоды, страдания, лишения.
Причем мужество – более сложное понятие,
оно предполагает наличие не только смелости,
но и настойчивости, выдержки, хладнокровия.
Противоположное отрицательное качество
– трусость – когда страх за себя, за свою
жизнь руководит действиями человека.
7. дисциплинированность – это сознательное
подчинение своего поведения общественным
правилам.
Локус контроля — личностная характеристика,
отражающая предрасположенность и склонность
индивида атрибутировать ответственность
за успехи и неудачи своей активности
либо внешним обстоятельствам, условиям
и силам, либо самому себе, своим усилиям,
своим недочетам, рассматривать их в качестве
собственных достижений или результатов
собственных просчетов, а также попросту
отсутствия соответствующих способностей
или недоработок. При этом данная индивидуально-психологическая
характеристика является достаточно устойчивым,
слабо поддающимся изменениям личностным
качеством, несмотря на то, что окончательно
формируется в процессе социализации.
Таким образом, воля – это сознательная
регуляция поведения и деятельности человека,
которая проявляется по отношению к себе
и направлена на достижение целей и преодоление
трудностей.
6.Дайте определение понятия "обучающие программы" и укажите их разновидности (в зависимости от обучения).
Обучающие программы это программы предназначенные для развития человеческих способностей. Например для оказания помощи в запоминании иностранных слов.
Обучающая программа, полное описание процесса программированного обучения, содержащее точные указания как о дозировании — делении на части (порции) — учебного материала и о последовательности его изложения (чтения по учебнику), так и о порядке (правилах) перехода от одной порции к другой. Усвоение учащимися материала проверяется серией контрольных вопросов, предлагаемых им либо в конце каждой порции материала, либо периодически в процессе его изучения (причём от правильности ответа зависит переход к следующей дозе материала).
|
|
Схемы обучающих программ: а — линейная с конструктивными ответами; б — линейная с множественным выбором; в — разветвленная: 1, 2, 3,... — порции учебного материала; стрелки обозначают переход к следующей порции при правильном ответе либо возврат к исходному материалу в случае неправильного ответа. |
Наиболее
широко известны линейные и
разветвленные программы (рис.)
В разветвленной Обучающая программа
ответ используется главным образом для
того, чтобы вести обучающегося дальше
по одному из разветвлений программы.
Каждый ответ используется для выявления
возможностей пути, выбранного учащимся,
и определения, что делать дальше. Разветвленная
программа допускает и неправильные ответы,
не мешающие достижению правильного результата,
поскольку они могут быть исправлены прежде,
чем учащийся пойдёт дальше. Разветвленная
Обучающая программа может быть использована
для объяснения учащемуся, в чём ошибочность
его ответов, позволяет выявить учащихся,
которые не поняли ничего из пройденного
курса, и отослать их к самому началу объяснения,
даёт возможность учащемуся с хорошей
подготовкой пройти курс быстрее других,
может быть использована для того, чтобы
дать самому учащемуся возможность выбрать
степень глубины изучения материала.
Применяются и др. виды Обучающая программа,
например комбинированные, в которых линейные
программы в определенных пунктах переходят
в разветвленные для того, чтобы успевающий
ученик мог избежать порядка следования,
в котором нуждается отстающий.