Контрольная работа по психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:19, контрольная работа

Краткое описание

Данный вопрос очень актуален, поскольку до сих пор в нашей стране не существует официального определения сложного нарушения как особого вида детской и взрослой инвалидности. Инвалидность до сих пор определяется по одному, наиболее выраженному нарушению. Например, слепоглухие люди в нашей стране являются чаще всего инвалидами детства по зрению, реже — по движению или по слуху, а иногда и по психическому заболеванию. Современное определение «слепоглухой» в других странах мира зависит от условий обучения слепоглухих и нормативных документов, принятых в конкретном государстве. Например, отнесение ребенка или взрослого инвалида к категории слепоглухих в США или Скандинавских странах гарантирует ему место для бесплатного обучения в специальной школе и особое социальное обслуживание (бесплатные перевод, сопровождение, транспортные услуги и т. д.).

Содержание

Введение

I. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития……………………………………………………………………....…..4
I. 1.Понятие о сложном нарушении развития………………………..….…...4
I. 2. Исторический экскурс………………………………………………….…5
II. Роль экзогенных факторов в формировании сложных нарушений развития………………………………………………….……………..…….......8
II.1 Внутриутробная краснуха………………………………….…….……….9
II.2 Глубокая недоношенность ……………………………………….….....11
III.3 Ретинопатия недоношенных……………………………………………..12
II.3 Врожденная цитомигаловирусная инфекция……….……….………….13

Вывод
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

МИНОБРНАУКИ РОССИИ.docx

— 46.20 Кб (Скачать файл)

К экзогенным по происхождению заболеваниям, приводящим к сложному и даже множественному нарушению развития, относятся различные пренатально (внутриутробно) и постнатально перенесенные заболевания. Наиболее известными из таких внутриутробных заболеваний является краснуха, корь, туберкулез, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.

 

 

Внутриутробная краснуха

 

      В последние  полвека все чаще встречающимися  заболеваниями, приводящими к сложному  врожденному нарушению у ребенка, становятся вирусные инфекции, перенесенные  женщиной во время беременности  и переданные через кровь будущему  ребенку. Долгое время во многих  странах мира особенно опасным  для зрения и слуха ребенка  считалось заболевание женщины  во время беременности краснухой. Пандемия краснухи, прокатившаяся по странам Западной Европы, США, Австралии в начале 60-х годов прошлого века, поразила и множество беременных женщин, вызвав огромное число выкидышей, мертворождений и появление на свет большого числа детей с тяжелыми врожденными заболеваниями.

      Вирус краснухи  проникает от заболевшей матери  через плаценту в плод и  может вызвать множественные  пороки развития ребенка. Этот  вирус замедляет деление клеток  развивающегося плода и отрицательно  действует на его иммунную  систему. Наибольший риск множественного  поражения плода возникает на  ранних сроках беременности, когда  глаза, уши и сердце развиваются  наиболее интенсивно. Считается, что  примерно треть детей, перенесших  краснуху в утробе матери, появляются  на свет со сложными врожденными  нарушениями. Примерно 87% пораженных  детей имеют нарушения слуха, 46% — врожденный порок сердца, 34% — врожденные нарушения зрения  и 39% — трудности в обучении. У  части детей все эти пороки  развития встречаются одновременно  в виде врожденной катаракты  обоих глаз, глухоты и врожденного  порока сердца. Специалисты называют  это сочетание «триада Грегга» — по имени голландского врача, впервые установившего связь между заболеванием краснухой беременной женщины и тяжелыми пороками развития ее будущего ребенка. У некоторых детей последствия внутриутробного заражения вирусом краснухи проявляются спустя месяцы после рождения в виде тяжелых соматических заболеваний, катаракты, прогрессирующего нарушения слуха, заболевания сахарным диабетом, детским церебральным параличом и др.

      Диагноз  внутриутробно перенесенной краснухи  может быть установлен вирусологическими  или серологическими лабораторными анализами. С начала 70-х годов в развитых странах мира проводятся профилактические прививки против краснухи, которые свели до минимума случаи рождения детей с синдромом врожденной краснухи. В России такие прививки до 1998 года не проводились.

     По наблюдениям Басиловой Т.А и Александровой Н. А многих детей с внутриутробно перенесенной краснухой выяснилось, что среди них были дети с «триадой Грегга», или, как еще ее называют, ядерной краснухой, — с врожденной двусторонней катарактой, двусторонней нейросенсорной глухотой и врожденным пороком сердца. Встречались дети с врожденной катарактой и глухотой без выраженных сердечных нарушений. Были дети с нарушением слуха и тяжелым косоглазием, а также умственно отсталые с нарушением слуха и зрения.  Наблюдались  дети только с нарушением слуха и трудностями в обучении и поведении. В каждом отдельном случае это была особая история развития. Главным залогом успеха в этой истории всегда было отношение родителей к ребенку.

      Во всех  наблюдаемых случаях, кроме тех редких, когда родители отказывались от воспитания ребенка, детям с внутриутробно перенесенной краснухой в раннем или дошкольном возрасте делали операцию глаз по удалению катаракты, и они переставали быть слепыми, чаще всего имели предметное зрение, которое обычно улучшалось с возрастом и с обучением ребенка. Но достаточно благоприятный прогноз развития зрения после операций и даже имплантаций искусственного хрусталика у таких детей, к сожалению, не всегда носил длительный характер. Наблюдения зарубежных ученых показывают, что примерно в четверти случаев зрение таких детей может резко ухудшиться после 18 лет из-за отслойки сетчатки.  На практике известны подобные истории трех таких детей, которые ослепли после 18—25 лет. Но к этому возрасту они уже имели образование, а некоторые — профессию и семью.

      Все дети  с внутриутробно перенесенной  краснухой всегда отставали в  росте и массе тела. Они с  раннего детства очень плохо  ели и прибавляли в весе. Поэтому  правильное питание такого ребенка  было одной из самых первых  серьезных проблем его развития. Главным правилом при организации  питания было соблюдение его  калорийности при меньшем объеме  пищи. В воспитании этих детей всегда трудно использовать вкусненькое как подкрепление правильного поведения. Этим детям все невкусно! Но зато они страстно любят светящиеся или сверкающие предметы, а также ярко окрашенные. При самом небольшом остаточном зрении они с удовольствием рассматривают такие предметы или картинки, и это удается хорошо использовать при их обучении.

 

 

Глубокая недоношенность

 

      В последние  годы ряд специалистов отмечают  рост числа детей с врожденными  множественными нарушениями, появившихся  на свет глубоко недоношенными  и спасенными благодаря достижениям  современной медицины. Эти дети  рождаются такими незрелыми и слабенькими, что не могут жить самостоятельно. Они не могут сами дышать, и их помещают в специальные условия, где обеспечивается искусственная вентиляция легких. Специальные технические устройства должны следить за газовым составом крови каждого такого ребенка и регулировать подачу кислорода. Кроме того, эти дети должны получать медикаментозное лечение с самого рождения.

      У 70% недоношенных  детей с очень низкой массой  тела при рождении независимо  от характера родов могут развиться  мозговые кровоизлияния, которые  приводят к поражению центральной  нервной системы. Из-за интенсивной  кислородной терапии и других  причин могут наступить сенсорные нарушения; эти дети могут иметь различные заболевания внутренних органов.

      По последним  данным, примерно 35% детей, появившихся  на свет глубоко недоношенными  и с очень малым весом, могут  отставать в умственном развитии. От 12 до 15% недоношенных детей могут  иметь детский церебральный паралич. Примерно у 3—10% недоношенных детей  обнаруживаются аномалии развития  глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте (врожденная глаукома, врожденная катаракта, атрофия зрительного нерва, ретинопатия и др.). Как следствие глубокой недоношенности у таких детей приблизительно в 1—5% случаев могут наблюдаться и нарушения слуха. В ряде случаев эти нарушения сочетаются у одного ребенка.

      Причинами  глубокой недоношенности считаются  хронические заболевания матери, наследственные пороки развития, инфекционные заболевания во  время беременности, а также различные  социально-психологические факторы, неблагоприятно влияющие на развитие  ребенка во внутриутробный период. Преждевременное появление на  свет детей иногда связывают  также с применением их матерями  различных гормональных противозачаточных  средств до зачатия ребенка  и многими другими факторами. Есть данные о том, что дети, появившиеся на свет путем  искусственного оплодотворения, примерно  в 70% случаев рождаются недоношенными, и в 30% эти родившиеся преждевременно  дети могут иметь нарушения  развития.

      По данным  современной медицины, до 60% людей, являющихся  инвалидами с детства, родились  на свет глубоко недоношенными. Хорошо оснащенные медицинские  центры для недоношенных детей  дают возможность выжить детям  с тяжелыми генетическими пороками  развития и различными внутриутробными  поражениями. Родители, дети которых  появились на свет глубоко  недоношенными и находились на  выхаживании, рассказывали, что иногда  врачи предупреждали их о возможности  тяжелых осложнений развития  у детей и просили дать специальное  письменное разрешение на их  реанимацию.

      Большинство (около 70%) наблюдаемых нами детей  раннего возраста со сложными  сенсорными нарушениями родились  недоношенными, из них часть —  от многоплодных беременностей (из  двойни и тройни). Среди недоношенных  преобладали дети со II и III степенью  недоношенности. Причиной нарушения  зрения у этих детей чаще  всего являлась ретинопатия недоношенных (2/3 случаев), затем — атрофия зрительных нервов и врожденная катаракта. В исследованной нами группе детей частота тотальной или практической слепоты увеличивалась с увеличением степени недоношенности. Напротив, выраженность нарушений слуха, тяжесть двигательных и интеллектуальных расстройств не были прямо связаны со степенью недоношенности. Если у этих детей имелись нарушения и слуха, и зрения, то они являлись чаще всего врожденными, но иногда нарушения сенсорных функций возникали в другое время и по разным причинам. Например, к врожденной слепоте, обусловленной ретинопатией недоношенных, после перенесенного в возрасте нескольких месяцев гнойного менингита присоединялась нейросенсорная глухота. Часть наблюдаемых нами недоношенных детей перенесла нейроинфекции сразу после рождения, и, как правило, в этих случаях нарушения развития были наиболее тяжелыми вследствие серьезного поражения головного мозга.

 

 

Ретинопатия недоношенных

 

В настоящее время среди специалистов нет единого мнения о причинах и механизмах возникновения ретинопатии недоношенных (РН). Известно, что риск развития этого заболевания выше у детей, перенесших тяжелые инфекции, кровоизлияния в желудочки мозга (ВЖК), синдром дыхательных расстройств (СДР), длительную кислородотерапию с подачей 80—100% кислорода и возникновением чрезмерной концентрации его в крови. Необходимо заметить, что поддержание нормального уровня кислорода в крови не исключает развития ретинопатии, хотя снижает частоту ее возникновения у глубоко недоношенных детей. Есть убедительные данные о повреждающем действии света на незрелую сетчатку.

      В основе  заболевания лежит нарушение  нормального роста сосудов сетчатой  оболочки глаза, которое при прогрессирующем  течении приводит к появлению  очагов поражения (III стадия), а затем  к частичной (IV стадия) или полной (V стадия) отслойке сетчатки. Активная  фаза заболевания длится в  среднем 3—6 месяцев и завершается  либо обратным развитием (при I и II стадиях заболевания), либо прогрессированием  процесса (до III—V стадий) с развитием  остаточных изменений разной  степени выраженности. При глубоких  стадиях заболевание сопровождается  внутриглазными кровоизлияниями, помутнением  стекловидного тела, хрусталика, поражением  радужки и нарушением подвижности  зрачка. Кроме того, рубцовая стадия  РН влечет за собой такие  осложнения, как косоглазие, нистагм, глаукому, катаракту, нарушения рефракции (близорукость и дальнозоркость).

      Профилактическое  лечение при ретинопатии недоношенных, проводимое при помощи лазерной и криохирургической коагуляции, должно проводиться не позже 72 часов после выявления III стадии заболевания. Эффективность лечения может быть разной и зависит в значительной степени от зоны поражения. Проводят хирургическое лечение и в конечных, рубцовых стадиях заболевания, чаще всего это удаление поврежденных стекловидного тела и хрусталика. Делают эти операции с целью предотвращения или уменьшения отслойки сетчатки, которая возникает вследствие того, что ее травмируют, тянут измененные рубцами ткани глаза. Офтальмологи отмечают, что возможно восстановить прилегание сетчатки, но, к сожалению, улучшить функцию глаза удается не более чем у половины удачно прооперированных пациентов. Значительное снижение зрительных функций отмечается не только при формировании тяжелых стадий РН, но и в ряде случаев при наличии минимальных изменений после перенесенных ранних стадий заболевания. Это объясняют недоразвитием рецепторов сетчатки или их повреждением, возникающим как в процессе заболевания, так и в процессе хирургического лечения; частым повреждением зрительных путей и центров у этих пациентов; невозможностью обеспечить нормальное развитие зрительных функций при остаточных повреждениях глаза у младенцев, в период формирования как самой сетчатки, так и зрительной функции в целом. Анализ остроты зрения у детей разного возраста, перенесших РН, показывает, что при I и II степени РН острота зрения колеблется от 0,2 до 0,9; при III степени — от 0,5 до 0,001; при IV — от 0,05 до светоощущения; при V степени в большинстве случаев это неуверенное светоощущение или тотальная слепота. Напомним, что нормальная острота зрения равна 1,0.

      Непонимание  характера заболевания родителями больного ребенка приводит к тому, что они в надежде исцеления верят врачам, обещающим после ряда операций достигнуть предметного зрения у малыша, перенесшего РН V стадии с тотальной отслойкой сетчатки. Специалисты отмечают, что дети, родившиеся глубоко недоношенными и потерявшие зрение в результате РН, могут достаточно успешно развиваться.

 

 

Врожденная цитомигаловирусная инфекция

 

      Другим  вирусным внутриутробным заболеванием, которое может привести к сложному  дефекту, является цитомегаловирусная  инфекция (ЦМВ). Вирус этого заболевания  передается при близком контакте  и считается наиболее распространенным  среди всех врожденных инфекций. Заболевание часто протекает  у детей почти без видимых  симптомов и подтверждается только  после серологических лабораторных  исследований. В период новорожденности  это заболевание проявляется  у некоторых детей в виде  затяжной желтухи, а в раннем  детском возрасте — в виде  пневмоний, менингоэнцефалитов, энтероколитов и других заболеваний. Как следствие этой врожденной инфекции у детей могут возникать одиночные (врожденная косолапость, глухота, деформация нёба и микроцефалия) или множественные поражения органов (глухота и заболевания глаз в виде хориоретинита или атрофии зрительных нервов), а также поражение ЦНС, приводящее к детскому церебральному параличу (ДЦП), умственной отсталости или первичной задержке психического развития. ЦМВ может быть причиной преждевременных родов и глубокой недоношенности.

      Басилова Т.А и Александрова Н. А наблюдали детей с врожденной цитомегалией у себя на консультациях, в детском доме для слепоглухих, в школах для глухих. Это были самые разные сочетания нарушений: например, в одном случае врожденная нейросенсорная глухота, остаточные явления ДЦП и миопический астигматизм при нормальном интеллектуальном развитии или нейросенсорная тугоухость, частичная атрофия зрительных нервов и выраженная умственная отсталость — в другом.

Причинами врожденных нарушений зрения и слуха, нарушений зрения и умственной отсталости может стать заболевание матери токсоплазмозом, сифилисом и прочее.

Такие постнатальные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.

 

Вывод

Информация о работе Контрольная работа по психологии