Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы: овладение системой основных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности сотруднику правоохранительных органов; воспитание потребности в самосовершенствовании и профессиональном развитии личности.

Вложенные файлы: 1 файл

4.docx

— 456.14 Кб (Скачать файл)

Степень внушаемости зависит главным образом от характера выполняемой индивидом социальной роли, резкое изменение которой, как правило, создает благоприятные условия для повышения внушаемости. И наоборот, повышение значимости исполняемой социальной роли ведет к росту независимости объекта, базирующейся на критичном отношении к своим поступкам.

Сотрудник, если он тщательно наблюдает за интересующим его лицом, всегда может с уверенностью сказать, повысился или понизился у этого лица уровень внушаемости. Сравнивая социальную значимость ролей, сотрудник способен сделать вывод о том, у кого из группы наблюдаемых этот уровень выше, а у кого ниже. Это, безусловно, обеспечивает ему выбор метода воздействия. Однако здесь следует принять во внимание ряд обстоятельств. В частности, чем старше человек, тем тяжелее он поддается внушению. Уменьшение внушаемости происходит постепенно, в процессе воспитания, социального общения и практической деятельности индивида. Образованные люди менее внушаемы, чем необразованные. Внушаемость зависит и от уровня культурного развития нации. Следует отметить, что женщины в основном более внушаемы, чем мужчины. Причиной этого является выполнение женщиной специфических ролей в обществе, в семье, на производстве. Однако, если женщина длительное время занимает престижное положение в обществе или если она выступает в роли лидера, то ее уровень внушаемости может быть не ниже, чем у мужчины.

Практика показывает, что на внушаемость влияют и свойства нервной системы человека. К.И. Платонов отметил, что одной из причин слабой внушаемости, свойственной некоторым лицам, может быть превалирование второй сигнальной системы над первой (мыслительный тип нервной системы) при высокой уравновешенности и подвижности основных корковых процессов 98. Внушаемые, как правило, принадлежат к выраженному художественному типу нервной системы. Внушаемость зависит также и от психического состояния человека и тревожности. Внушаемость самым тесным образом связана и с особенностями психики людей.

Это указывает на тот факт, что сотрудник правоохранительного органа, пользуясь доступными ему методами изучения личности, имеет возможность сделать заключение о внушаемости интересующего объекта. Однако при этом он непременно должен учесть отношение этого объекта к внушающему воздействию.

Исследованиями в последнее время доказано, что, несмотря на теоретическую возможность перевода психики объекта в состояние пониженной критичности, быстро внушить ему идею, противоречащую его нравственным установкам, практически невозможно. Несмотря на чрезвычайно повышенную внушаемость, пишет К.И. Платонов, далеко не все внушаемое реализуется 99. Эту мысль доказывает и тот факт, что в бодрствующем состоянии и в легких фазах гипноза испытуемого практически невозможно заставить с помощью внушения совершать противоправные его убеждениям и взглядам поступки 100. Следует, однако отметить, что все это ни в коей мере не говорит о малой применяемости метода внушения в состоянии бодрствования. Среди других методов воздействия он является наиболее эффективным.

Согласно И.П. Павлову, эффект внушения состоит в концентрации сильного возбуждения в определенном участке головного мозга при условии заторможенности других участков. Отсюда сама модель внушения оказывается очень простой: введение побуждающей идеи на фоне притупленного сознания и снижения критичности со стороны объекта. Таким образом, чтобы обеспечить внушение, нужно «поместить» внушаемого в специфическое фоновое состояние, в котором бы он был глух ко всему, кроме слов внушающего.

Наиболее простым, но вместе с тем и самым надежным способом введения объекта воздействия в фоновое состояние является его расслабление, о высокой степени которого можно судить по ряду признаков: откинутое на спинку кресла (стула) туловище, раскрасневшееся лицо, блестящие глаза, свободно расставленные ноги, распрямленные руки и т. д. Согнутая над столом фигура, подогнутые ноги, блуждающий взор, морщины на лбу и вертикальные складки на переносице указывают на напряженное состояние объекта. Вместе с тем «расслабленность и эмоциональная напряженность, парализуя мышление, усиливают внушаемость» 101.

Если объект воздействия не проявляет признаков расслабления или напряженности, то необходимое для внушения фоновое состояние у него может быть вызвано идентификацией, то есть отождествлением себя с объектом по значимым для него аспектам. Идентификация с объектом воздействия облегчается в том случае, если внушающий: 1) смотрит на вещи, факты, события глазами объекта; 2) от носится сочувственно к его мыслям и желаниям; 3) выбивает у него положительные эмоции. А это ведет к тому, что объект воздействия скорее примет совет или предложение со стороны внушающего. Этого можно добиться также путем активизации сокровенных чувств объекта.

 

Диапазон сокровенных чувств очень широк. В зависимости от индивидуальных особенностей он может включать различные аспекты духовной и материальной жизни людей. Сам процесс активизации воздействия всегда связан с заинтересованностью объекта, то есть с возникновением у него интереса и к внушаемому (оперативному сотруднику), и к проблеме беседы.

Метод постановки и варьирования мыслительных задач. Воздействие осуществляется не только передачей определенной позитивной информации. Информационное воздействие может иметь место в виде постановки вопроса — мыслительной задачи. Основная его суть сводится к постановке задач с целью развития, направления мыслительных процессов лиц, на которых оказывается воздействие.

Воздействие оказывается: 1) приемами постановки задачи (вопроса); 2) направленностью мыслительных процессов в результате постановки задачи (вопроса); 3) оказанием помощи в решении поставленной мыслительной задачи.

Постановка мыслительной задачи в процессе общения осуществляется при помощи вопросов. Поэтому для достижения целей с использованием этого метода необходимо тщательно изучить особенности, виды вопросов, возможные варианты поведения при их постановке.

Сознание конфликтное в общении усиливает рефлексивную деятельность, а вместе с тем и значимость каждого вопроса. За ним всегда предполагается уже определенное знание той информации, которая ожидается постановкой вопроса. Это усиливает воздействие самого вопроса, существенно активизирует мыслительную деятельность лица, к которому этот вопрос обращен.

Можно не только поставить вопрос, но и выразить в нем свое отношение к определенным фактам. Для этого используются: 1) различные вопросительные частицы; 2) виды речевой интонации; 3) сочетание формы вопроса с мимическими возможностями.

 

Вопросительные частицы могут выражать сомнение, недоверие или даже убеждение, противоположное смыслу, заключенному в вопросе. Например, вопросы: «Неужели он не говорил Вам об этом?», «Разве Вы не были в этом месте?» и т. д. Значимость вопроса очень часто усиливается интонацией. Кроме интонации, этот вопрос может существенно усиливаться и мимикой, иронией, убежденностью и т. д.

В оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов при помощи этого метода реализуется и процесс вспоминания по ассоциации. Путем постановки серии вопросов о развитии определенного события достигают существенного оживления временных связей и восстановления в памяти фактов, событий, развивавшихся параллельно событию, в отношении которого ставились вопросы — мыслительные задачи на оживление памяти.

При помощи постановки мыслительных задач возбуждают процесс анализа своих поступков, действий, что является непременным условием для принятия определенных волевых решений, изменения отношения к своему поведению и действиям. Этого нельзя добиться только передачей информации или только убеждением. Надо, чтобы активную переработку всех фактов, всех переданных доводов, произвело лицо, на которое воздействуют, Эту роль и выполняет метод постановки мыслительных задач.

В оперативно-розыскной деятельности этот метод находит широкое применение и при разоблачении ложных показаний. Дело в том, что у человека, дающего заведомо ложные показания, обязательно имеются две мысленные модели события, по поводу которого даются показания. Одна модель отражает событие в том виде как оно имело место в действительности, а другая модель — передаваемую версию о событии. Наличие этих двух моделей приводит к усложнению мыслительных фильтраций после постановки мыслительной задачи — вопроса. Дающий ложные показания стремится в наибольшем количестве деталей совмещать эти две модели — только тогда ложная версия будет правдоподобна. В условиях такой сложной мыслительной работы при умелой постановке вопросов, варьирования их, при неожиданной постановке вопросов, вуалировании главного вопроса серией мелких, незначительных — наступает момент, когда лицо, на которое воздействуют данным методом, не успевает проконтролировать относимость вопроса к модели настоящего события и сообщает факты, относящиеся именно к этому событию, а не к вымышленному.

Воздействие постановкой мыслительной задачи в ряде случаев объясняется тем, что виновное лицо под доминантным возбуждением в ожидании разоблачения часто воспринимает в вопросе такую информационную нагрузку, которая приводит его к выводу о необходимости признать свою вину, хотя из поставленного вопроса это прямо и не вытекает.

 

Заключение

Итак, сыщик-профессионал должен быть самостоятельным в решении задач, оперативным, находчивым, целеустремленным, наблюдательным, иметь навыки перевоплощения и обладать хорошими физическими данными. Особо важно для оперативного работника иметь разбираться в психологических особенностях людей и уметь использовать эти навыки для предупреждения и раскрытия преступлений.

 Этого уже не мало, хотя  понятие сыщик-профессионал, гораздо  шире и может включать в  себя и другие качества.

При самостоятельной подготовке к занятиям по данной теме рекомендуется обратить внимание на следующие положения:

Возможность и необходимость выделения специфики деятельности сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел. Деятельность сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел как особый вид деятельности. Деятельность сотрудников оперативных аппаратов органов внутренних дел как психологическая проблема. Многоплановый характер деятельности.   Неограниченность   информационного   поля   познания закономерностей преступного поведения и оперативно-разыскной деятельности. Опосредованность познания. Конфликтный характер деятельности. Творческий характер деятельности. Противодействие преступной среде. Сочетания гласных и негласных форм деятельности. Трудности познавательной  деятельности.  Временной,  оперативный,  комплексный, индивидуальный характеры деятельности. Специфика деятельности и личность сотрудника оперативного аппарата органов внутренних дел. Соблазны в деятельности сотрудника оперативного аппарата органов внутренних дел. Профессиональная   бдительность.   Особенности   ролевой   деятельности. Пластичность поведения и достижение успеха в работе. Психологические барьеры и пути их преодоления. Эмоциональный характер деятельности. Чрезмерное стремление к успеху. Динамизм оперативной обстановки. Коммуникативный характер деятельности. Нормативный аспект деятельности. Давление общественного мнения. Статистические и динамические социально-психологические явления и оперативно-разыскная деятельность.

 

Перечень рекомендуемых источников:

  1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: научно-практический комментарий / под ред. А.Е. Чечетина. - Барнаул, 2007.

  1. Аврамцев В.В., Носков В.А. Психотехника ОРД. Учебное пособие / Нижний Новгород. 2003.

  1. Аврутин Ю.Е. Основы психологии ОРД аппаратов уголовного розыска. Л., 2001.

  1. Андреев Н.В. Тренинги по переговорной деятельности: Часть 1 Учебное пособие / М., 2004.

  1. Васильев В.Л. Юридическая психология./ СБП, 2001.

  1. Зубрилова И.С., Скрыпников А.И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД/ М., 2001.

  1. Лебедев И.Б., Цветков В.Л. Психология в правоохранительной деятельности. М., 2003.

  1. Основы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: учебник / под общ. ред. Ю.А. Агафонова, Ю.Ф. Кваши.- Краснодар, 2008

  1. Педагогические основы профессионального воспитания сотрудников правоохранительных органов в вузах МВД России: теория и практика: Монография / Белгород, 2008.

  1.  Ю.В. Чуфаровский, Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности, Изд. Проспект, Москва 2006

  1.  Ю.В. Чуфаровский, Юридическая психология, Изд. Проспект, 2005

 

 

Тема 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ОПЕРАТИВНОГО СОТРУДНИКА, КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОПЕРУПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ: ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОГРАММЫ И ПСИХОГРАММЫ.

 

Вопрос1. Психологические особенности оперативно – розыскной деятельности

Вопрос2. Психологические процессы и профессионально – значимые качества оперуполномоченного.

Вопрос3. Критерии профессиональной пригодности сотрудников ОРД.

Вопрос4. Профессиограмма и психограмма оперативного сотрудника.

 

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию:

  1. Психологические методы изучения личности, применение которых позволит учитывать психологические аспекты личности, имеющих важное значение для понимания проблем преступного поведения, его мотивации.

  1. Методы психологической диагностики, применяемые в юридической практике (визуальная психодиагностика).

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Оперативно-разыскная психология"