Контрольная работа по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:03, контрольная работа

Краткое описание

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.
Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

Содержание

Введение…………………………………………………………………Стр.3
Глава I. Межличностное взаимодействие…………………………….Стр. 4
1.1. Задачи межличностного взаимодействия………………………Стр. 4
1.2. Межличностные отношения…………………………………….Стр. 6
Глава II. Психология общения и межличностные отношения. …….Стр. 7
2.1. Межличностное общение…………………………………………Стр. 7
2.2. Структура общения в межличностных отношениях……………Стр. 9
2.3. Функции общения в межличностных отношениях……………..Стр. 10
2.4. Психология межличностного воздействия………………………Стр. 13
Заключение …………………………………………………………….Стр. 15
Библиографический список использованной литературы. …………Стр. 16
Приложение 2. …………………………………………………………Стр. 17
Практические задания ……………………………………………………Стр. 19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 
2.4. Психология межличностного воздействия

 
Сущность психологического воздействия сводится к взаимному  обмену информацией и взаимодействию. С содержательной стороны психологическое воздействие Может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д. и осуществляться на разных уровнях психики: на осознаваемом и неосознаваемом. 
 
Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и даже исследователя своего процесса воздействия. Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса и многих Других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению. 
 
Субъект межличностного воздействия: 
 
- изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; 
 
- выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; 
 
- учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности-неуспешности воздействия; 
 
- организует противодействие объекту (при возможном контрвоздействии объекта на субъект) и т. д. 
 
В том случае, если реципиент не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манипулятивного воздействия. 
 
Объект межличностного воздействия (реципиент), будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях, осуществлять контрвоздействие на коммуникатора. Объект соотносит предлагаемую ему коммуникатором информацию с имеющимися у него ценностными ориентациями и своим жизненным опытом, после чего принимает решения. К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия в коммуникационном обмене и другие особенности. 
 
Процесс межличностного психологического воздействия (влияния), будучи в свою очередь многомерной системой, включает стратегию, тактику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия. Стратегия — это способы действий субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Тактика — это решение промежуточных задач психологического воздействия, посредством использования различных психологических приемов. 
 
В социальной психологии выделяют вербальные (речь) и невербальные (паралингвистические) особенности средств воздействия. К методам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), а также внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим. Формы межличностного воздействия могут быть речевые (письменные и устные) и наглядные. Система аргументации предполагает как мировоззренческие (абстрактные) доказательства, так и сведения конкретного характера (цифровая и фактологическая информация легче запоминается и сопоставляется). Желательно учитывать принципы отбора и предъявления информации — доказательность и удовлетворение информационных потребностей конкретного объекта, а также коммуникационные барьеры (познавательные, социально-психологические и др.) 
 
Критерии эффективности воздействия делятся на стратегические (отсроченные в перспективе, например мировоззренческие) и тактические (промежуточные), которыми руководствуются непосредственно в процессе воздействия на партнера (речевые высказывания, мимика и др.). В качестве промежуточных критериев эффективности межличностного воздействия субъект может использовать изменение психофизиологических, функциональных, паралингвистических, вербальных, проксемических, поведенческих характеристик объекта. Использование критериев желательно осуществлять в системе, сопоставляя их различную интенсивность и частоту проявления. 
 
Условия воздействия включают место и время общения, а также количество участников, на которых оказывается воздействие. 
 
Если общение не является фактическим, оно обязательно имеет или во всяком случае предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности людей. Такое общение выступает как межличностное взаимодействие, т. е. совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Межличностное взаимодействие представляет собой последовательность развернутых в времени реакций людей на действия друг друга: поступок индивида А., изменяющий поведение Б., вызывает с его стороны ответные реакции, которые в свою очередь воздействуют на поведение А.

Заключение

Общение имеет  огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении  разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. 
 
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурным и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека.  
 
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.  
 
Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми. 

Библиографический список использованной литературы 
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.  
 
2. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. —   М.: Изд-во  МГУ, 1982.  
 
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983. 4. Брушлинский А. В., Поликарпове. А. Мышление и общение. — Минск: Изд-во «Университетское», 1990.  
 
5. Знаков В. В. Понимание в познании и общении / РАН. — М.: ИП РАН, 1994.  
 
6. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. — М.: Политиздат, 1987.  
 
7. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. —   М.: Наука, 1975. — 295 с.  
 
8. Леонтьев А. А. Проблемы развития психики. — М.: Наука, 1985. 9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. Забродин. —М.: Наука, 1989.  
 
10. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. 11. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агенство, 1996.  
 
12. Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.  
 
13. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. Л., 1967. 
 
14. Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1983. 
 
15. Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.        
 
16. Резников Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.  
 
17. Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.  
 
18. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977. 
 
19. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. 
 
20. Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.

Приложение 2

Функции общения в межличностных  отношениях

 

 
 




 

 

 
1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.С. 508.

 
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 381.

 
1 Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968. С. 383.

 
1 Межличностное восприятие и понимание // Современная психология: Справочное Руководство /   Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.С. 508.

 
1 Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.  151 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические  задания

1. Предположим, вы руководите избирательной кампанией

одного из кандидатов в меры города, а ваш кандидат – женщина,

которую горожане мало знают. Ваша главная цель на данном эта-

пе – привлечь внимание избирателей к вашему кандидату.

Выберите из приведенных  ниже вариантов действий наи-

более предпочтительные и объясните причины своего выбора.

А. Вашему кандидату для  привлечения внимания лучше

выступить по местному телевидению  с короткой агитационной

речью:

1) в музыкальной программе;

2) в ток-шоу.

Я считаю, что  моему кандидату с короткой агитационной речью лучше выступить в ток-шоу, так как люди должны не только услышать, но и увидеть отношение моего кандидата к какой- либо ситуации.

 

Б. Рекламу в городской  газете лучше:

1) разместить в трех  местах небольшими кусками;

2) дать одно объявление на целую полосу

 

Я бы дала одно объявление на целую полосу потому, что многие люди не читают всю газету,а  просто пролистывают ее, интересуясь  в ней какими-то большими интересными  статьями, зачастую не замечая каких- либо маленьких статей.

 

2. Психолог провел следующий опыт: он предупредил

группу испытуемых, что  им будет предложено несколько слов,

относящихся к области  кораблестроения. Затем им были продик-

тованы звукосочетания: парс, палубь, пелистан. Испытуемые ин-

терпретировали их как  парус, палуба, пристань. Затем те же зву-

косочетания были предложены другой группе используемых на

этот раз им сказали, что слова будут связаны с  животным миром.

А. Как, по вашему мнению, испытуемые интерпретировали

звукосочетания на этот раз? Обоснуйте свое предположение (мо-

жете сами провести такой  опыт с друзьями и описать его  резуль-

таты).

Парс                    Барс

Палубь                 Голубь

Пелистан             Пеликан

Б. Почему испытуемые из разных групп по-разному реаги-

ровали на одни и те же слова? Обоснуйте ответ.

Испытуемые  из разных групп отвечали по-разному потому, что у всех людей разное мышление и мировоззрение, поэтому  они и отвечают по-разному.




Информация о работе Контрольная работа по психологии и педагогике