Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 06:28, контрольная работа
Цель методики: измерить уровень интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования и т. д.).
Инструкция: Тест состоит из двух частей, каждая из которых имеет четыре субтеста. Все задания имеют графическую форму.
Инструкция: Работа с ТАТ начинается с предъявления инструкции. Обследуемый удобно сидит, настроившись работать по меньшей мере час-полтора, несколько таблиц (не более 3—4) лежат наготове изображением вниз. Инструкция состоит из двух частей. Первая часть инструкции должна зачитываться дословно наизусть, причем два раза подряд, невзирая на возможные протесты обследуемого. Текст первой части инструкции:
«Я буду показывать Вам картины, Вы посмотрите на картину и, отталкиваясь от нее, составите рассказик, сюжет, историю. Постарайтесь запомнить, что нужно в этом рассказике упомянуть. Вы скажете, что, по-вашему, это за ситуация, что за момент изображен на картине, что происходит с людьми. Кроме того, скажете, что было до этого момента, в прошлом по отношению к нему, что было раньше. Затем скажете, что будет после этой ситуации, в будущем по отношению к ней, что будет потом. Кроме того надо сказать, что чувствуют люди, изображенные на картине или кто-нибудь из них, их переживания, эмоции, чувства. И еще скажете, что думают люди, изображенные на картине, их рассуждения, воспоминания, мысли, решения».
Инструкция содержит выделение пяти моментов, которые должны присутствовать в рассказах: 1) момент (настоящее), 2) прошлое, 3) будущее, 4) чувства, 5) мысли. Многословность инструкции и большое число связующих и разделительных оборотов служат цели четко разграничить эти 5 моментов, избежав при этом нумерации: "во-первых, во-вторых и т.п." Инструкция предполагает возможность свободно варьировать порядок изложения. Каждый из этих пяти моментов также задан в виде синонимического ряда, допускающего широкий спектр индивидуальных интерпретаций и тем самым способствующего проекции на содержание рассказов индивидуального образа мира и индивидуальных способов переработки информации. Так, например, ряд "до этого момента, в прошлом по отношению к нему, раньше" открывает возможность говорить как о непосредственном прошлом, измеряемом часами или минутами, так и об отдаленном, даже историческом прошлом. То же относится к будущему и остальным пунктам инструкции. Например, одному ничего не говорит слово "эмоции", зато понятно слово "чувства", для Другого слово "чувства" относится к чему-то возвышенному, зато слово "переживания" вполне употребительно, для третьего же слово "переживания" обязательно означает что-то конфликтное, болезненное, а вот слово "эмоции" более нейтрально. Разные слова имеют для разных людей Разный личностный смысл. Употребление синонимических рядов позволяет избежать излишней смысловой однозначности ситуации для обследуемого и способствует тем самым проекции его собственных смыслов.
После повторения дважды первой части инструкции следует своими словами и в любом порядке сообщить следующее (вторая часть инструкции):
После того, как обследуемый подтвердит, что он понял инструкцию, ему дается первая таблица. В том случае, если какие-то из пяти основных пунктов (например, будущее или мысли героев) будут отсутствовать в его рассказе, то основную часть инструкции следует повторить еще раз. То же самое можно сделать еще раз после второго рассказа, если и в нем будет упомянуто не все. Начиная с третьего рассказа инструкция больше не напоминается, а отсутствие в рассказе тех или иных моментов рассматривается как диагностический показатель. Если обследуемый будет задавать вопросы типа "Все ли я сказал?", то на них следует отвечать: "Если Вы считаете, что все, то рассказ закончен, переходите к следующей картинке, если считаете, что нет, и что-то нужно добавить, то добавьте". Такая конструкций должна присутствовать во всех ответах психолога на вопросы обследуемого: проговариваются все альтернативы. Иная форма ответа будет подталкивать обследуемого к определенному решению, что нежелательно.
После окончания первого и второго рассказов следует спросить у обследуемого, не было ли других вариантов. Вопрос задается обязательно в прошедшем времени, чтобы обследуемый не воспринял его как задание. Если варианты были, их следует записать. После этого стоит переспросить об этом еще раз через некоторое время, пропустив несколько рассказов, и уже больше к этому не возвращаться.
При возобновлении работы в начале второго сеанса необходимо спросить у обследуемого, помнит ли он, что нужно делать, и попросить его воспроизвести инструкцию. Если он правильно воспроизводит основные 5 пунктов, то можно начинать работать. Если какие-то моменты оказываются пропущены, необходимо напомнить "Вы забыли еще...", и после этого приступить к работе, более не возвращаясь к инструкции.
Специальные инструкции требуются при работе с таблицей 16 (чистое белое поле). Нередко она не смущает обследуемого, и он без дополнительных инструкций дает полноценный рассказ. В этом случае единственное, что следует сделать — это по окончании рассказа попросить представить другую ситуацию и сочинить еще один рассказ. Когда и он будет завершен, следует попросить сделать то же самое в третий раз. Дело в том, что таблица 16 выявляет актуально значимые проблемы обследуемого. Однако в том случае, если работают механизмы психологической защиты» препятствующие свободному проявлению в этом рас сказе личностных проблем, то эта актуальная проблематика в первом сюжете вытесняется, а во втором и особенно в третьем проявляется наиболее ярко. Если защита не настолько сильна, то наиболее информативным будет первый вариант.
Анализ результатов:
По результатам методики были получены следующие результаты:
Структурные показатели: обязательные
ном табл |
соблюдение инструкции
|
степ дета лиз |
уровень изложения |
эмоциональный фон рассказа | |||||
Наст.вр. |
Пр.вр. |
Б.вр. |
чувства |
мысли |
настроение |
интонация | |||
1 |
+ |
Н- |
Н- |
+ |
+ |
сред |
сюжет |
с грустного на веселое |
приподнятая |
2 |
+ |
H- |
H- |
+ |
- |
сред |
сюжет |
с обиды на счастье |
приподнятая |
3ВМ |
+ |
Н- |
Н- |
+ |
+ |
сред |
сюжет |
с горе на счастье |
приподнятое |
4 |
+ |
Н- |
Н- |
+ |
+ |
низк |
сюжет |
радость- обеспооенность- счастье |
приподнятая |
5 |
+ |
Н- |
+ |
+ |
+ |
низк |
сюжет |
забота- слезы |
приподнятая |
6ВМ |
+ |
Н- |
- |
+ |
+ |
сред |
сюжет |
бодрое- виноват- чувство облегчения |
приподнятое |
7ВМ |
+ |
Н- |
Н- |
+ |
+ |
сред |
сюжет, идентифик |
задумчивое- гордое -слезы радости |
приподнятая |
8ВМ |
+ |
+ |
Н- |
+ |
+ |
низк |
сюжет |
переживание- уважение,гордость |
приподнятая |
9ВМ |
+ |
Н- |
хН- |
- |
- |
низк |
сюжет |
усталость- чувство гордости |
приподнятое |
10 |
+ |
Н- |
хН- |
+ |
+ |
сред |
сюжет, идентифик |
счастье, спокойствие, тепло |
приподнятая |
11 |
+ |
- |
Н- |
+ |
+ |
низк |
сюжет, идентифик |
страх,опасность, чувство помощи, счастье |
приподнятая |
12М |
+ |
Н- |
хН- |
+ |
+ |
сред |
сюжет, идентифик |
чувство помощи от отца |
приподнятое |
13МF |
+ |
Н- |
- |
+ |
+ |
низк |
сюжет |
огорчение, слезы,радость, счастье |
приподнятая |
14 |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
сред |
сюжет, идентифик |
печаль, грусть, бодрость,с частье |
приподнятая |
15 |
+ |
Н- |
хН- |
+ |
+ |
низк |
сюжет |
грусть, печаль, счастье |
приподнятое |
16 |
+ |
хН- |
- |
+ |
- |
сред |
сюжет, идентифик |
весело, хорошо |
приподнятая |
16 |
+ |
- |
Н- |
+ |
+ |
сред |
сюжет, идентифик |
спокойно, радостно, счастье, наслаждение |
приподнятая |
16 |
+ |
- |
Н- |
+ |
+ |
сред |
Сюжет идентифик |
Гордость ,счастье |
приподнятая |
Вывод: Исходя из этой таблицы можно сказать, что испытуемый хорошо ориентируется в ситуациях, что свидетельствует легкость построения ситуации в настоящем времени. Частое отсутствие прошлого в рассказах говорит о трудностях в использовании человеком своего прошлого опыта. Либо у человека все быстро изглаживается из памяти, либо прошлый опыт настолько тягостен, что вытесняется из памяти. Формализация, укорачивание будущего говорит о нарушении механизма планирования собственной деятельности, построения временной перспективы. Это, в свою очередь, может иметь место при следующих условиях. Во-первых, при сильной фиксации на настоящем, обычно при существующем сильном неблагополучии. В этом случае человек замыкается на себе и на текущем моменте, не верит в позитивный исход и вследствие этого ему тяжело думать о будущем, в котором его ждет то же самое, если не хуже. Этот депрессивный фон может быть создан какими-то сильными стрессогенными событиями, а может накоплением микротравм и постепенным нарастанием астенизации при общей пассивной позиции. Во-вторых, нарушения планирования могут свидетельствовать просто о неумении, неспособности человека планировать свою жизнь в силу либо чрезмерной импульсивности, готовности к реагированию на актуальные стимулы, которая мешает подчинить себе собственное поведение, либо низкого (или функционально сниженного) интеллекта, которому просто не под силу задача планирования личного будущего. Абсолютное количество упоминаний мыслей и чувств во всех рассказах, что говорит о степени интенсивности соответственно процессов интеллектуальной и эмоциональной переработки информации. Во-вторых, их количественное соотношение, преобладание того или другого, что говорит об общем рациональном или эмоциональном складе человека. В-третьих, это свидетельствует о гармонии аффективной и интеллектуальной сферы человека. Устойчивая низкая степень детализации может быть также показателем тенденции к игнорированию поступающей извне информации. Во многих рассказах встречается уровень идентификации, который служит признаком интереса к мыслям и переживаниям других людей, эмпатии как черты личности. В большинстве рассказов присутствует эмоциональный фон с хорошего на плохой, что говорит о том, что как бы не было плохо все равно кончится все хорошо.
Рекомендации: Выяснить, что у испытуемого связано с прошлым какой опыт был у него там, и постараться как то изменить отношение к этому прошлому. Помочь человеку видеть в будущем позитивный исход, помочь научиться планировать свои будущие дела, выяснить какие были микротравмы и постараться изменить отношение к ним. Научиться слушать других при этом прислушиваться и к себе. Не принимать слишком близко к сердцу проблемы и заботы других.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Денисов А. Ф., Культурно свободный тест интеллекта Р. Кеттелла (Руководство по использованию). Денисов А. Ф., Дорофеев Е. Д. – СПб.: Иматон, 1996. – 17 с.
Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности Адаптированный тест ММРI- М., 2002