Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 18:27, контрольная работа
Краткое описание
Актуальными в настоящее время являются вопросы воспитания посредством коллектива, применение критериев и принципов к отбору современного образования. Исследование этих вопросов невозможно без знания психологических основ развития и становления человека. Поэтому задача контрольной работы – это в первую очередь раскрытие научных теорий, фактов педагогики и психологии. Ответы на вопросы о средствах воспитания, сущности содержания современного образования. Раскрытие основных теорий темперамента, общения. Раскрытие понятий. Выполнение практической части контрольной работы.
Содержание
Введение 3 I. Раскрытие содержания следующих вопросов 1. Темперамент. Основные теории темперамента. Характеристики основных типов темперамента 4 2. Цели и уровни общения. Культура межличностного общения. Три стороны общения: коммуникативная, перцептивная, интерактивная 6 3. Понятие и сущность содержания образования. Критерии и принципы отбора содержания образования 8 4. Коллектив как средство воспитания. Этапы и уровни развития детского коллектива 10 II. Раскрытие следующие психологические понятия: интервью, компенсация, конфликт 14 III. Раскрытие следующие педагогические понятия: экспериментирование, общая педагогика, знания 16 IV. Практическое задание 17 Заключение 18 Использованная литература 19
2. Критерий высокой научной
и практической значимости
содержания образовательного
материала, включаемого в каждый отдельно
взятый учебный предмет и систему учебных
дисциплин, изучаемых в школе. В учебные
предметы следует включать важные в общеобразовательном
отношении знания о знаниях – что такое
определение, научный факт, теория, концепция,
процесс и другой.
3. Критерий соответствия
сложности содержания образовательного
материала реальным учебным
возможностям школьников данного возраста.
4. Критерий соответствия
объема содержания имеющемуся
времени
на изучение данного предмета.
5. Критерий
учета международного опыта построения
содержания
общего среднего образования.
6. Критерий
соответствия содержания имеющейся
учебно-методической и материальной
базе современной школы.
Таковы принципы, факторы и
общедидактические критерии формирования
содержания общего школьного образования.
4. Коллектив как средство
воспитания. Этапы и уровни развития детского
коллектива
Коллектив как специально организованное
объединение учащихся формируется не
сразу, а проходит через ряд этапов.
Этапы развития коллектива, где требование
выступает основным параметром, определяющим
его становление, впервые были обоснованы
А. С. Макаренко. В развитии воспитательного
коллектива он считал закономерным переход
от категорического требования педагога
до свободного требования каждой личности
к себе на фоне требований коллектива.
На первом этапе в качестве средства, сплачивающего
детей в коллектив, должно выступать единоличное
требование педагога к учащимся.
На втором этапе развития коллектива
основным проводником требований к личности
должен быть актив. Педагогу в связи с
этим необходимо отказаться от злоупотребления
прямыми требованиями, направленными
непосредственно к каждому воспитаннику.
Здесь вступает в силу метод параллельного
действия, поскольку педагог имеет возможность
опереться в своих требованиях на группу
учащихся, которые его поддерживают. Однако
сам актив должен получить реальные полномочия,
и только с выполнением этого условия
педагог вправе предъявить требования
к активу, а через него и к отдельным воспитанникам.
Третий этап органично вырастает из второго,
сливается с ним. "Когда требует коллектив,
когда коллектив сближается в известном
тоне и стиле, работа воспитателя становится
математически точной, организованной
работой", – писал А.С.Макаренко. Положение
"когда требует коллектив" говорит
о сложившейся в нем системе самоуправления.
В настоящее время сложился
другой подход (Л. И. Новикова, А.Т.Куракин
и др.) к определению стадий развития коллектива,
в рамках которого признается, что не только
требования, но и другие средства могут
выступать сплачивающим детей средством.
Л.И.Новикова выделяет:
1) стадию сплочения коллектива;
2) стадию превращения
коллектива в инструмент воспитания
всех учащихся;
3) стадию, когда важнейшей
заботой коллектива становится
корректировка социального опыта
и развитие творческой индивидуальности
каждого воспитанника.
В последние десятилетия наметилась
отчетливая тенденция называть коллективом
группу людей высокого уровня развития,
отличающуюся сплоченностью, интегративной
деятельностью, коллективистической направленностью
(Я. Л. Коломинский, А. В. Петровский, Л.И.Уманский).
Самое существенное качество группы –
уровень ее социально-психологической
зрелости. Именно высокий уровень такой
зрелости превращает группу в качественно
новое социальное образование, новый социальный
организм – в группу-коллектив.
Для осознания возможностей
детского коллектива в воспитании личности
рассмотрим уровни развития группы как
коллектива. Изучая детские коллективы,
Л.И.Уманский выделил признаки социально-психологической
зрелости группы.
Начальное объединение группы,
дети приняли статус первичного коллектива,
цели каждой личности в группе проектируются
заданием, группа поднимается на одну
ступеньку – она становится группой-ассоциацией.
На этом уровне начинается единая жизнедеятельность
группы, появляются первые ростки ее коллективообразования,
закладываются первые кирпичики формирования
ее структуры как коллектива. Совместная
жизнедеятельность в рамках официальной
первичной группы дает ей возможность
перейти к более высоким уровням организации,
а главное, изменяет межличностные отношения
и ведет при благоприятных условиях на
следующую ступень – к кооперации.
Группа-кооперация отличается
реальной и успешно действующей организационной
структурой, высоким уровнем групповой
подготовленности и сотрудничества. Ее
межличностные отношения и ее внутригрупповое
общение носят сугубо деловой характер,
подчиненный достижению высокого результата
в выполнении конкретной задачи в том
или ином виде деятельности. Направленность
и психологическая совместимость здесь
вторичны и зависят от единства целей
и взаимодействия. Это создает условия
для перехода группы-кооперации на следующую
ступень – автономизацию.
Группа-автономия характеризуется
высоким внутренним единством по всем
подструктурам и общим качествам, кроме
интергрупповой активности. Именно на
этом уровне члены группы идентифицируют
себя с ней ("Моя группа"). В ней происходит
процесс обособления, эталонизации (монореферентности),
внутренней слитности и спаянности, которые
являются внутригрупповой основой для
перехода к высшему уровню.
Однако группа-автономия может
уйти в сторону от коллектива – к корпорации.
Это возможно в том случае, если произойдет
гиперавтономизация, если обособление
приведет к замкнутости, группа изолирует
себя от других групп данной общности,
замкнет свои цели внутри себя, если она
начнет противопоставлять себя другим
группам и осуществлять свои цели любой
ценой, в том числе и за счет других групп.
В этом случае появляется корпоративная
направленность как "групповой эгоизм"
(Т. Н. Мальковская) и групповой индивидуализм,
а сама группа превращается в группу-корпорацию
– лжеколлектив.
Детский коллектив – важнейший
фактор целенаправленной социализации,
воспитания личности. Его влияние на личность
во многом зависит от того, в какой мере
цели и задачи коллектива осознаны его
членами и воспринимаются ими как свои
личные. Органическое единство личного
и социального рождается в коллективной
общественно полезной деятельности и
проявляется в коллективизме.
Коллективизм – это чувство
солидарности с группой, осознание себя
ее частью, готовность к действиям в пользу
группы и общества. Воспитание коллективизма
в школьном коллективе достигается различными
путями и средствами: организацией сотрудничества
и взаимопомощи в учебе, труде, общественной
работе; совместным участием школьников
в культурно-массовых и спортивных мероприятиях;
постановкой перед учащимися перспектив
(целей деятельности) и совместным участием
в их осуществлении; активизацией работы
детских и юношеских общественных организаций.
Таким образом, учебно-воспитательный
коллектив – это организованная группа,
в которой ее члены объединены общими
ценностями и целями деятельности, значимыми
для всех детей, и в которой межличностные
отношения опосредуются социально и личностно
значимым содержанием совместной деятельности.
II. Раскройте следующие
психологические понятия: интервью, компенсация,
конфликт
Интервью – в психологии –
способ получения социально-психологической
информации с помощью устного опроса.
В сравнении с анкетированием предполагает
большую свободу опрашиваемого в формулировке
ответов, большую развернутость ответов.
Часто вопросники для интервью строятся
по типу анкет социологических, ставящих
целью получение распределения типичных
ответов по большому количеству вопросов.
Такой подход нужен лишь на первой стадии
исследования, для первичной ориентировке
в проблеме. Вопросники могут дать ценные
результаты для дальнейшего уточнения
изучаемых свойств и выдвижения новых
гипотез. Современный этап характерен
координацией практических, теоретических
и методологических проблем интервью
в целях использования его как особого
метода получения информации на основе
вербальной коммуникации. Различаются
два вида интервью: 1) интервью свободные
– не регламентированные темой и формой
беседы; 2) интервью стандартизованные
– по форме близкие к анкете с закрытыми
вопросами. Границы между этими видами
подвижны и зависят от сложности проблемы,
цели и этапа исследования. Степень свободы
участников определяется наличием и формой
вопросов, уровень получаемой информации
– богатством и сложностью ответов. В
ходе беседы интервьюер может попасть
в одну из следующих ситуаций: 1) респондент
– (опрашиваемый) знает, почему он поступил
или поступит так, а не иначе; 2) респонденту
недостает информации о причинах своего
действия; 3) интервью ставит целью получить
симптоматическую информацию, хотя респонденту
она такой не кажется. Конкретная ситуация
определяет применение разных методов
интервьюирования. В первом случае достаточно
использовать упорядоченный, строго направленный
вопросник. В двух других ситуациях требуются
методы, предполагающие сотрудничество
респондента при поиске нужной информации.
Примеры таких методов – интервью клиническое
и интервью диагностическое.
Компенсация – Согласно З. Фрейду
– реакция организма и психики, противодействующая
травматическим возбуждениям путем изъятия
активной энергии у всех психических систем
и созданием соответственного энергетического
заполнения вокруг травмированных элементов.
Согласно А. Адлеру – повышенное, компенсаторное
развитие физических, психических и личностных
компонентов, возмещающее некий недостаток,
реальный или мнимый. Чрезмерная компенсация
переходит в сверхкомпенсацию. Та и другая
выступают как механизмы и средства нейтрализации
и преодоления комплекса неполноценности.
Конфликт – столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
мнений или взглядов оппонентов или субъектов
взаимодействия (конфликт, внутриличностный).
В основе любого конфликта лежит ситуация,
включающая:
1) либо противоречивые
позиции сторон по какому –
то поводу;
2) либо противоположные
цели или средства их достижения
в данных условиях;
3) либо несовпадение интересов,
желаний, влечений оппонентов, и
пр.
Конфликтная ситуация содержит
субъектов возможного конфликта и его
объект. Но, чтобы конфликт начал развиваться,
необходим инцидент, когда одна из сторон
начинает действовать, ущемляя интересы
другой стороны. Если другая сторона отвечает
тем же, конфликт переходит из потенциального
в актуальный; далее он может развиваться
как прямой или опосредованный, конструктивный
стабилизирующий или неконструктивный
( конфликт продуктивный; организация:
конфликт: тип). Как субъект взаимодействия
в конфликте может выступать и отдельное
лицо (конфликт внутриличностный), и несколько
лиц (конфликт межличностный). В зависимости
от конфликтной ситуации выделяются конфликты
межгрупповые (дискриминация межгрупповая),
межорганизационные (конфликт организационный),
классовые, межгосударственные. В особую
группу выделяются конфликты межнациональные
(отношение межэтническое).
III. Раскройте следующие
педагогические понятия: экспериментирование,
общая педагогика, знания
Эксперимент (от лат. Experimentum – проба,
опыт), также опыт, в научном методе – метод исследования некоторого
явления в управляемых условиях. Отличается
от наблюдения активным взаимодействием
с изучаемым объектом. Обычно эксперимент
проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным
камнем эмпирического подхода к знанию. Критерий Поппера выдвигает возможность постановки
эксперимента в качестве главного отличия
научной теории от псевдонаучной. Эксперимент – это метод исследования,
который воспроизводится в описанных
условиях неограниченное количество раз,
и даёт идентичный результат.
Особенности:
исследователь сам вызывает
изучаемое явление,а не ждет когда оно произойдет;
может изменять условия протекания
изучаемого процесса;
в эксперименте можно попеременно
исключать отдельные условия с целью устранить закономерные
связи;
эксперимент позволяет варьировать количественное соотношение
условий и осуществлять математическую
обработку данных.
Общая педагогика – исследует
основные закономерности воспитания как
специально организованного педагогического
процесса и составляет основу для разработки
всех отраслей педагогических знаний:
общие основы педагогики; дидактика (теория
обучения); теория воспитания, школоведение
(теория управления и руководства школьным
делом).
Знание – форма существования и систематизации
результатов познавательной деятельности
человека. Выделяют различные виды знания:
обыденное ("здравый смысл"), личностное,
неявное и др. Научному знанию присущи
логическая обоснованность, доказательность,
воспроизводимость познавательных результатов.
Знание объективизируется знаковыми средствами
языка.
IV. Практическое задание
Ниже приводится несколько
разных определений понятия «общение».
Выберите из них то, которое, на ваш взгляд,
с наибольшей полнотой и точностью отражает
сущность социально-психологического
явления, составляющего научное содержание
данного понятия:
1. «Общение – обмен
информацией между людьми, их
взаимодействие» (Р.С. Немов).
2. «Общение взаимодействие
двух или более людей, состоящее
в обмене между ними информацией
познавательного или аффективно-оценочного
характера» (Психологический словарь).
3. «Общение – сложный, многоплановый
процесс установления и развития контактов
между людьми, порождаемый потребностями
совместной деятельности и включающий
в себя обмен информацией, выработку единой
стратегии взаимодействий, восприятия
и понимания другого человека».
4. «Общение – взаимодействие
людей, в котором происходит обмен эмоционально-чувственной
и рациональной информацией и деятельностью».
5. «Понятие «общение»
в широком смысле включает
в себя всю совокупность социальных
отношений, поскольку социальное
отношение: экономическое, политическое
и идеологическое – имеет свою
социально-психологическую сторону и
проявляется в непосредственном или опосредованном
контакте между людьми» (Б.Д. Парыгин).