Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа
Краткое описание
Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.
Анализ любой профессиональной
деятельности представляет собой
целенаправленный и организованный
процесс, в котором можно выделить
три этапа:
- сбор информации о
профессиональной деятельности;
-обработку и обобщение
полученной информации, составление
профессиограмм в виде описания
профессиональной деятельности
в системе «субъект труда –
профессиональная среда»;
- использование профессиограммы
для решения задач психологической
работы (выбор критериев успешности
профессиональной деятельности, подбор
методик для профессионального
отбора, разработка программы обучения,
выявление направлений психокоррекционной
работы и т.д. Содержание этих
этапов сводится к следующему:
Первый этап. Сбор информации о профессиональной
деятельности.
Информация о правоохранительной
деятельности любого порядка
может быть получена из разных
источников. К ним, как правило, относятся:
Литература и документы
(законы, приказы, инструкции, руководства,
наставления и т.п.), в которых
описана и регламентирована соответствующая
правоохранительная деятельность.
Наблюдение за деятельностью
сотрудников.
В процессе наблюдения
психолог старается получить
сведения о структуре конкретной
правоохранительной деятельности,
эмоциональной направленности труда,
процессах общения, а также выделить
те специфические требования, которые
профессиональная деятельность
и соответствующая ей среда
предъявляет к личности сотрудника.
В процессе наблюдения
можно получить сведения об
информационных каналах, загрузке
анализаторов, условиях внешней
среды, соответствии реальной работы
требованиям инструкций и наставлений
и т.д.
Полезными являются результаты
наблюдения за специалистами, различающимися
по профессиональной успешности (сравнивающее
наблюдение). Это позволяет выявить действия
и операции или их отдельные характеристики,
определяющие эффективность деятельности,
и в последующем сформулировать требования
к специалистам.
Традиционное наблюдение
может быть включенным (внутренним) и невключенным
(внешним).
Включенное наблюдение.
Психолог изучает профессиональную
деятельность, участвуя в трудовом
процессе или в процессе овладения
профессиональной деятельностью (трудовой
метод изучения профессий). Этот
метод имеет как преимущества,
так и недостатки.
Преимущества метода:
Психолог постигает профессиональную
деятельность и умеет ее описать;
метод желателен для изучения
той части профессиональной деятельности,
которая состоит из сложных
и тонких автоматизированных
действий, не поддающихся внешнему
наблюдению.
Ограничения метода:
требует много времени; порой
возникают трудности в овладении
конкретной профессиональной деятельностью.
Невключенное наблюдение.
Этот метод подразделяется на
несколько видов:
- метод хронометража (замер времени
выполнения каждой операции);
- метод фотографий;
- метод моментных наблюдений (в
случайные моменты времени психолог
фиксирует, какие операции выполняет
сотрудник, затем дается вероятностная
оценка технологического процесса
профессиональной деятельности);
- метод патологии (анализируются
ошибки в действиях сотрудников,
выявляются определенные сведения
для раскрытия психологических
особенностей конкретной профессиональной
деятельности).
Опрос специалистов.
Опрос проводится как в устной,
так и в письменной форме. Устная
форма, как правило, сводится к
индивидуальным или групповым
беседам или интервью. Одним из
методов анализа профессиональной
деятельности является интервью.
Сущность этого метода заключается
в том, что специально подготовленный
аналитик трудовой деятельности
(менеджер по персоналу, консультант
или исследователь) опрашивает по
специально разработанному плану
лицо, занимающегося анализируемой
деятельностью, или его непосредственного
руководителя о задачах, функциях,
условиях, средствах труда, оборудовании,
знаниях, навыках, способностях и
личностных качествах, необходимых
для выполнения анализируемой
деятельности. Структура типичного
интервью по анализу работы
выглядит следующим образом.
1.Наиболее важные функции анализируемой
деятельности.
2. Знания, необходимые для выполнения
работы.
3. Навыки, необходимые для выполнения
работы.
4. Способности, необходимые для выполнения
работы.
5. Физические действия, выполняемые
в процессе работы.
6. Условия труда.
7. Типичные рабочие эпизоды (например,
описание случаев работы в
стрессовых или опасных ситуациях).
8. Ведение записей и составление
отчетов.
9. Источники информации (инструкции).
10. Руководство (сколько человек
и кто именно находится в
подчинении и т. д.). Очевидными
недостатками метода интервью
в целях анализа трудовой деятельности
являются:
1)Недостаточная стандартизация
и как следствие этого трудности
сопоставления данных различных
интервью.
2) Необходимость специально
подготовленного аналитика.
3) Большие временные затраты.
4) Влияние ошибок интервьюируемого
и интервьюера.
При письменной форме
используются анкеты, опросники, дневники
специалистов, описание критических
инцидентов (краткие рассказы о
реальных ситуациях, поведении, действиях
и т.п.). Для простой деятельности
бывает достаточно описание 50-100
инцидентов. При этом в качестве
критерия сложности деятельности
могут выступать следующие данные:
на 100 инцидентов, выявленных в результате
наблюдения, 2-3 ситуации являются
новыми для сотрудников. В значительной
степени избежать перечисленных
выше ошибок, связанных с применением
интервью, помогают опросные методы
анализа работы.
Эксперимент.
Выделяются специалисты с различной
профессиональной успешностью. С
помощью специальных приборов, методик,
бланков проверяется содержание
разработанной профессиограммы.
Второй этап. Результатом профессиографического
исследования является профессиограмма
– документ, в котором по определенной
схеме представлено всестороннее описание
различных объективных характеристик
профессиональной деятельности и совокупности
ее требований к профессионально важным
качествам специалиста. Совокупность
таких требований называется психограммой.
Мотивационные аспекты деятельности.
Степень обусловленности качества
работы специалиста мотивами
деятельности, наличием соответствующих
склонностей, интересов, увлечений. Наиболее
привлекательные и негативные
стороны работы, основные пути
ее стимулирования, возможности
продвижения по службе и профессионального
совершенствования.
Особенности социально-психологической
и профессиональной адаптации.
Продолжительность и обусловленность
адаптации различными объективными
факторами, ее связь с индивидуальными
характеристиками сотрудников, пути
ускорения.
Наличие и частота ошибок, анализ
их причин. Систематизация ошибочных
действий с учетом их обусловленности
функционированием различных психических
процессов и образований, выделение
ошибок различных типов:
- сенсорно-перцептивных (связанных
с приемом и первичной оценкой
информации);
- гностических (ошибки при
переработке информации и принятии
решений);
- моторных (связанных с
недостатками психомоторики и
речи);
Загруженность в
ходе деятельности различных психических
функций.
Распределение времени и усилий
специалистов на выполнение операций
по приему, переработке информации
и реализации решений; соотношение
загруженности сенсорно-перцептивных,
интеллектуальных и психомоторных
процессов; роль личностных качеств. Психологические
функции, находящиеся под преимущественной
нагрузкой и имеющие наибольшую важность
для обеспечения процесса деятельности.
Динамика психического состояния
специалиста в процессе деятельности.
Характер и степень изменения
психофизиологических функций и
работоспособности специалиста.
Особенности влияния различных
операций в процессе деятельности
и факторов внешней среды на
психическое состояние человека;
общая динамика работоспособности;
изменение функциональных возможностей
различных психических процессов
в ходе выполнения специалистом
своих обязанностей, причины возможного
снижения чувствительности анализаторов,
умственной активности, интенсивности
внимания, ухудшения памяти, координации
движений, физической выносливости,
силы и т.д.
Основные эмоциональные состояния..
Наиболее характерные
для профессии эмоциональные
состояния; ситуации, вызывающие эмоциональное
напряжение, требующее значительных
усилий для его преодоления; степень
их обусловленности самим процессом
деятельности, факторами среды и
социально-психологическими факторами.
Основные пути преодоления
неблагоприятных состояний.
Влияние изменения
состояния на эффективность и
надежность работы специалиста;
возможности управления динамикой
психологического состояния, приемы
и средства, используемые для
этого.
Индивидуальные различия
выраженности тех или иных
состояний; социально-психологические
качества человека, в наибольшей
мере обеспечивающие преодоление
неблагоприятных состояний .
Психограмма.
Личностные особенности.
Требования к уровню профессиональной
направленности и обоснованности
мотивов работы, склонностям по
интересам, опыту социального поведения;
требованиям к волевым качествам
и чертам характера (смелость, решительность,
настойчивость, самообладание, уверенность
в своих силах, исполнительность,
эмоциональная и нервно-психическая
устойчивость и т.д.), организаторским
способностям и другим качествам.
Сенсорно-перцептивные свойства.
Требования к функциям анализаторов (дифференциальному
порогу, лабильности и т.д.) и качествам
восприятия (зрительного, слухового, тактильного,
формы, размера, скорости, удаленности);
преобладающий вид восприятия. Профессионально
важные качества внимания и их сочетание.
Тренируемость и компенсируемость выделенных
свойств.
Особенности мышления, памяти.
Требования к памяти и ее
видам. Преобладающий тип мышления
и его качества. Необходимость
быстро ориентироваться в незнакомой
обстановке, производить расчеты, принимать
правильные решения и т.п.
Требования к воображению. Возможность
развития профессионально-важных
качеств мышления, памяти и воображения.
Моторные свойства.
Требования к психомоторике (наиболее
загруженные функциональные системы
и органы, их взаимодействие и
сочетание; необходимость скорости,
координированности и точности
движений, физической выносливости
и силы).
Требования к речевой функции
(лаконичность, четкость и громкость
речи). Изменение выделенных качеств
психомоторики и речи в ходе
тренировки и возможности компенсации
при их недостаточном развитии.
Соотношение и преобладающее
сочетание в процессе деятельности
личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных,
мнемических и моторных свойств.
Наиболее важные личностные качества
в деятельности оперативного сотрудника.
Заключение
На сегодняшний день уже накоплен
определенный практический опыт психологического
сопровождения профессиональной деятельности
сотрудников ОРД. Важным направлением
работы психологов в данных организациях
является профессионально-психологический
отбор. Для его осуществления требуется
проведение профессиографического анализа
профессиональной деятельности, профессионально
– важных качеств оперативно розыскной
деятельности, результатом которого становится
разработка профессиограмм и психограмм
оперуполномоченных.
При подготовке к занятиям по данной
теме рекомендуется обратить внимание
на следующие положения:
Возможность и необходимость
выделения специфики деятельности сотрудников
оперативных аппаратов органов внутренних
дел. Деятельность сотрудников оперативных
аппаратов органов внутренних дел как
особый вид деятельности. Деятельность
сотрудников оперативных аппаратов органов
внутренних дел как психологическая проблема.
Многоплановый характер деятельности.
Неограниченность информационного поля
познания закономерностей преступного
поведения и оперативно-разыскной деятельности.
Опосредованность познания. Конфликтный
характер деятельности. Творческий характер
деятельности. Противодействие преступной
среде. Сочетание гласных и негласных
форм деятельности. Трудности познавательной
деятельности. Временной, оперативный,
комплексный, индивидуальный характеры
деятельности. Специфика деятельности
и личность сотрудника оперативного аппарата
органов внутренних дел. Соблазны в деятельности
сотрудника оперативного аппарата органов
внутренних дел. Профессиональная бдительность.
Особенности ролевой деятельности. Пластичность
поведения и достижение успеха в работе.
Психологические барьеры и пути их преодоления.
Эмоциональный характер деятельности.
Чрезмерное стремление к успеху. Динамизм
оперативной обстановки. Коммуникативный
характер деятельности. Нормативный аспект
деятельности. Давление общественного
мнения. Статистические и динамические
социально-психологические явления и
оперативно-разыскная деятельность.