Контрольная работа по «Психология личности и группы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Наряду с понятием «личность» в науке нередко термин «индивид», «индивидуальность».

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Мотивация в структуре личности………………………………….....5
Глава 2. Мотивация успеха. Мотивация боязни неудачи……………………..8
Глава 3. Эмоционально-волевые характеристики личности………………...10
Заключение……………………………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

психология кр.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 
по дисциплине «психология личности и группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

студентки группы

ВИС-11

Пятко Натальи

 

2013 год

 

 

 

 

Тема №6:

«Индивидуально-психологические свойства личности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Мотивация в структуре личности………………………………….....5

Глава 2. Мотивация успеха. Мотивация боязни неудачи……………………..8

Глава 3. Эмоционально-волевые характеристики личности………………...10

Заключение……………………………………………………………………...15

Список литературы……………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

На вопрос, что такое личность, психологи  отвечают по-разному. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые  являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Личность —  это человек, взятый в системе  таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе  связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для  него самого и окружающих. Наряду с  понятием «личность» в науке нередко  термин «индивид», «индивидуальность». В понятие «индивид» входят как  качества, отличающие данного человека от других людей, так и общие для  него и многих других людей свойства. Индивидуальность — это самое  узкое по содержанию понятие. Оно  содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое  их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.

Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его  природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение  человека, его деятельность и общение, выделяют следующие: темперамент, характер, задатки и способности.

 

Глава 1. Мотивация в структуре личности

 

Вообще, проблема мотивов и мотивации  поведения - одна из стержневых и наиболее трудных в психологии. «Трудность здесь состоит в том,- писал  Б. Ф. Ломов, - что в мотивах и  целях наиболее отчетливо проявляется  системный характер психического; они  выступают как интегральные формы  психического отражения».

Когда ищут ответ на вопрос, «что же такое мотивы», нужно помнить, что это одновременно ответ на вопросы: «зачем», «для чего», «почему», «отчего человек ведет  себя именно так, а не иначе»? Чаще всего  бывает так, что то, что принимают  за мотив, позволяет ответить только на один или два из перечисленных  вопросов, но никогда на все.

Действительно, в качестве мотива назывались самые  различные психологические феномены. Это - намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л. И. Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П. А. Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г. А. Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К. К. Платонов); предметы внешнего мира (А. Н. Леонтьев); установки (А. Маслоу); условия существования (К. Вилю-нас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В. С. Мерлин); соображение, по которому субъект должен действовать (Ф. Годфруа). Вообще-то подобное многообразие взглядов не должно удивлять, если согласиться с тем, что само поведение человека весьма многообразно.

Тем не менее, большинство психологов сходятся на том, что чаще всего мотив - это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

Распространенность  этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива, отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека.

Наиболее  распространенной и принимаемой  точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку  мотивация детерминирует не столько  физиологические, сколько психические  реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство  психологов считают, что мотив - это  не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем  мотива является стимул, а побудителем  поступка - внутреннее осознанное побуждение.

Мотив может  выступать как намерение. Зная намерения  человека, можно ответить на вопросы: «чего он хочет достичь?», «что и  как хочет сделать?» и тем  самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в  качестве мотивов, когда человек  либо принимает решение, либо когда  цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанная с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой - очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

Следовательно, мотив личности - это и потребность, и цель, и намерение, и побуждение, и свойство личности, детерминирующие  поведение человека.

 

Глава 2.Мотивация успеха. Мотивация боязни неудачи

 

Толчком к деятельности могут в равной степени стать желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Выделяют два важных типа мотивации — мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Мотивация успеха, несомненно, носит положительный характер. При такой мотивации действия человека направлены на то, чтобы достичь конструктивных, положительных результатов. Личностная активность здесь зависит от потребности в достижении успеха. А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже боится возможного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Мотивация успеха.

Личности  этого типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия —  ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят  от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.

Предпочитают  брать на себя средние по трудности  или же слегка завышенные, хоть и  выполнимые обязательства. Ставят перед  собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие  качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.

Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально  ее сложности. В особенности это  проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его  привлекательность остается, тем  не менее, на прежнем уровне.

Мотивация боязни неудачи.

Малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.

Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки  исключения).

Склонны планировать свое будущее на менее  отдаленные промежутки времени.

В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как  правило, снижается. Причем это будет  происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне или выбрано  самим субъектом, хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может  быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

Если  говорить о диагностике мотивации  успеха и мотивации боязни неудачи, то самым оптимальным методом  оказывается наблюдение, ведь у наблюдающего человека есть возможность следить за поведением и деятельностью другого человека в различных жизненных ситуациях. Кроме того, он может подвергнуть анализу свои наблюдения над личностью, его деятельность и поведение.

 

Глава 3. Эмоционально-волевые характеристики личности

 

Эмоциональные характеристики

В психологии под эмоциями понимают психические  процессы, протекающие в форме  переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и  внутренних ситуаций для жизнедеятельности  человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Чем сильнее эмоция, тем больше она дезорганизует  эту деятельность.

Причинами возникновения являются особенности  окружающей действительности и внутреннее состояние человека.

Выделяют  следующие виды эмоций:

- базовые (первичные), проявляются, как у человека, так и животных. Возникают в определенной ситуации и пропадают вместе с ней.

- социальные (вторичные) лишь у человека, устойчивы, не зависят от ситуации, формируются на основе базовых.

Критерии  базовых эмоций:

1. имеют  четкие нервные центры,

2. проявляются  при помощи специфической мимики,

3. влекут  за собой специфические, осознанные  человеком переживания,

4. возникли  в результате эволюционно-биологических  процессов,

5. способствуют  адаптации.

К базовым  эмоциям можно отнести:

Радость — положительное эмоциональное  состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить  актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко выраженного  положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция  на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное  состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой  информацией о невозможности  удовлетворения важнейших жизненных  потребностей.

Гнев  — эмоциональное состояние, отрицательное  по знаку, как правило, протекающее  в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение  — отрицательное эмоциональное  состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение  с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными  или эстетическими принципами и  установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное  состояние, возникающее в межличностных  взаимоотношениях и порождаемое  рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с  жизненными позициями, взглядами и  поведением объекта чувства.

Страх —  отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом  информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд  — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных  помыслов, поступков и внешности  не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о  подобающем поведении и внешнем  облике.

Функции эмоций - сигнальная (сигнализирует о том, что из происходящего имеет значение для человека) и регулятивная (где, эмоция – мотив для поведения).

Эмоции  относительно слабо проявляются  во внешнем поведении, иногда вообще не заметны. Эмоции являются интегральными реакциями организма на воздействия факторов внешней и внутренней среды, а также на результаты собственной деятельности. Эмоции являются непосредственной формой выражения чувств.

 

Волевые характеристики

Творческая  жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи, требуют от человека большой активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет конкретные цели в своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления и воплощения задуманного  в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Воля - это способность  человека действовать в направлении  сознательно поставленной цели, преодолевая  при этом внешние и внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления).

Информация о работе Контрольная работа по «Психология личности и группы»