Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2015 в 10:17, контрольная работа
I. Особенности деятельности детей с умственной отсталостью.
2. Психологический портрет умственно отсталых при двигательных, слуховых и зрительных нарушениях.
3. Психологическая характеристика лиц с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В 13% семей умственно отсталых детей родители являлись алкоголиками, наркоманами, правонарушителями. В этих семьях отмечалось насилие по отношению друг к другу и собственным детям.
Подавляющее большинство семей, воспитывающих умственно отсталых детей, живут за чертой бедности.
Ум в представлениях
людей является очень большой
ценностью, и в связи с этим
интеллектуальное недоразвитие
рассматривается как серьезная
и отчасти отталкивающая
Дефект ребенка
может интерпретироваться как
собственная неполноценность, особенно
когда родитель отождествляет себя с ним.
Из-за этого резко страдают цели его жизни.
Потеряв уверенность в себе, такая мать,
например, не умеет организовать необходимый
уход, не способна применить даже известные
ей знания по воспитанию, теряется при
каждом новом обнаружении проявлений
болезни.
Родители, предчувствующие пренебрежение,
жалость или удивление окружающих и утрату
своего общественного престижа, начинают
больше заботиться о том, чтобы ребенок
лучше выглядел на людях, или даже скрывает
его от людей. В такой борьбе за внешнее
впечатление они могут «забыть» о необходимости
уделять особое внимание корригирующему
воспитанию. Стыдясь ребенка, они не замечают
его действительных нужд.
Одновременное переживание
и любви, и неприязни родителями к их детям,
вероятно, очень интенсифицируется по
отношению к умственно отсталому ребенку.
Неспособность отсталого ребенка и его
раздражающее поведение — источники дополнительных
разочарований, они вызывают гнев, негодование,
которые могут привести даже к желанию
его смерти. В связи с этим можно ожидать
несообразного поведения, проявляющегося
то отвержением, то сверхопекой.
Иногда один из родителей принимает
роль мученика и жертвует всем во имя ребенка.
Последний, таким образом, становится
фокусом всех родительских устремлений
в ущерб интересам других членов семьи.
Это может привести к нарушению семейных
отношений, включая конфликты между родителями,
с другими детьми в семье и т. п. Умственно
отсталый ребенок оказывается причиной
обоюдных упреков и критики. Как правило,
в этой ситуации ребенку, отстающему в
развитии, не лучше, так как чрезмерная
опека чаще всего выражается в том, что
за него все делают, не позволяя пробовать
свои силы и совершенствовать, таким образом,
умения. Положение становится еще более
трудным, если из-за него возникают конфликты,
распадается семья. Настроение матери
мешает ей заниматься воспитанием, передается
ребенку, создавая условия для невротических
и даже психотических реакций.
В некоторых случаях родители остро
переживают критику их отсталого ребенка
и реагируют негодующе и воинственно.
В крайних случаях они отвергают само
существование недоразвития, оправдывая
недостатки ребенка, и ищут подтверждения
у специалистов своего мнения. Если дефект
сына или дочери отвергается искренне,
то, естественно, родители мало что делают
для воспитания, необходимого психически
недоразвитому индивиду.
Обычно свои мечты о достижениях и счастье
родители переносят на детей. Нередко
через них они пытаются реализовать свои
неосуществленные стремления. Отсталый
же ребенок оказывается совершенно неподходящим
для этого средством. Такое разочарование
— плохой помощник воспитателю. Не видя
возможности осуществить свои амбиции,
родитель не сможет заметить реальных
успехов ребенка и помочь ему совершенствовать
его скромные возможности для социального
приспособления.
Человеческое стремление к
душевному контакту редко осуществляется
полностью. Некоторым очень трудно разделить
свои переживания даже с родителями и
близкими. Им хочется в собственном ребенке
найти существо, способное на тонкую душевную
близость и понимание. Такая надежда могла
сформироваться в воображении еще до рождения
ребенка. Эта надежда рушится из-за относительной
неспособности отсталого ребенка к общению
или из-за его невозможности ответить
на попытки родителя достигнуть полного
взаимопонимания.
Психическое недоразвитие ребенка оживляет
тревоги, связанные с чувством беспомощности,
которые драматически напоминают родителю,
что его мечты могут быть целиком уничтожены
и что ни он, и никто другой не могут ничего
с этим сделать. Из-за подобных мыслей
родители опускают руки, перед лицом своей
незащищенности от трудностей они не могут
заставить себя сделать необходимое усилие
для обслуживания и лечения ребенка.
Не так уж редко людям не удается
осуществить свои детские и юношеские
мечты в профессиональном плане, стать
яркими и значительными личностями в обществе.
В таком случае у них может появиться стремление
занять важную и социально значимую позицию
в семье — роль мужа, отца, матери, жены
и т. п. Внезапное крушение надежд, неспособность
выполнения родительских ролей согласно
своему идеалу при появлении в семье отсталого
ребенка могут привести некоторых из них
к мыслям о собственной ничтожности и
никчемности в обществе. У них пропадают
стимул и смысл жизни, и они действительно
перестают справляться с родительскими
обязанностями.
Обычно родители стремятся предугадать
будущее своего ребенка, с воодушевлением
ожидая таких событий, как посещение школы,
успехи в ней, в спорте, думают о браке,
о профессиональных достижениях сына
или дочери и т. д. Естественно, что родители
поддерживают оптимистическую ориентацию
на будущее. Семья с отстающим в развитии
ребенком, с другой стороны, вероятно,
предвидит его будущее как источник возрастающей
фрустрации и тревоги. Родители боятся,
что их ребенок предстанет перед такими
психическими травмами, как учебные неудачи,
неспособность посещать массовую школу,
работать, жить независимо, быть обреченным
на одиночество и изоляцию. В их представлении
будущее не несет ничего хорошего, в связи
с этим они живут прошлым, сменив оптимистическое
отношение к жизни на пессимистическое,
давая ребенку намного меньше того, что
могли бы дать.
Видя символическое продолжение своей
жизни в детях, а затем и во внуках, родители
умственно отсталого переживают, кроме
всего прочего, еще и возможность прекращения
их рода, особенно если этот ребенок —
единственный.
Рождение больного ребенка
травмирует матерей, нарушает психическое
здоровье и меняет жизненный стереотип.
Е.М. Мастюкова провела клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих аномальных детей. Было выделено две основные группы.
Матери первой группы отличались подвижностью, активностью, истероидными особенностями поведения. Известие о болезни ребёнка у них вызвало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда их посещали мысли о суициде. Наблюдалось нарушение сна, усиление депрессии. Таким образом, у матерей формировалось стойкое субдепрессивное настроение, часто сопровождающееся слезами и тревожными опасениями за настоящее и будущее ребёнка. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по незначительному поводу возникали вспышки гнева, а затем приступы раскаяния. В соматике отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебания артериального давления. При длительности психотравмирующей ситуации в семье, личностные особенности матерей претерпевали некоторые изменения. Женщины теряли интерес к окружающему и т. д. Они становились несколько спокойнее, но и безразличнее.
Для женщин второй группы были характерны меньшая активность,
стремление к уединению, небольшой круг общения. Матери не представляли
в полной мере всей тяжести состояния
ребёнка. Сообщение о сущности нарушения
принимали достаточно спокойно, причём
в болезни ребёнка обвиняли исключительно
медицинский персонал. Со временем матери
осознавали истинное положение, в котором
оказались, складывалась тенденция действий
на настоящее, не строить планы на будущее.
У многих из них наблюдались депрессивные
состояния: ухудшалось настроение, появлялись
приступы отчаяния.
В то время, когда детям-инвалидам
становилось четыре и более лет, только
треть матерей может адаптироваться к
трудной жизненной ситуации.
Сплотиться вокруг больного
ребенка удалось лишь немногим семьям.
Многие семьи распадаются, не выдержав
бремени переживаний и ответственности
за судьбу ребенка-инвалида.
Помощь родителям,
переживающим потрясение из-за невозможности
осуществить амбиции, в отношении оказавшегося
отсталым ребенка различна. Тем, у кого
имелись характерологические особенности
или невротические симптомы до рождения
ребенка, необходимо назначить соответствующее
психотерапевтическое или медикаментозное
лечение. Тяжело переживающим психически
полноценным родителям необходима моральная
поддержка, обсуждение с ними родительских
ценностей и обязанностей и их важности
для воспитания. Необходимо обратить их
внимание на имеющиеся привлекательные
особенности ребенка, указать на то, как
он нуждается во всемерной и умелой заботе.
Наиболее часто наблюдаются
разочарования и отчаяние родителей в
связи с неспособностью преодолеть возникающие
житейские трудности, сопровождающие
уход за отсталым ребенком и его воспитание.
Даже понимая свои обязанности и душевно
принимая больного, мать может быть не
в силах обслужить его, в особенности если
у него гиперактивное поведение или в
семье имеются другие маленькие дети.
Как правило, в таком же трудном положении
оказывается мать после распада семьи.
Тяжесть возникновения у нее отчаяния
зависит от выраженности и множественности
проявлений неполноценности у ребенка,
размеров семьи, эмоционального климата,
материального благополучия, территориальной
близости к необходимым медико-педагогическим
учреждениям и т. д. Усложняют положение
семьи слабое понимание врачами реальных
родительских требований и недостаточность
медико-педагогических учреждений, консультирующих
и осуществляющих помощь. Врачи не всегда
учитывают различия между семьями, имеющими
детей с психическим недоразвитием.
Некоторые специалисты рассматривают
умственную отсталость как безнадежное
состояние и предлагают родителям прекратить
борьбу за улучшение в их развитии, с тем,
чтобы отдать ребенка в специализированное
учреждение. Даже если это и не говорится,
то родители все равно не получают необходимую
помощь.
В зависимости от возраста ребенка
и выраженности трудностей он может обслуживаться
на дому, направляться в детсад на постоянное
посещение или на время (для отдыха матери),
снабжаться специальными приспособлениями
для ухода и т. д. Таким образом, правильное
понимание специалистами нужд семьи и
ее поддержка в сочетании с разумным использованием
возможностей учреждений могут эффективно
смягчить переживания родителей и в то
же время уменьшить число направлений
детей в специализированные учреждения.
Трудности в семьях с умственно отсталыми
детьми возникают на разных этапах жизни
ребенка, так как с возрастом его требования
увеличиваются. Поэтому родителям необходимо
поддерживать постоянную связь с врачами,
специальными психологами, специальными
педагогами и дефектологами.
Медико-генетическую консультацию
семьи желательно совмещать с психолого-педагогическими
советами. Следует дать информацию об
особенностях состояния ребенка, его возможностях,
развитии, обучении. Необходимо оптимизировать
отношения в семье через принятие адекватных
ролевых позиций. В среднем для 50% семей,
обратившихся за консультациями, они оказываются
бесполезными. Половина недопонимает
полученную информацию. Не более 25% усваивают
полученное. Имеет значение психическое
состояние родителей, предубеждения, ожидания,
а также особенности личности консультанта.
Семья с умственно
отсталым ребенком находится
в ином положении в обществе,
чем семья здорового ребенка. Это накладывает
отпечаток на процесс его воспитания.
Специфика отношений с таким ребенком
может усугубить его недоразвитие. Недоучет
индивидуальных особенностей общения такого
ребенка с родителями может обострить
противоречия между возможностями ребенка
и требованиями общества.
Рекомендации специалистов
этим семьям должны предусматривать все
то, что поможет интеграции ребенка в общество:
сообщение оптимальной информации по
физиологии, психологии и педагогике аномальных
детей, перспективах развития. Кроме того,
следует предоставить сведения о возможностях
медицинских, психологических и социальных
служб, и побуждать обращаться за помощью
к специальным педагогам (дефектологам)
и к психотерапевтам для поддержания благоприятного
психологического климата в семье. С целью
снижения эмоционального напряжения и
тревожности, чувства беспомощности и
вины нужна психологическая помощь, клубы
неформального общения семей, общины для
проживания подросших инвалидов, имеющих
стареющих родителей.
В работе с родителями умственно
отсталых детей следует соблюдать тактичность,
убеждать их в необходимости по мере возможности
жить с ребенком нормальной жизнью, развивая
его и обучая навыкам самообслуживания.
Необходимо помочь родителям адаптировать
детей к окружающей действительности,
сформировать адекватное представление
о месте их в обществе.
Включение родителей
в коррекционно-педагогический
Прежде всего, необходимо изменить в лучшую сторону отношение родителей к детям, чтобы появилось осознание проблем ребенка и необходимости проведения коррекционной работы с ним.
Родители должны овладеть приемами коррекционно-педагогической работы с ребенком. Между педагогами и родителями должны установиться доверительные отношения. Кроме методической помощи, матери нуждаются в психокоррекционной помощи, содержание которой зависит от их личностных особенностей,
Виды консультативной
психологической помощи семье
Существующие сегодня
в мировой практике виды консультативной
психологической помощи семье чрезвычайно
разнообразны. Они могут различаться ориентированностью
работы и характером оказываемой помощи
и задач, решаемых специалистами. Эти различия
формируют ту или иную модель помощи. Каждая
из таких моделей опирается на собственную
теоретическую базу и предопределяет
используемые методы работы.
По своей ориентированности психологическая
помощь может оказываться:
а) преимущественно одному члену семьи
в связи с проблемами, которые прямо или
косвенно вызваны его семейной жизнью
или ее отсутствием;
б) брачной или предбрачной паре;
в) семье в целом;
г) родителю или родителям;
д) родителям и детям;
е) ребенку или подростку.
По своему характеру психологическая
помощь может состоять:
а) в рекомендации организационных мер,
связанных с воспитанием ребенка, таких,
как направление в специальные или вспомогательные
школы, специальные детские сады, направление
на дополнительные консультации у психоневролога,
логопеда, психолога-консультанта другого
профиля и т. д.;
б) в рекомендации методов воспитания,
обучения;
в) в профессиональной ориентации подростков;
г) в определении готовности ребенка к
школьному обучению и выявлении причин
трудностей в учении;
д) в осуществлении психотерапевтических
и психокоррекционных воздействий.
Все указанные виды помощи являются психологическими
в том смысле, что они нацелены на проблемы,
вызванные психологическими причинами,
и основаны на психологическом воздействии.
В ситуации оказания психологической
помощи в рамках психотерапевтической
модели консультант опирается, прежде
всего, на
1) личностные ресурсы своего клиента и
на свои личностные ресурсы;
2) на закономерности и психотерапевтический
потенциал общения как в диаде консультант
клиент, так и в группе, в том числе в семье.
Психолог-консультант, таким образом,
апеллирует к разуму, эмоциям, чувствам,
потребностям и мотивам клиента, так же
как к его способности общаться с людьми,
при этом используя различные техники,
приводящие в движение эти ресурсы клиента.